Контроль качества медицинской помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль качества медицинской помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 32 "Медицинская помощь" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации""Из анализа положений статей 2, 39, 40, 42 Закона N 326-ФЗ, статей 10, 32, 37, 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2021 N 231н "Об утверждении порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения", следует, что заключения о результатах экспертизы качества медицинской помощи сами по себе не возлагают на Истца каких-либо властно-распорядительных предписаний, не являются ненормативными правовыми актами, а носят рекомендательный характер и являются лишь основанием для выдачи предписаний (аналогичные выводы содержится в определении Верховного суда Российской Федерации от 09.01.2018 по делу N 305-ЭС17-19920)."
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, возникающие из договора обязательного медицинского страхования: Страховая медицинская организация хочет взыскать с Медицинской организации штрафы за неоказание или ненадлежащее оказание медицинской помощи в рамках программы ОМС
(КонсультантПлюс, 2025)Между Медицинской организацией (Организацией (ИП), осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования) и Страховой медицинской организацией заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. Нормативными актами и договором предусмотрена уплата штрафов Медицинской организацией за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества. При проведении медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи Страховой медицинской организацией выявлены соответствующие нарушения прав застрахованных лиц со стороны Медицинской организации. Медицинской организации были направлены акты экспертиз и предписание об уплате штрафов. Медицинская организация в добровольном порядке штрафы не уплатила.
(КонсультантПлюс, 2025)Между Медицинской организацией (Организацией (ИП), осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования) и Страховой медицинской организацией заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. Нормативными актами и договором предусмотрена уплата штрафов Медицинской организацией за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества. При проведении медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи Страховой медицинской организацией выявлены соответствующие нарушения прав застрахованных лиц со стороны Медицинской организации. Медицинской организации были направлены акты экспертиз и предписание об уплате штрафов. Медицинская организация в добровольном порядке штрафы не уплатила.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)§ 1. Контроль качества медицинской помощи
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)§ 1. Контроль качества медицинской помощи
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Изменено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности (25.10.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Изменено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности (25.10.2025)
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста организации здравоохранения"Больница не представила на экспертизу протоколы вскрытий - суды решили, что нарушений нет (24.09.2025)
Статья: Юридическая составляющая лечения пациента и медицинская экспертиза
(Колодкин Б.Б., Сингилевич Д.А.)
("Медицинское право", 2024, N 3)Контроль качества оказанной медицинской помощи осуществляется посредством проведения медицинской экспертизы. Для этого гражданин может обратиться в страховую медицинскую организацию, территориальный фонд ОМС или Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Непосредственно экспертное исследование по поручению указанных организаций осуществляют эксперты из числа включенных в реестр экспертов качества медицинской помощи.
(Колодкин Б.Б., Сингилевич Д.А.)
("Медицинское право", 2024, N 3)Контроль качества оказанной медицинской помощи осуществляется посредством проведения медицинской экспертизы. Для этого гражданин может обратиться в страховую медицинскую организацию, территориальный фонд ОМС или Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Непосредственно экспертное исследование по поручению указанных организаций осуществляют эксперты из числа включенных в реестр экспертов качества медицинской помощи.
Статья: О реализации основных направлений информационного обеспечения ФСИН России
(Садыкова Р.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Одним из приоритетных направлений развития организации медицинской службы УИС является изучение новых способов контроля качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях. В Ижевском филиале Научно-исследовательского института ФСИН России была разработана информационно-аналитическая система для контроля качества медицинской помощи. С целью оптимизации работы был разработан программный комплекс информационно-аналитической системы оценки качества медицинского обслуживания в УИС, который успешно прошел апробацию в медицинском отделе УФСИН России по Удмуртской Республике <6>.
(Садыкова Р.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Одним из приоритетных направлений развития организации медицинской службы УИС является изучение новых способов контроля качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях. В Ижевском филиале Научно-исследовательского института ФСИН России была разработана информационно-аналитическая система для контроля качества медицинской помощи. С целью оптимизации работы был разработан программный комплекс информационно-аналитической системы оценки качества медицинского обслуживания в УИС, который успешно прошел апробацию в медицинском отделе УФСИН России по Удмуртской Республике <6>.
Статья: Роль криминалистики в системе профилактики ятрогенных преступлений: потенциал и возможности
(Волчецкая Т.С., Лавриненко А.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)В статье представлены результаты анализа эффективности расследования и профилактики ятрогенных преступлений, а также краткий обзор доктринальных подходов к пониманию и содержанию криминалистической профилактики в российской криминалистической науке, показано ее место в системе общей профилактики преступлений. Выдвинута и обоснована гипотеза о целесообразности использования данных криминалистической характеристики в системе мер криминалистической профилактики, показаны основные направления дальнейшей разработки средств и методов профилактики ятрогенных преступлений. Обосновано предложение о внедрении в систему непрерывного медицинского образования и повышения квалификации медицинских работников систематического информирования о выявленных фактах криминальной ятрогении, причинах ее возникновения, способствовавших этому условиях. Показана целесообразность расширения спектра задач при профилактике профессиональных преступлений, совершаемых медицинскими работниками, за счет включения в них системы контроля качества оказания медицинской помощи.
