Контроль цен в неконтролируемых сделках
Подборка наиболее важных документов по запросу Контроль цен в неконтролируемых сделках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 N 12АП-2295/2023 по делу N А06-4656/2022
Требование: О признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисленного налога на прибыль.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Налоговый Кодекс РФ не исключает налоговый контроль за ценами в отношении сделок, не признаваемых контролируемыми, а только разграничивает соответствующие полномочия по уровням системы налоговых органов: проверка соответствия цен в контролируемых сделках в силу положений п. 1 ст. 105.17 НК РФ осуществляется центральным аппаратом ФНС России (с обязательным соблюдением положений раздела V.1 НК РФ, в т.ч. предусмотренных в гл. 14.3 НК РФ методов), а проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, которые не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки (с возможным, но не обязательным применением методов, предусмотренных в гл. 14.3 НК РФ, однако с обязательным доказыванием получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы посредством манипулирования ценой в сделках).
Требование: О признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисленного налога на прибыль.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Налоговый Кодекс РФ не исключает налоговый контроль за ценами в отношении сделок, не признаваемых контролируемыми, а только разграничивает соответствующие полномочия по уровням системы налоговых органов: проверка соответствия цен в контролируемых сделках в силу положений п. 1 ст. 105.17 НК РФ осуществляется центральным аппаратом ФНС России (с обязательным соблюдением положений раздела V.1 НК РФ, в т.ч. предусмотренных в гл. 14.3 НК РФ методов), а проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, которые не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки (с возможным, но не обязательным применением методов, предусмотренных в гл. 14.3 НК РФ, однако с обязательным доказыванием получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы посредством манипулирования ценой в сделках).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)В случаях совершения сделок, не отвечающих признакам контролируемых, контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных налоговых проверок (письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)В случаях совершения сделок, не отвечающих признакам контролируемых, контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных налоговых проверок (письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622).
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Однако судебная практика (Определения Верховного Суда РФ от 22.07.2016 N 305-КГ16-4920 по делу N А40-63374/2015, от 22.11.2016 N 306-КГ15-16059 по делу N А49-13370/2014), а также разъяснения финансовых органов (Письма ФНС России от 16.09.2014 N ЕД-4-2/18674@, от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@, Письма Минфина России от 25.02.2016 N 03-01-11/10321, от 26.12.2012 N 03-02-07/1-316, от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145) свидетельствуют о том, что НК РФ не исключает налоговый контроль за ценами в отношении сделок, не признаваемых контролируемыми, а только разграничивает соответствующие полномочия по уровням системы налоговых органов: проверка соответствия цен в контролируемых сделках в силу положений п. 1 ст. 105.17 НК РФ осуществляется центральным аппаратом ФНС России (с обязательным соблюдением положений раздела V.1 НК РФ, в т.ч. предусмотренных в гл. 14.3 НК РФ методов), а проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, которые не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки (с возможным, но не обязательным применением методов, предусмотренных в гл. 14.3 НК РФ, однако с обязательным доказыванием получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы посредством манипулирования ценой в сделках).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Однако судебная практика (Определения Верховного Суда РФ от 22.07.2016 N 305-КГ16-4920 по делу N А40-63374/2015, от 22.11.2016 N 306-КГ15-16059 по делу N А49-13370/2014), а также разъяснения финансовых органов (Письма ФНС России от 16.09.2014 N ЕД-4-2/18674@, от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@, Письма Минфина России от 25.02.2016 N 03-01-11/10321, от 26.12.2012 N 03-02-07/1-316, от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145) свидетельствуют о том, что НК РФ не исключает налоговый контроль за ценами в отношении сделок, не признаваемых контролируемыми, а только разграничивает соответствующие полномочия по уровням системы налоговых органов: проверка соответствия цен в контролируемых сделках в силу положений п. 1 ст. 105.17 НК РФ осуществляется центральным аппаратом ФНС России (с обязательным соблюдением положений раздела V.1 НК РФ, в т.ч. предусмотренных в гл. 14.3 НК РФ методов), а проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, которые не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки (с возможным, но не обязательным применением методов, предусмотренных в гл. 14.3 НК РФ, однако с обязательным доказыванием получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы посредством манипулирования ценой в сделках).
