Контрабанда сильнодействующих веществ
Подборка наиболее важных документов по запросу Контрабанда сильнодействующих веществ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов
Статья: Преодоление защитой системных сбоев в работе обвинения, обусловленных игнорированием дознанием и судом первой инстанции норм материального и процессуального права, имеющих бланкетный характер
(Колоколов Н.А.)
("Адвокатская практика", 2023, N 2)Из оправдательного апелляционного приговора следует, что наличие умысла П. на совершение контрабанды сильнодействующих веществ не доказано. Указания суда в приговоре на общую осведомленность осужденной о препаратах для похудения свидетельствует лишь о ее личной заинтересованности в вопросе собственного здоровья и личных выводах о воздействии ранее используемых ею не запрещенных препаратов, исходя из результатов их применения. При этом знание П. о существовании сильнодействующего вещества сибутрамин не свидетельствует об ее осведомленности о его содержании в приобретенном препарате.
(Колоколов Н.А.)
("Адвокатская практика", 2023, N 2)Из оправдательного апелляционного приговора следует, что наличие умысла П. на совершение контрабанды сильнодействующих веществ не доказано. Указания суда в приговоре на общую осведомленность осужденной о препаратах для похудения свидетельствует лишь о ее личной заинтересованности в вопросе собственного здоровья и личных выводах о воздействии ранее используемых ею не запрещенных препаратов, исходя из результатов их применения. При этом знание П. о существовании сильнодействующего вещества сибутрамин не свидетельствует об ее осведомленности о его содержании в приобретенном препарате.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 226.1. Контрабанда патогенных биологических агентов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов
(ред. от 17.11.2025)Статья 226.1. Контрабанда патогенных биологических агентов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения, иной военной техники, а также сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения или военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов
Статья: О состоянии организованной преступности в таможенной сфере
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)Последствия такой политики можно наглядно продемонстрировать с помощью приведенных ниже данных. В 2019 г. таможенными органами возбуждено 62 уголовных дела по фактам преступлений, совершенных организованными преступными группами <8>. По части 3 ст. 226.1 УК РФ - всего два дела о контрабанде сильнодействующих веществ, одно дело о контрабанде оружия и 55 о контрабанде стратегически важных товаров и ресурсов, общей стоимостью 3 962,6 млн руб. <9>. Из года в год фиксируют расхождения, возникающие при сопоставлениях статданных ФТС России и зарубежных источников. Они измеряются миллиардами, а в отдельные годы - и десятками миллиардов долларов <10>. Так, по данным Центробанка, расхождения в 2018 г. составили: по экспорту из России (сопоставление осуществлялось с данными об импорте стран-партнеров) - превышение на 20 048 млн долл. США <11>. Следует отметить, что это наибольшее расхождение за все время ведения данной статистики, например, в 2017 г. превышение составляло 4 838 млн долл. США. Завышение эксперты Центробанка объясняют тем, что экспортеры могут преднамеренно завышать количество и стоимость экспортируемого товара для увеличения возвращаемого НДС. Это известная схема, в соответствии с которой компании не только завышают в документах стоимостные объемы экспортных поставок, но и предъявляют для возмещения НДС фиктивные документы, по которым поставки не осуществлялись ("лжеэкспорт").
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Таможенное дело", 2021, N 1)Последствия такой политики можно наглядно продемонстрировать с помощью приведенных ниже данных. В 2019 г. таможенными органами возбуждено 62 уголовных дела по фактам преступлений, совершенных организованными преступными группами <8>. По части 3 ст. 226.1 УК РФ - всего два дела о контрабанде сильнодействующих веществ, одно дело о контрабанде оружия и 55 о контрабанде стратегически важных товаров и ресурсов, общей стоимостью 3 962,6 млн руб. <9>. Из года в год фиксируют расхождения, возникающие при сопоставлениях статданных ФТС России и зарубежных источников. Они измеряются миллиардами, а в отдельные годы - и десятками миллиардов долларов <10>. Так, по данным Центробанка, расхождения в 2018 г. составили: по экспорту из России (сопоставление осуществлялось с данными об импорте стран-партнеров) - превышение на 20 048 млн долл. США <11>. Следует отметить, что это наибольшее расхождение за все время ведения данной статистики, например, в 2017 г. превышение составляло 4 838 млн долл. США. Завышение эксперты Центробанка объясняют тем, что экспортеры могут преднамеренно завышать количество и стоимость экспортируемого товара для увеличения возвращаемого НДС. Это известная схема, в соответствии с которой компании не только завышают в документах стоимостные объемы экспортных поставок, но и предъявляют для возмещения НДС фиктивные документы, по которым поставки не осуществлялись ("лжеэкспорт").
