Контрабанда леса

Подборка наиболее важных документов по запросу Контрабанда леса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Обеспечение законности в сфере экспорта лесных ресурсов средствами прокурорского надзора
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)
Нарушения выявлялись и при осуществлении надзора за исполнением закона в оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД) и при производстве предварительного расследования. Нарушения совершали и правоохранительные подразделения таможенных органов, и сотрудники органов внутренних дел на транспорте и органов СК на транспорте. Это - возбуждение уголовных дел о контрабанде леса (ст. 226.1 УК) в отношении лиц, не участвовавших в экспорте; квалификация содеянного по ст. 226.1 УК при том, что не было доказательств принадлежности древесины к СВСТР, направление прокурору обвинительного заключения при неполноте проведенного расследования (не истребованы сведения об объеме экспортируемого лесоматериала, не допрошены сотрудники Рослесхознадзора, осуществлявшие осмотр леса, не осмотрены изъятые в ходе обысков документы и т.д.). Прокуроры возвращали дела для дополнительного расследования.
Статья: Некоторые проблемы применения технических средств таможенного контроля в отношении лесоматериалов
(Демура Е.А., Муленков Д.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)
Экспорт лесной продукции является одним из основных направлений российского товарооборота. Известно, что в Российской Федерации достаточно большой запас древесины, основными покупателями которой выступают Китай (44% всего экспортного круглого дерева и 53% экспортных пиломатериалов), Финляндия (41% от общего объема экспорта круглого леса), Узбекистан (7,2%), Сингапур (5,7%), Азербайджан (3,5%) и другие страны. Но ввиду неоднозначной геополитической ситуации, происходящей в мире, и неправомерной санкционной политики в отношении нашей страны основным покупателем на данный момент выступает КНДР <1>. Но также стоит отметить и значительное увеличение контрабанды леса. Как отмечает ФТС России, только за 8 месяцев 2021 г. была предотвращена контрабанда леса объемом около 20 тысяч кубометров стоимостью около 250 миллионов рублей <2>. Так, например, для сравнения можно привести данные по одному из случаев незаконного перемещения лесоматериалов в 2022 г., а именно вывоз более 200 тысяч кубометров древесины общей стоимостью примерно в 1,4 миллиарда рублей <3>. В связи с этим с 1 июля 2021 г. были введены экспортные пошлины на отдельные виды древесины и пиломатериалов, а также был введен в действие Указ Президента РФ от 8 марта 2022 г. N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности", в котором установлен запрет на экспорт некоторых видов древесины, а именно древесины в виде щепок и стружек и необработанных лесоматериалов <4>. Данная мера направлена на сохранение лесных ресурсов и богатства нашей страны для будущих поколений, стимулирование глубокой лесопереработки российскими предприятиями, а также содействие декриминализации лесной отрасли. Полагаем, что во многом и таких мер на сегодняшний день недостаточно.

Нормативные акты

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007
"Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ"
Следующий вопрос. Правительство уже приняло решение о поэтапном повышении экспортных пошлин на круглый лес. Не ущемляя интересы наших иностранных партнеров, мы должны все-таки подумать о развитии собственной перерабатывающей базы. В том числе продолжить обоснованное снижение пошлин на технологическое оборудование, ускорить предоставление лесных участков, софинансировать создание необходимой инфраструктуры.
"Информация "Конституционно-правовые аспекты совершенствования нормотворческой деятельности (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2013 - 2015 годов)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 23.06.2016)
Отсутствие в системе действующего правового регулирования четкого и непротиворечивого правового механизма возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.