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)Обосновывая при этом допустимость корректировки налоговой базы налоговой инспекцией, суд апелляционной инстанции и суд округа отметили, что у инспекции имелось право при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов проверять правильность применения цен по тем операциям, которые не признаются контролируемыми сделками.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)Обосновывая при этом допустимость корректировки налоговой базы налоговой инспекцией, суд апелляционной инстанции и суд округа отметили, что у инспекции имелось право при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов проверять правильность применения цен по тем операциям, которые не признаются контролируемыми сделками.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)При этом суд апелляционной инстанции отметил, что в случае совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй НК РФ исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным сделкам может быть предметом выездных и камеральных проверок.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)При этом суд апелляционной инстанции отметил, что в случае совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй НК РФ исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным сделкам может быть предметом выездных и камеральных проверок.
Статья: Новые правила ТЦО и международного налогообложения
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- порядок определения цен и (или) методик (формул) ценообразования, применяемый в таких сделках, не изменялся после 01.03.2022;
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- порядок определения цен и (или) методик (формул) ценообразования, применяемый в таких сделках, не изменялся после 01.03.2022;
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Положения п. 17 ст. 280 НК РФ в части определения цен инвестиционных паев в целях налогообложения применяются исключительно в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с разд. V.1 НК РФ.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Положения п. 17 ст. 280 НК РФ в части определения цен инвестиционных паев в целях налогообложения применяются исключительно в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с разд. V.1 НК РФ.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)С 1 января 2016 года в целях налогообложения особенности определения рыночной цены обращающихся ценных бумаг (инвестиционных паев), установленные подп. 2, 3 п. 12, п. 14, п. 15, п. 19 ст. 280 НК РФ, применяются исключительно только в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с разделом V.1 НК РФ. В отношении сделок, не признаваемых контролируемыми в соответствии с разделом V.1 НК РФ, для целей налогообложения применяется фактическая цена этих сделок.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)С 1 января 2016 года в целях налогообложения особенности определения рыночной цены обращающихся ценных бумаг (инвестиционных паев), установленные подп. 2, 3 п. 12, п. 14, п. 15, п. 19 ст. 280 НК РФ, применяются исключительно только в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с разделом V.1 НК РФ. В отношении сделок, не признаваемых контролируемыми в соответствии с разделом V.1 НК РФ, для целей налогообложения применяется фактическая цена этих сделок.
Вопрос: Может ли быть доначислен налог на прибыль заимодавцу с суммы недополученного дохода по беспроцентному займу между юридическими лицами одной группы российских организаций?
(Консультация эксперта, 2024)Однако сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, не признаются контролируемыми. Следовательно, цены, примененные в указанных сделках, не могут контролироваться (пп. 7 п. 4 ст. 105.14, п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2024)Однако сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, не признаются контролируемыми. Следовательно, цены, примененные в указанных сделках, не могут контролироваться (пп. 7 п. 4 ст. 105.14, п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Кроме того, встречаются разъяснения контролирующих органов с позицией о праве территориальных инспекций проверять цены в неконтролируемых сделках во всех случаях безотносительно выявления фактов получения необоснованной налоговой выгоды.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Кроме того, встречаются разъяснения контролирующих органов с позицией о праве территориальных инспекций проверять цены в неконтролируемых сделках во всех случаях безотносительно выявления фактов получения необоснованной налоговой выгоды.
Готовое решение: Какие лица признаются взаимозависимыми
(КонсультантПлюс, 2025)По вопросу самостоятельных корректировок ФНС России в Письме от 11.03.2015 N ЕД-4-13/3833@ пояснила: во избежание привлечения к ответственности по п. 1 ст. 129.3 НК РФ налогоплательщик может самостоятельно скорректировать налоговые обязательства по сделкам с взаимозависимыми лицами, если цены не соответствуют рыночным.
