Контракт по ЧС
Подборка наиболее важных документов по запросу Контракт по ЧС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обоснование осуществления закупки у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что на момент введения режима повышенной готовности (24 октября 2020 года) имелась возможность поставки быстровозводимых модульных зданий пожарных депо, необходимых для предупреждения чрезвычайной ситуации, в рамках контракта, подлежащего заключению по итогам электронного аукциона, и силами поставщика, выбранного с применением данного конкурентного способа. Следовательно, основания для применения способа закупки у единственного поставщика отсутствовали.
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что на момент введения режима повышенной готовности (24 октября 2020 года) имелась возможность поставки быстровозводимых модульных зданий пожарных депо, необходимых для предупреждения чрезвычайной ситуации, в рамках контракта, подлежащего заключению по итогам электронного аукциона, и силами поставщика, выбранного с применением данного конкурентного способа. Следовательно, основания для применения способа закупки у единственного поставщика отсутствовали.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 104 "Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно установлено, что правомерным основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта является предоставление исполнителем недостоверной информации о товаре, а именно что товар с торговым наименованием PARUS 3 CK чс кл FFP3 NRD до 50 ПДК не соответствует ГОСТ Р 22.9.14-2014 и не обеспечивает защиту от паров радиоактивного йода и его органических соединений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые и организационные механизмы повышения оперативности устранения угроз безопасности дорожного движения в рамках дорожной деятельности
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Ключевые слова: аудит, безопасность дорожного движения, бюджет, дорожная деятельность, дорожный фонд, закупка у единственного поставщика, контракт жизненного цикла, предупреждение чрезвычайных ситуаций, резервный фонд, финансирование.
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)Ключевые слова: аудит, безопасность дорожного движения, бюджет, дорожная деятельность, дорожный фонд, закупка у единственного поставщика, контракт жизненного цикла, предупреждение чрезвычайных ситуаций, резервный фонд, финансирование.
Статья: Финансово-правовой статус субъекта Российской Федерации, находящегося в особых условиях: проблемы теории и практики
(Лагутин И.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Важно понимать, что в регионах, находящихся в особых условиях, возникают и иные сложности в реализации их финансово-правового статуса, которые связаны с расходами бюджетных средств субъектов РФ. Одной из трудностей является отказ от выполнения подрядчиками государственных контрактов из-за установленного режима чрезвычайной ситуации федерального уровня. Так, в Курской области после объявления режимов чрезвычайной ситуации федерального уровня и контртеррористической операции, с объявлением тревог об опасности некоторые подрядные организации, особенно из других регионов, не смогли (по их мнению) обеспечить объекты нужным количеством рабочих, т.к. штатные сотрудники отказываются приезжать в Курскую область ввиду опасений за свою жизнь и здоровье. Подрядные организации потребовали продления или расторжения договоров на десятки объектов (школ, больниц, дорог, общественных пространств и т.д.). На отдельных территориях Курской области выполнение строительных и ремонтных работ просто невозможно и в настоящее время. Аналогичная проблема существует и в других субъектах РФ, таких как Брянская, Белгородская, Херсонская, Запорожская области, Донецкая и Луганская народные республики. Данные обстоятельства требуют создания особого режима реализации законодательства о контрактной системе в регионах, находящихся в особых условиях. При этом нельзя допустить злоупотреблений, которые могут возникнуть при заключении государственных контрактов без проведения конкурсов.
