Контрактная служба и отдел закупок
Подборка наиболее важных документов по запросу Контрактная служба и отдел закупок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как создать контрактную службу для закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Положение о контрактной службе в форме обособленного отдела закупок подготовьте так же, как и для контрактной службы без выделения отдельного подразделения. Позже вы утвердите это положение приказом, в котором и установите необходимую вам форму создания службы.
(КонсультантПлюс, 2025)Положение о контрактной службе в форме обособленного отдела закупок подготовьте так же, как и для контрактной службы без выделения отдельного подразделения. Позже вы утвердите это положение приказом, в котором и установите необходимую вам форму создания службы.
Готовое решение: Как заказчику по Закону N 223-ФЗ организовать работу отдела закупок
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: непосредственно контрактная служба осуществляет свою деятельность только в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Последний предусматривает, что контрактная служба действует в соответствии с положением, разработанным на основании Типового положения о контрактной службе, и выполняет определенные функции и полномочия (ч. 3, 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, Приказ Минфина России от 31.07.2020 N 158н). Указанные нормы Закона, а также Типовое положение не предусматривают возможности возложения на контрактную службу как самостоятельный субъект закупочной деятельности дополнительных функций и полномочий, не предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Поэтому деятельность отдела закупок и контрактной службы должна регламентироваться разными документами (положениями).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: непосредственно контрактная служба осуществляет свою деятельность только в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Последний предусматривает, что контрактная служба действует в соответствии с положением, разработанным на основании Типового положения о контрактной службе, и выполняет определенные функции и полномочия (ч. 3, 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, Приказ Минфина России от 31.07.2020 N 158н). Указанные нормы Закона, а также Типовое положение не предусматривают возможности возложения на контрактную службу как самостоятельный субъект закупочной деятельности дополнительных функций и полномочий, не предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Поэтому деятельность отдела закупок и контрактной службы должна регламентироваться разными документами (положениями).
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 02.11.2021 N ЕД-7-10/952@
(ред. от 23.04.2025)
"Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения"о контрактных управляющих; контрактной службе; закупках товаров, работ, услуг; комиссиях по осуществлению закупок товаров, работ, услуг
(ред. от 23.04.2025)
"Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения"о контрактных управляющих; контрактной службе; закупках товаров, работ, услуг; комиссиях по осуществлению закупок товаров, работ, услуг
Приказ Росаккредитации от 15.12.2017 N 374
"Об утверждении Регламента взаимодействия структурных подразделений и должностных лиц Федеральной службы по аккредитации при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Федеральной службы по аккредитации"10. Контрактная служба регистрирует поступившие от Отдела делопроизводства заявки в "Журнале регистрации заявок на участие в закупке". При приеме заявки Контрактная служба проверяет целостность поступивших конвертов с заявками. В случае поступления заявок на участие в закупке в конвертах, целостность которых нарушена, составляется соответствующий акт с участием сотрудников Контрактной службы и Отдела делопроизводства.
"Об утверждении Регламента взаимодействия структурных подразделений и должностных лиц Федеральной службы по аккредитации при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Федеральной службы по аккредитации"10. Контрактная служба регистрирует поступившие от Отдела делопроизводства заявки в "Журнале регистрации заявок на участие в закупке". При приеме заявки Контрактная служба проверяет целостность поступивших конвертов с заявками. В случае поступления заявок на участие в закупке в конвертах, целостность которых нарушена, составляется соответствующий акт с участием сотрудников Контрактной службы и Отдела делопроизводства.
Форма: Приказ о проведении совместной закупки по Закону N 44-ФЗ (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)заключение контракта по результатам проведения совместной закупки.
(КонсультантПлюс, 2025)заключение контракта по результатам проведения совместной закупки.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)- руководители и специалисты закупочных подразделений организаций (руководитель контрактной службы, служба закупок, планово-финансовый отдел, юридическое управление, бухгалтерия);
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)- руководители и специалисты закупочных подразделений организаций (руководитель контрактной службы, служба закупок, планово-финансовый отдел, юридическое управление, бухгалтерия);
Статья: "Воспитательный протекционизм" и политика импортозамещения как инструмент раскрытия ресурсного потенциала отечественных товаропроизводителей в условиях современности (при участии таможенных органов)
(Доньшина А.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)Доньшина Алена Алексеевна, аспирант кафедры экономической теории и экономики таможенного дела Российской таможенной академии, главный государственный таможенный инспектор отдела проведения и информационного обеспечения закупочных процедур контрактной службы ФТС России Главного управления тылового обеспечения.