(КонсультантПлюс, 2025)По вопросу самостоятельных корректировок ФНС России в Письме от 11.03.2015 N ЕД-4-13/3833@ пояснила: во избежание привлечения к ответственности по п. 1 ст. 129.3 НК РФ налогоплательщик может самостоятельно скорректировать налоговые обязательства по сделкам с взаимозависимыми лицами, если цены не соответствуют рыночным.
Вопрос: Организация реализовала на экспорт товар взаимозависимой иностранной организации с отсрочкой платежа. Нужно ли начислять проценты за отсрочку платежа, если в контракте отсрочка платежа не указана?
(Консультация эксперта, 2024)Если сделка не относится к контролируемым, налоговый орган может проверить цену, только если сделка приводит к получению необоснованной налоговой выгоды (ст. 54.1, абз. 4 п. 1 ст. 105.17 НК РФ, Письмо ФНС России от 05.07.2023 N БВ-4-7/8532).
(Консультация эксперта, 2024)Если сделка не относится к контролируемым, налоговый орган может проверить цену, только если сделка приводит к получению необоснованной налоговой выгоды (ст. 54.1, абз. 4 п. 1 ст. 105.17 НК РФ, Письмо ФНС России от 05.07.2023 N БВ-4-7/8532).
Вопрос: О представлении документации в целях налогового контроля при осуществлении контролируемых сделок.
(Письмо ФНС России от 01.09.2025 N ШЮ-17-13/2296)4. Из совокупного толкования положений раздела V.1 Кодекса следует, что соответствие (несоответствие) цены в контролируемой сделке рыночному уровню определяется с помощью применения методов, предусмотренных главой 14.3 Кодекса <2>.
(Письмо ФНС России от 01.09.2025 N ШЮ-17-13/2296)4. Из совокупного толкования положений раздела V.1 Кодекса следует, что соответствие (несоответствие) цены в контролируемой сделке рыночному уровню определяется с помощью применения методов, предусмотренных главой 14.3 Кодекса <2>.
Вопрос: О применении профессиональным участником рынка ценных бумаг методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг и определении цены по сделкам с ценными бумагами в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 01.03.2024 N 03-03-06/2/18405)В отношении применения цены сделки отмечаем, что по сделкам, не признаваемым контролируемыми в соответствии с разделом V.1 НК РФ, для целей налогообложения применяется фактическая цена этих сделок (пункт 29 статьи 280 Кодекса).
(Письмо Минфина России от 01.03.2024 N 03-03-06/2/18405)В отношении применения цены сделки отмечаем, что по сделкам, не признаваемым контролируемыми в соответствии с разделом V.1 НК РФ, для целей налогообложения применяется фактическая цена этих сделок (пункт 29 статьи 280 Кодекса).
Вопрос: Об определении в целях налога на прибыль фактической цены сделки при реализации российской организацией необращающихся ценных бумаг взаимозависимому российскому лицу, в том числе с дисконтом.
(Письмо Минфина России от 01.03.2024 N 03-03-06/1/18327)При этом в силу пункта 29 статьи 280 НК РФ положения подпунктов 2 и 3 пункта 12 и пунктов 14 - 17 и 19 статьи 280 НК РФ в части определения цен ценных бумаг (инвестиционных паев) в целях налогообложения применяются исключительно в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с разделом V.1 НК РФ. В отношении сделок, не признаваемых контролируемыми в соответствии с разделом V.1 НК РФ, для целей налогообложения применяется фактическая цена этих сделок.
(Письмо Минфина России от 01.03.2024 N 03-03-06/1/18327)При этом в силу пункта 29 статьи 280 НК РФ положения подпунктов 2 и 3 пункта 12 и пунктов 14 - 17 и 19 статьи 280 НК РФ в части определения цен ценных бумаг (инвестиционных паев) в целях налогообложения применяются исключительно в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с разделом V.1 НК РФ. В отношении сделок, не признаваемых контролируемыми в соответствии с разделом V.1 НК РФ, для целей налогообложения применяется фактическая цена этих сделок.