(Лагутин И.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Важно понимать, что в регионах, находящихся в особых условиях, возникают и иные сложности в реализации их финансово-правового статуса, которые связаны с расходами бюджетных средств субъектов РФ. Одной из трудностей является отказ от выполнения подрядчиками государственных контрактов из-за установленного режима чрезвычайной ситуации федерального уровня. Так, в Курской области после объявления режимов чрезвычайной ситуации федерального уровня и контртеррористической операции, с объявлением тревог об опасности некоторые подрядные организации, особенно из других регионов, не смогли (по их мнению) обеспечить объекты нужным количеством рабочих, т.к. штатные сотрудники отказываются приезжать в Курскую область ввиду опасений за свою жизнь и здоровье. Подрядные организации потребовали продления или расторжения договоров на десятки объектов (школ, больниц, дорог, общественных пространств и т.д.). На отдельных территориях Курской области выполнение строительных и ремонтных работ просто невозможно и в настоящее время. Аналогичная проблема существует и в других субъектах РФ, таких как Брянская, Белгородская, Херсонская, Запорожская области, Донецкая и Луганская народные республики. Данные обстоятельства требуют создания особого режима реализации законодательства о контрактной системе в регионах, находящихся в особых условиях. При этом нельзя допустить злоупотреблений, которые могут возникнуть при заключении государственных контрактов без проведения конкурсов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"1. Спасатели, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вреда здоровью спасаемых людей, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 07.07.2025)
"Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"1. Спасатели, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вреда здоровью спасаемых людей, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: Судебные споры о взыскании стоимости выполненных работ или услуг без заключения договора
(Пустовалова И.Н., Сидорова С.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Положительное решение в пользу ООО "Строительно-монтажное управление" (исполнитель работ) было принято Арбитражным судом Амурской области. Исследовав материалы дела, суд установил, что аварийно-ремонтные работы обществом выполнялись на основании принятого КЧСиОПБ администрации г. Райчихинска решения в целях устранения последствий чрезвычайной ситуации природного характера. Заключение контракта по обоюдному согласию сторон было отложено на будущее. Однако в дальнейшем администрация отказалась принимать и оплачивать ремонтно-восстановительные работы, ссылаясь на отсутствие контракта. Апелляционная и кассационная инстанции поддержали выводы, сделанные Арбитражным судом Амурской области, о наличии неосновательного обогащения на стороне администрации, указав, что незаключение муниципального контракта не является в данном конкретном случае основанием к освобождению администрации города от обязательств по оплате произведенных работ. Заявленные обществом требования о взыскании стоимости выполненных работ были удовлетворены. В основу принятого судебного решения положены нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <10>.
(Пустовалова И.Н., Сидорова С.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Положительное решение в пользу ООО "Строительно-монтажное управление" (исполнитель работ) было принято Арбитражным судом Амурской области. Исследовав материалы дела, суд установил, что аварийно-ремонтные работы обществом выполнялись на основании принятого КЧСиОПБ администрации г. Райчихинска решения в целях устранения последствий чрезвычайной ситуации природного характера. Заключение контракта по обоюдному согласию сторон было отложено на будущее. Однако в дальнейшем администрация отказалась принимать и оплачивать ремонтно-восстановительные работы, ссылаясь на отсутствие контракта. Апелляционная и кассационная инстанции поддержали выводы, сделанные Арбитражным судом Амурской области, о наличии неосновательного обогащения на стороне администрации, указав, что незаключение муниципального контракта не является в данном конкретном случае основанием к освобождению администрации города от обязательств по оплате произведенных работ. Заявленные обществом требования о взыскании стоимости выполненных работ были удовлетворены. В основу принятого судебного решения положены нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <10>.
Готовое решение: Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вам нужно изменить план-график, то новую информацию надо внести не позднее чем за один день до размещения в ЕИС извещения о закупке (направления приглашения принять участие в закрытой закупке), заключения контракта с единственным поставщиком. В отдельных случаях (например, при закупках в целях ликвидации ЧС, оказания медицинской экстренной (неотложной) помощи) это нужно сделать не позднее дня заключения контракта с единственным поставщиком.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вам нужно изменить план-график, то новую информацию надо внести не позднее чем за один день до размещения в ЕИС извещения о закупке (направления приглашения принять участие в закрытой закупке), заключения контракта с единственным поставщиком. В отдельных случаях (например, при закупках в целях ликвидации ЧС, оказания медицинской экстренной (неотложной) помощи) это нужно сделать не позднее дня заключения контракта с единственным поставщиком.