(Доньшина А.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)Доньшина Алена Алексеевна, аспирант кафедры экономической теории и экономики таможенного дела Российской таможенной академии, главный государственный таможенный инспектор отдела проведения и информационного обеспечения закупочных процедур контрактной службы ФТС России Главного управления тылового обеспечения.
Статья: Проблемы толкования признаков злоупотребления в сфере государственных и муниципальных закупок
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Косвенное подтверждение данной позиции есть и в судебной практике: так, ВС РФ указал, что "не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям" <16>. К уголовной ответственности по ст. 200.5 УК ("Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок") по одному из дел за передачу предмета подкупа привлечен к ответственности представитель поставщика. Он передал денежные средства Л. - замначальника отдела АО ЦКБА (контрольный пакет акций которого принадлежит АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение", 100% акций которого принадлежит Российской Федерации) за помощь в заключении контракта. Л., имея точные сведения, что именно требуется и каковы наиболее важные для заказчика условия, осуществил подготовку заявки и технической документации от поставщика - АО "Джи Эс Системс" - для создания у данного акционерного общества приоритетного положения перед другими поставщиками <17>. По другому делу была привлечена контрактная управляющая ГБУЗ РА ЦРБ, систематически направлявшая по мессенджеру заявки на поставку товаров представителю поставщика - ООО "АльфаМед" в нарушение предусмотренной законом процедуры <18>. Данные действия к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным функциям не относятся, что обусловило привлечение к уголовной ответственности именно по ст. 200.5 УК РФ.
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Косвенное подтверждение данной позиции есть и в судебной практике: так, ВС РФ указал, что "не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям" <16>. К уголовной ответственности по ст. 200.5 УК ("Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок") по одному из дел за передачу предмета подкупа привлечен к ответственности представитель поставщика. Он передал денежные средства Л. - замначальника отдела АО ЦКБА (контрольный пакет акций которого принадлежит АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение", 100% акций которого принадлежит Российской Федерации) за помощь в заключении контракта. Л., имея точные сведения, что именно требуется и каковы наиболее важные для заказчика условия, осуществил подготовку заявки и технической документации от поставщика - АО "Джи Эс Системс" - для создания у данного акционерного общества приоритетного положения перед другими поставщиками <17>. По другому делу была привлечена контрактная управляющая ГБУЗ РА ЦРБ, систематически направлявшая по мессенджеру заявки на поставку товаров представителю поставщика - ООО "АльфаМед" в нарушение предусмотренной законом процедуры <18>. Данные действия к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным функциям не относятся, что обусловило привлечение к уголовной ответственности именно по ст. 200.5 УК РФ.
Статья: Новые правила организации деятельности контрактной службы заказчика
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 1)Безусловно, данную поправку нельзя назвать удачной. Руководство заказчиков (руководитель, заместители руководителя) и так не всегда охотно вникает в вопросы закупок, стремясь переложить всю ответственность на своих работников. Сейчас же есть совершенно законные основания именно так и поступить. В состав "виртуальной" контрактной службы могут входить работники, относящиеся к совершенно разным категориям должностей. И будет не совсем корректно руководителем контрактной службы, в состав которой включены, например, начальники отделов и заместитель руководителя заказчика, назначить специалиста отдела.
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 1)Безусловно, данную поправку нельзя назвать удачной. Руководство заказчиков (руководитель, заместители руководителя) и так не всегда охотно вникает в вопросы закупок, стремясь переложить всю ответственность на своих работников. Сейчас же есть совершенно законные основания именно так и поступить. В состав "виртуальной" контрактной службы могут входить работники, относящиеся к совершенно разным категориям должностей. И будет не совсем корректно руководителем контрактной службы, в состав которой включены, например, начальники отделов и заместитель руководителя заказчика, назначить специалиста отдела.