Контрактный аудит
Подборка наиболее важных документов по запросу Контрактный аудит (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Аудит в сфере закупок
(КонсультантПлюс, 2025)"...В процессе проведения аудита в сфере закупок оценке подлежат в том числе выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.
(КонсультантПлюс, 2025)"...В процессе проведения аудита в сфере закупок оценке подлежат в том числе выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)1. Закупки на проведение обязательного аудита проводятся в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)1. Закупки на проведение обязательного аудита проводятся в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом о контрактной системе.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"5. В электронном конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"5. В электронном конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Статья: Доказательная оценка как математическое моделирование. Модели стоимости и многомодельное мышление
(Кузнецов Д.Д., Старовойтов И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 6, 7)Классы (уровни) достоверности информации разработаны и используются в аудите, федеральной контрактной системе, в доказательной медицине. Эта проблема применительно к оценке недвижимости постоянно обсуждается в профессиональном сообществе <5>. Для оценки доказательности отчетов в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) достоверность информации является одним из ключевых понятий.
(Кузнецов Д.Д., Старовойтов И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 6, 7)Классы (уровни) достоверности информации разработаны и используются в аудите, федеральной контрактной системе, в доказательной медицине. Эта проблема применительно к оценке недвижимости постоянно обсуждается в профессиональном сообществе <5>. Для оценки доказательности отчетов в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) достоверность информации является одним из ключевых понятий.
Статья: Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 2)В электронном конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 млрд руб., обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 2)В электронном конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 млрд руб., обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)закупки осуществляются за счет бюджетных средств, условия предоставления которых в соответствии с бюджетным законодательством предусматривают соблюдение положений данного Закона. В таком случае АНО обязаны применять их в части соблюдения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта, мониторинга, аудита и отдельных видов контроля в сфере закупок (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание: Закон N 44-ФЗ не применяется к закупкам за счет субсидии, предоставленной на осуществление уставной деятельности АНО (Письмо Минфина России от 18.09.2020 N 24-01-08/82069);
(КонсультантПлюс, 2025)закупки осуществляются за счет бюджетных средств, условия предоставления которых в соответствии с бюджетным законодательством предусматривают соблюдение положений данного Закона. В таком случае АНО обязаны применять их в части соблюдения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта, мониторинга, аудита и отдельных видов контроля в сфере закупок (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание: Закон N 44-ФЗ не применяется к закупкам за счет субсидии, предоставленной на осуществление уставной деятельности АНО (Письмо Минфина России от 18.09.2020 N 24-01-08/82069);
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)5. В ч. 5 комментируемой статьи установлено, что в электронном конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)5. В ч. 5 комментируемой статьи установлено, что в электронном конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Аппарат ВС РФ включает в себя секретариаты, управления (систематизации законодательства и судебной практики, по организационному обеспечению рассмотрения обращений, документооборота и делопроизводства, кадров и государственной службы, информатизации и связи, по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации, международного сотрудничества, материально-технического обеспечения, финансово-экономическое управление) и отделы (первый, юридический, контрактный, внутреннего финансового аудита).
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Аппарат ВС РФ включает в себя секретариаты, управления (систематизации законодательства и судебной практики, по организационному обеспечению рассмотрения обращений, документооборота и делопроизводства, кадров и государственной службы, информатизации и связи, по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации, международного сотрудничества, материально-технического обеспечения, финансово-экономическое управление) и отделы (первый, юридический, контрактный, внутреннего финансового аудита).
Статья: Правовая синергия государственно-частного партнерства и EPCM-контракта в нефтегазовой отрасли как фактор эффективного пространственного развития территорий
(Барков А.В., Завьялов М.М.)
("Гражданское право", 2022, N 1)Безусловно, действующие элементы ГЧП содержат правовые условия в части определения обязательных элементов соглашения и вариативных, схожих с условиями EPCM-контракта, однако механизмы реализации отличаются. В случае рассмотрения существенных приоритетов при реализации EPCM-контракта выступают принципы экономичности, эффективности и результативности <10>, которым рекомендовано уделять внимание высшим органам внешнего государственного аудита. Вариативность контрактных условий, с декларативной возможностью передачи прав и обязанностей по исполнению условий ГЧП, при завершении этапа его реализации иному лицу на основании ст. 6 Федерального закона о ГЧП <11> создает риски неисполнения важных государственных задач. Недопустимость разрыва цепочки ответственного исполнения и реализации контракта требует законодательных изменений. Предлагается внести дополнения в п. 6 ст. 6 Закона в следующей редакции: "Контракты государственно-частного партнерства, реализуемые в промышленных секторах экономики, предусматривающие в числе этапов реализации строительство капитальных сооружений и строений, а равно их реконструкцию и ввод в эксплуатацию, подлежат заключению с единственным подрядчиком, обладающим правом привлечения третьих лиц для реализации проекта, с согласия публичного партнера. Суммы финансирования и пределы бюджетного субсидирования государственно-частного партнерства не могут изменяться ввиду дополнительных издержек третьих лиц".
(Барков А.В., Завьялов М.М.)
("Гражданское право", 2022, N 1)Безусловно, действующие элементы ГЧП содержат правовые условия в части определения обязательных элементов соглашения и вариативных, схожих с условиями EPCM-контракта, однако механизмы реализации отличаются. В случае рассмотрения существенных приоритетов при реализации EPCM-контракта выступают принципы экономичности, эффективности и результативности <10>, которым рекомендовано уделять внимание высшим органам внешнего государственного аудита. Вариативность контрактных условий, с декларативной возможностью передачи прав и обязанностей по исполнению условий ГЧП, при завершении этапа его реализации иному лицу на основании ст. 6 Федерального закона о ГЧП <11> создает риски неисполнения важных государственных задач. Недопустимость разрыва цепочки ответственного исполнения и реализации контракта требует законодательных изменений. Предлагается внести дополнения в п. 6 ст. 6 Закона в следующей редакции: "Контракты государственно-частного партнерства, реализуемые в промышленных секторах экономики, предусматривающие в числе этапов реализации строительство капитальных сооружений и строений, а равно их реконструкцию и ввод в эксплуатацию, подлежат заключению с единственным подрядчиком, обладающим правом привлечения третьих лиц для реализации проекта, с согласия публичного партнера. Суммы финансирования и пределы бюджетного субсидирования государственно-частного партнерства не могут изменяться ввиду дополнительных издержек третьих лиц".
Готовое решение: Как учитывать расходы на аудиторские услуги
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на обязательный аудит и иные аудиторские услуги в большинстве случаев являются расходами по обычным видам деятельности. На дату подписания акта об оказании услуг их стоимость относят к управленческим расходам и отражают по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы". Если у вас торговая организация или если аудит был проведен для допуска к участию в конкурсе (тендере) на заключение контракта, то расходы на аудиторские услуги учитывайте по дебету счета 44 "Расходы на продажу" (п. п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на обязательный аудит и иные аудиторские услуги в большинстве случаев являются расходами по обычным видам деятельности. На дату подписания акта об оказании услуг их стоимость относят к управленческим расходам и отражают по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы". Если у вас торговая организация или если аудит был проведен для допуска к участию в конкурсе (тендере) на заключение контракта, то расходы на аудиторские услуги учитывайте по дебету счета 44 "Расходы на продажу" (п. п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации").