Контрагент не заплатил НДС
Подборка наиболее важных документов по запросу Контрагент не заплатил НДС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: ФНС России выпустила разъяснения о применении статьи 54.1 НК РФ
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Право на вычет, если контрагент не уплатил НДС
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Право на вычет, если контрагент не уплатил НДС
Готовое решение: Что нужно знать о незаконном возмещении НДС
(КонсультантПлюс, 2025)В возмещении НДС могут отказать и в том случае, если контрагент налогоплательщика не платит НДС в должном размере при условии, что последний знал о нарушениях и извлекал из этого выгоду. Причем получением выгоды могут признать даже случай, когда цена приобретения установлена существенно ниже рыночной стоимости (п. 3 ст. 54.1 НК РФ, п. 21 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@).
(КонсультантПлюс, 2025)В возмещении НДС могут отказать и в том случае, если контрагент налогоплательщика не платит НДС в должном размере при условии, что последний знал о нарушениях и извлекал из этого выгоду. Причем получением выгоды могут признать даже случай, когда цена приобретения установлена существенно ниже рыночной стоимости (п. 3 ст. 54.1 НК РФ, п. 21 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@).
Нормативные акты
Обзор: "Доводы против необоснованности налоговой выгоды: интересная практика за 2025 год"
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик не мог знать, что контрагент не заплатит НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик не мог знать, что контрагент не заплатит НДС
Статья: Налоговая комиссия по НДС: как защитить свои права?
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 11)Судебная практика. Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31.05.2021 N А40-62388/2020 налоговые доначисления по НДС отменены. Судами отмечено, что экономический источник возмещения НДС - это НДС, уплаченный поставщиками компании по сделке. Возмещения НДС компанией-покупателем не возникает только в том случае, если его контрагенты не уплатили НДС. Данный подход, основанный на понимании многостадийности процесса производства и реализации товаров и формирования соответствующей добавленной стоимости, последовательно применяется налоговыми органами и судами, начиная с Определения КС РФ от 04.11.2004 N 324-О. Определением ВС РФ от 31.08.2021 N 305-ЭС21-14260 в передаче дела для пересмотра отказано.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 11)Судебная практика. Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31.05.2021 N А40-62388/2020 налоговые доначисления по НДС отменены. Судами отмечено, что экономический источник возмещения НДС - это НДС, уплаченный поставщиками компании по сделке. Возмещения НДС компанией-покупателем не возникает только в том случае, если его контрагенты не уплатили НДС. Данный подход, основанный на понимании многостадийности процесса производства и реализации товаров и формирования соответствующей добавленной стоимости, последовательно применяется налоговыми органами и судами, начиная с Определения КС РФ от 04.11.2004 N 324-О. Определением ВС РФ от 31.08.2021 N 305-ЭС21-14260 в передаче дела для пересмотра отказано.
Статья: Исполнитель госконтракта - "упрощенец"
(Кацман А.А.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 6)Налог, включенный в цену контракта при наличии в нем оговорки о том, что цена НДС не облагается, если контрагент НДС не платит, заказчик может не перечислить (соответственно, исполнитель получит сумму по контракту за вычетом НДС). Причем в судебной практике есть примеры, подтверждающие правомерность данных действий заказчика.
(Кацман А.А.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 6)Налог, включенный в цену контракта при наличии в нем оговорки о том, что цена НДС не облагается, если контрагент НДС не платит, заказчик может не перечислить (соответственно, исполнитель получит сумму по контракту за вычетом НДС). Причем в судебной практике есть примеры, подтверждающие правомерность данных действий заказчика.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Является ли представление контрагентами отчетности с минимальными суммами налогов или уплата ими налогов в минимальном размере признаком необоснованной налоговой выгоды по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем налогоплательщику могут отказать в праве на применение вычетов, если контрагент не уплатил НДС в должном размере. Для этого инспекция должна доказать, что налогоплательщик осведомлен о правонарушениях, допущенных контрагентом, и извлек выгоду из его противоправного поведения, причинив ущерб бюджету.
Является ли представление контрагентами отчетности с минимальными суммами налогов или уплата ими налогов в минимальном размере признаком необоснованной налоговой выгоды по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем налогоплательщику могут отказать в праве на применение вычетов, если контрагент не уплатил НДС в должном размере. Для этого инспекция должна доказать, что налогоплательщик осведомлен о правонарушениях, допущенных контрагентом, и извлек выгоду из его противоправного поведения, причинив ущерб бюджету.
Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 10.03.2023 N 372 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 7)Приглашение в налоговую для дачи пояснений является всего лишь информированием о тех рисках, которые выявлены в деятельности компании и сами по себе не являются основанием для привлечения к ответственности. Исходя из практики можно сделать вывод, что эта мера применяется как способ побуждения к уплате всех налогов и обязательных платежей, в том числе когда НДС не заплатил контрагент. Компания после общения с ИФНС может добровольно уточнить свои налоговые обязательства, доплатить налоги и сборы, если об этом идет речь.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 7)Приглашение в налоговую для дачи пояснений является всего лишь информированием о тех рисках, которые выявлены в деятельности компании и сами по себе не являются основанием для привлечения к ответственности. Исходя из практики можно сделать вывод, что эта мера применяется как способ побуждения к уплате всех налогов и обязательных платежей, в том числе когда НДС не заплатил контрагент. Компания после общения с ИФНС может добровольно уточнить свои налоговые обязательства, доплатить налоги и сборы, если об этом идет речь.