Статья: Расположение в Уголовном кодексе РФ уголовно-правовых норм о контрабанде и его влияние на судебную практику
(Боев А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Выводы. Исходя из проанализированных судебных актов, можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев совершение контрабанды образует реальную совокупность преступлений с теми уголовно-наказуемыми деяниями, составы которых находятся в других разделах и главах УК РФ и имеют иной объект. Контрабанда стратегически важных товаров и культурных ценностей в основном сопряжена с совершением экономических преступлений, контрабанда сильнодействующих, ядовитых и отравляющих веществ - с преступлениями против здоровья населения и общественной нравственности, контрабанда особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов - с экологическими преступлениями.
(Боев А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Выводы. Исходя из проанализированных судебных актов, можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев совершение контрабанды образует реальную совокупность преступлений с теми уголовно-наказуемыми деяниями, составы которых находятся в других разделах и главах УК РФ и имеют иной объект. Контрабанда стратегически важных товаров и культурных ценностей в основном сопряжена с совершением экономических преступлений, контрабанда сильнодействующих, ядовитых и отравляющих веществ - с преступлениями против здоровья населения и общественной нравственности, контрабанда особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов - с экологическими преступлениями.
Статья: О состоянии преступности в таможенной сфере и факторах, ей способствующих
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)Преступность в таможенной сфере, или, как ее еще называют, внешнеторговая преступность, представляет угрозу национальной безопасности России, и одно это уже обусловливает значимость ее анализа, выявления факторов, ей способствующих, и разработки мер, направленных на их устранение. В целом ряде документов стратегического характера последних лет акцентируется внимание на вопросах борьбы с этой преступностью: в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации <1>, Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 г. <2>, Основах государственной пограничной политики Российской Федерации <3>, Морской доктрине Российской Федерации <4>, Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации <5> и мн. др. В 2020 году в Государственной программе Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" <6> отмечена важность создания условий безопасности на внешних границах государств - членов ЕАЭС в части противодействия незаконной внешней миграции, незаконному ввозу (вывозу) грузов и товаров, контрабанде наркотических средств и их прекурсоров, оружия, боеприпасов и т.д., деятельности международных террористических организаций и организованных преступных групп, незаконных формирований. В документах стратегического характера отмечается также необходимость усиления борьбы с контрабандой сильнодействующих веществ, стратегически важных сырьевых товаров и ресурсов, в частности леса и водных биоресурсов, диких животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или охраняемых конвенционными нормами (объектов СИТЕС).
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)Преступность в таможенной сфере, или, как ее еще называют, внешнеторговая преступность, представляет угрозу национальной безопасности России, и одно это уже обусловливает значимость ее анализа, выявления факторов, ей способствующих, и разработки мер, направленных на их устранение. В целом ряде документов стратегического характера последних лет акцентируется внимание на вопросах борьбы с этой преступностью: в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации <1>, Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 г. <2>, Основах государственной пограничной политики Российской Федерации <3>, Морской доктрине Российской Федерации <4>, Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации <5> и мн. др. В 2020 году в Государственной программе Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" <6> отмечена важность создания условий безопасности на внешних границах государств - членов ЕАЭС в части противодействия незаконной внешней миграции, незаконному ввозу (вывозу) грузов и товаров, контрабанде наркотических средств и их прекурсоров, оружия, боеприпасов и т.д., деятельности международных террористических организаций и организованных преступных групп, незаконных формирований. В документах стратегического характера отмечается также необходимость усиления борьбы с контрабандой сильнодействующих веществ, стратегически важных сырьевых товаров и ресурсов, в частности леса и водных биоресурсов, диких животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или охраняемых конвенционными нормами (объектов СИТЕС).