(Волчецкая Т.С., Лавриненко А.А.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)В статье представлены результаты анализа эффективности расследования и профилактики ятрогенных преступлений, а также краткий обзор доктринальных подходов к пониманию и содержанию криминалистической профилактики в российской криминалистической науке, показано ее место в системе общей профилактики преступлений. Выдвинута и обоснована гипотеза о целесообразности использования данных криминалистической характеристики в системе мер криминалистической профилактики, показаны основные направления дальнейшей разработки средств и методов профилактики ятрогенных преступлений. Обосновано предложение о внедрении в систему непрерывного медицинского образования и повышения квалификации медицинских работников систематического информирования о выявленных фактах криминальной ятрогении, причинах ее возникновения, способствовавших этому условиях. Показана целесообразность расширения спектра задач при профилактике профессиональных преступлений, совершаемых медицинскими работниками, за счет включения в них системы контроля качества оказания медицинской помощи.
Ситуация: В каком порядке проводится экспертиза качества оказания медицинской помощи?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Контроль качества оказания медицинской помощи может быть осуществлен путем проведения экспертизы. Для ее организации и проведения гражданин вправе обратиться в страховую медицинскую организацию, в территориальный или федеральный фонд ОМС.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Контроль качества оказания медицинской помощи может быть осуществлен путем проведения экспертизы. Для ее организации и проведения гражданин вправе обратиться в страховую медицинскую организацию, в территориальный или федеральный фонд ОМС.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. Заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается супругу, близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушке, бабушке), а при их отсутствии иным родственникам либо законному представителю умершего, правоохранительным органам, органу, осуществляющему федеральный государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, и органу, осуществляющему федеральный контроль качества и условий предоставления медицинской помощи, по их требованию. По сути, данное правило является исключением из общего правила о запрете предоставления сведений, составляющих врачебную тайну.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. Заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается супругу, близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушке, бабушке), а при их отсутствии иным родственникам либо законному представителю умершего, правоохранительным органам, органу, осуществляющему федеральный государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, и органу, осуществляющему федеральный контроль качества и условий предоставления медицинской помощи, по их требованию. По сути, данное правило является исключением из общего правила о запрете предоставления сведений, составляющих врачебную тайну.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Как указано в решении Октябрьского районного суда Екатеринбурга Свердловской области от 29.05.2023 по делу N 2-2313/2023, в ПВТР ОАО "СОГАЗ", в котором А. с 15.12.2005 по 09.08.2022 работала врачом-экспертом в отделе организации и контроля качества медицинской помощи, было определено, что ежегодно с 1 июля в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги производится повышение уровня реального содержания заработной платы работникам, должностные оклады которых менее прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом размер увеличения должностных окладов не может быть ниже величины прожиточного минимума на душу трудоспособного населения в среднем по Российской Федерации за предшествующий годовой период; в остальных случаях решение об увеличении должностных окладов принимается председателем правления ОАО "СОГАЗ" с учетом финансовых показателей обособленных структурных подразделений и общества в целом. Представитель ответчика ссылался на то, что заработная плата истца превышает прожиточный минимум, а повышение оклада А. в период работы свидетельствует о том, что работодатель в ином порядке обеспечил реальное повышение заработной платы работника. Однако суд, проанализировав материалы дела, пришел к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании проиндексированной заработной платы по следующим причинам: 1) индексация полагалась не всем работникам, а значит, положение ПВТР нарушало ст. 9 ТК РФ; 2) изменение окладной части заработной платы истицы происходило либо в связи с изменением должности, либо в связи с изменением функционала (должностных обязанностей), либо в связи с изменением системы оплаты труда; 3) выплату премий нельзя рассмотреть как способ повышения реального содержания заработной платы, поскольку установленные у ответчика премии по своему содержанию являются стимулирующими выплатами, которые предназначены для вознаграждения сотрудников за высокие профессиональные качества и высокие результаты труда, т.е. были предназначены не для повышения уровня реального содержания заработной платы и ее покупательной способности, а являлись выплатами, которые входили в систему оплаты труда, зависели от производственных показателей и иных факторов.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Как указано в решении Октябрьского районного суда Екатеринбурга Свердловской области от 29.05.2023 по делу N 2-2313/2023, в ПВТР ОАО "СОГАЗ", в котором А. с 15.12.2005 по 09.08.2022 работала врачом-экспертом в отделе организации и контроля качества медицинской помощи, было определено, что ежегодно с 1 июля в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги производится повышение уровня реального содержания заработной платы работникам, должностные оклады которых менее прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом размер увеличения должностных окладов не может быть ниже величины прожиточного минимума на душу трудоспособного населения в среднем по Российской Федерации за предшествующий годовой период; в остальных случаях решение об увеличении должностных окладов принимается председателем правления ОАО "СОГАЗ" с учетом финансовых показателей обособленных структурных подразделений и общества в целом. Представитель ответчика ссылался на то, что заработная плата истца превышает прожиточный минимум, а повышение оклада А. в период работы свидетельствует о том, что работодатель в ином порядке обеспечил реальное повышение заработной платы работника. Однако суд, проанализировав материалы дела, пришел к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании проиндексированной заработной платы по следующим причинам: 1) индексация полагалась не всем работникам, а значит, положение ПВТР нарушало ст. 9 ТК РФ; 2) изменение окладной части заработной платы истицы происходило либо в связи с изменением должности, либо в связи с изменением функционала (должностных обязанностей), либо в связи с изменением системы оплаты труда; 3) выплату премий нельзя рассмотреть как способ повышения реального содержания заработной платы, поскольку установленные у ответчика премии по своему содержанию являются стимулирующими выплатами, которые предназначены для вознаграждения сотрудников за высокие профессиональные качества и высокие результаты труда, т.е. были предназначены не для повышения уровня реального содержания заработной платы и ее покупательной способности, а являлись выплатами, которые входили в систему оплаты труда, зависели от производственных показателей и иных факторов.