Статья: Обзор практики споров о взыскании финансовых потерь (убытков) по НДС с контрагентов
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- из представленных истцом документов не следует, что в возмещении НДС отказано в результате ненадлежащего оформления счетов-фактур контрагентом, неуплаты НДС в бюджет этим поставщиком или иного виновного его действия;
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- из представленных истцом документов не следует, что в возмещении НДС отказано в результате ненадлежащего оформления счетов-фактур контрагентом, неуплаты НДС в бюджет этим поставщиком или иного виновного его действия;
Статья: Упрощенные системы налогообложения для малого и среднего предпринимательства: опыт и совершенствование
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Следующей проблемой, которая провоцирует сложности, является освобождение налогоплательщиков на УСН от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Данная проблема не касается напрямую организаций и ИП, использующих специальный налоговый режим, она затрагивает их контрагентов, которые не освобождены от уплаты НДС. В данном случае из-за освобождения субъектов налогообложения на УСН от уплаты НДС их контрагенты теряют возможность возместить сумму уплаченного налога. Соответственно, налогоплательщики, использующие данный режим, находятся в невыгодном положении в "цепочке" НДС, вследствие чего другие организации при выборе партнера могут отдать предпочтение организациям, не находящимся на УСН. Помимо этого, из-за освобождения от НДС возникает другая проблема: переход на УСН с общего режима налогообложения, при котором переходящей организации необходимо скорректировать расчеты с бюджетом по НДС. В частности, это подразумевает восстановление ранее принятых к вычету сумм НДС в отношении уплаченных авансов и материально-производственных запасов полностью, а по отношению к нематериальным активам и основным средствам - пропорционально балансовой стоимости. Но если говорить в целом об НДС, то 20% - это, конечно, много для России. Например, размер стандартной ставки НДС в ОАЭ - 5%, а организации, осуществляющие экспорт, имеют еще и пониженную ставку [4].
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Следующей проблемой, которая провоцирует сложности, является освобождение налогоплательщиков на УСН от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Данная проблема не касается напрямую организаций и ИП, использующих специальный налоговый режим, она затрагивает их контрагентов, которые не освобождены от уплаты НДС. В данном случае из-за освобождения субъектов налогообложения на УСН от уплаты НДС их контрагенты теряют возможность возместить сумму уплаченного налога. Соответственно, налогоплательщики, использующие данный режим, находятся в невыгодном положении в "цепочке" НДС, вследствие чего другие организации при выборе партнера могут отдать предпочтение организациям, не находящимся на УСН. Помимо этого, из-за освобождения от НДС возникает другая проблема: переход на УСН с общего режима налогообложения, при котором переходящей организации необходимо скорректировать расчеты с бюджетом по НДС. В частности, это подразумевает восстановление ранее принятых к вычету сумм НДС в отношении уплаченных авансов и материально-производственных запасов полностью, а по отношению к нематериальным активам и основным средствам - пропорционально балансовой стоимости. Но если говорить в целом об НДС, то 20% - это, конечно, много для России. Например, размер стандартной ставки НДС в ОАЭ - 5%, а организации, осуществляющие экспорт, имеют еще и пониженную ставку [4].
Статья: Налоговое стимулирование предприятий высокотехнологичного сектора экономики: проблемы и решения
(Мандрощенко О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Многие годы среди ученых и практиков шла дискуссия по вопросу уплаты НДС налогоплательщиками, применяющими УСН, так как по общему правилу в настоящее время эти налогоплательщики не должны уплачивать НДС. Однако многие предприятия интегрированы в производственную сферу крупных предприятий, использующих общую систему налогообложения. Поскольку контрагенты не уплачивают НДС, крупные предприятия не могут принять его к вычету, поэтому избегают взаимодействия с "упрощенцами".
(Мандрощенко О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Многие годы среди ученых и практиков шла дискуссия по вопросу уплаты НДС налогоплательщиками, применяющими УСН, так как по общему правилу в настоящее время эти налогоплательщики не должны уплачивать НДС. Однако многие предприятия интегрированы в производственную сферу крупных предприятий, использующих общую систему налогообложения. Поскольку контрагенты не уплачивают НДС, крупные предприятия не могут принять его к вычету, поэтому избегают взаимодействия с "упрощенцами".
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.
Готовое решение: Какие действия налогоплательщика проверяет "СУР АСК НДС-2"
(КонсультантПлюс, 2025)заявлены ли вами вычеты по НДС с операций, по которым контрагент не уплатил налог в бюджет (в том числе из-за того, что их не было в реальности).
(КонсультантПлюс, 2025)заявлены ли вами вычеты по НДС с операций, по которым контрагент не уплатил налог в бюджет (в том числе из-за того, что их не было в реальности).