Контейнерная площадка на муниципальной земле
Подборка наиболее важных документов по запросу Контейнерная площадка на муниципальной земле (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2023 N 18АП-16465/2023 по делу N А76-16651/2023
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции об обеспечении надлежащего содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и мест общего пользования.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Наличие или отсутствие государственного кадастрового учета земельного участка и нахождения контейнерной площадки на землях муниципальной собственности также не является основанием для управляющей организации уклониться от обеспечения надлежащего состояния контейнерной площадки, равно как и не может являться препятствием для исполнения предписания.
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции об обеспечении надлежащего содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и мест общего пользования.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Наличие или отсутствие государственного кадастрового учета земельного участка и нахождения контейнерной площадки на землях муниципальной собственности также не является основанием для управляющей организации уклониться от обеспечения надлежащего состояния контейнерной площадки, равно как и не может являться препятствием для исполнения предписания.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.02.2024 N 88-2883/2024 (УИД 74RS0032-01-2023-000515-67)
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования правообладателей помещений: 1) О взыскании излишне уплаченных денежных средств за коммунальные услуги; 2) О взыскании неустойки; 3) Об обязании исключить из состава платы за содержание жилья услугу "содержание контейнерных площадок"; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что управляющая компания самовольно взимает плату с собственников помещений многоквартирного дома плату за услугу "содержание контейнерных площадок", площадка не является общедомовым имуществом, находится в муниципальной собственности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Вопреки доводам жалобы, как правомерно и обоснованно указал суд апелляционной инстанции, расположение контейнерной площадки на земле, находящейся в муниципальной собственности, то есть за пределами придомовой территории многоквартирного дома не исключает несение обязанности по ее содержанию, поскольку действующее законодательство связывает наличие указанной обязанности с использованием объекта вне зависимости от места его нахождения, поскольку данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования правообладателей помещений: 1) О взыскании излишне уплаченных денежных средств за коммунальные услуги; 2) О взыскании неустойки; 3) Об обязании исключить из состава платы за содержание жилья услугу "содержание контейнерных площадок"; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что управляющая компания самовольно взимает плату с собственников помещений многоквартирного дома плату за услугу "содержание контейнерных площадок", площадка не является общедомовым имуществом, находится в муниципальной собственности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Вопреки доводам жалобы, как правомерно и обоснованно указал суд апелляционной инстанции, расположение контейнерной площадки на земле, находящейся в муниципальной собственности, то есть за пределами придомовой территории многоквартирного дома не исключает несение обязанности по ее содержанию, поскольку действующее законодательство связывает наличие указанной обязанности с использованием объекта вне зависимости от места его нахождения, поскольку данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Нарушения со стороны органов местного самоуправления могут иметь место в ситуациях, когда твердые коммунальные отходы размещены исключительно или преимущественно населением муниципального образования, и при этом их размещение находится в прямой зависимости от ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления данного муниципального образования возложенных на него полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, прежде всего в части организации на территории муниципального образования удовлетворяющих потребностям жителей мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и муниципального земельного контроля. Формами противоправных действий органов местного самоуправления являются бездействие, выраженное в невыполнении требований по созданию контейнерных площадок, а также невыполнение требований по проведению мероприятий в рамках муниципального земельного контроля.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Нарушения со стороны органов местного самоуправления могут иметь место в ситуациях, когда твердые коммунальные отходы размещены исключительно или преимущественно населением муниципального образования, и при этом их размещение находится в прямой зависимости от ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления данного муниципального образования возложенных на него полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, прежде всего в части организации на территории муниципального образования удовлетворяющих потребностям жителей мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и муниципального земельного контроля. Формами противоправных действий органов местного самоуправления являются бездействие, выраженное в невыполнении требований по созданию контейнерных площадок, а также невыполнение требований по проведению мероприятий в рамках муниципального земельного контроля.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особую сложность при осуществлении муниципального контроля вызывает выявление соблюдения обязательных требований, касающихся таких объектов, как площадки автостоянок <1>, контейнерные площадки и места накопления твердых коммунальных отходов <2>, деятельность по спилу (вырубке) деревьев, растущих на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности <3>, расположение нестационарных торговых объектов <4> и др. Градостроительным кодексом РФ определено понятие прилегающей территории, границы которой определяются правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 37 ст. 1). Однако судебная практика свидетельствует о частых спорах по этому вопросу <5>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особую сложность при осуществлении муниципального контроля вызывает выявление соблюдения обязательных требований, касающихся таких объектов, как площадки автостоянок <1>, контейнерные площадки и места накопления твердых коммунальных отходов <2>, деятельность по спилу (вырубке) деревьев, растущих на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности <3>, расположение нестационарных торговых объектов <4> и др. Градостроительным кодексом РФ определено понятие прилегающей территории, границы которой определяются правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 37 ст. 1). Однако судебная практика свидетельствует о частых спорах по этому вопросу <5>.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 N 14-П
"По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других"3.2. В системе действующего правового регулирования понятие "придомовая территория" содержательно увязано с понятием "земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом". Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации частью общего имущества в многоквартирном доме является земельный участок, на котором он расположен, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на данном земельном участке объекты. Как указано в пункте 6 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (приказ Минстроя России от 7 марта 2019 года N 153/пр), при образовании такого участка в его границы целесообразно включать земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома. По этой причине для целей регулирования вопросов, касающихся благоустройства территории, в муниципальных нормативных актах понятия "придомовая территория" и "земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом" зачастую используются как тождественные.
"По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других"3.2. В системе действующего правового регулирования понятие "придомовая территория" содержательно увязано с понятием "земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом". Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации частью общего имущества в многоквартирном доме является земельный участок, на котором он расположен, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на данном земельном участке объекты. Как указано в пункте 6 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (приказ Минстроя России от 7 марта 2019 года N 153/пр), при образовании такого участка в его границы целесообразно включать земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома. По этой причине для целей регулирования вопросов, касающихся благоустройства территории, в муниципальных нормативных актах понятия "придомовая территория" и "земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом" зачастую используются как тождественные.
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Расширяется перечень видов объектов, которые могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (06.07.2024)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Расширяется перечень видов объектов, которые могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (06.07.2024)
Готовое решение: Как заключить с региональным оператором договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывозу мусора)
(КонсультантПлюс, 2025)К заявке приложите необходимые документы, в том числе: копию документа о праве собственности или ином законном основании возникновения у вас права владения и (или) пользования зданием, строением, сооружением, жилым или нежилым помещением и (или) земельным участком, указанными в п. 8 Правил обращения с ТКО (п. 14 Правил обращения с ТКО).
(КонсультантПлюс, 2025)К заявке приложите необходимые документы, в том числе: копию документа о праве собственности или ином законном основании возникновения у вас права владения и (или) пользования зданием, строением, сооружением, жилым или нежилым помещением и (или) земельным участком, указанными в п. 8 Правил обращения с ТКО (п. 14 Правил обращения с ТКО).
Ситуация: Кто несет обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если контейнерная площадка предназначена для накопления ТКО нескольких многоквартирных домов, расходы по ее содержанию распределяются между управляющими организациями пропорционально общей площади помещений в многоквартирных домах (в том числе если из-за невозможности соблюсти установленные требования место накопления ТКО организовано на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности) (п. п. 26, 26.1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если контейнерная площадка предназначена для накопления ТКО нескольких многоквартирных домов, расходы по ее содержанию распределяются между управляющими организациями пропорционально общей площади помещений в многоквартирных домах (в том числе если из-за невозможности соблюсти установленные требования место накопления ТКО организовано на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности) (п. п. 26, 26.1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами).
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Правительством Российской Федерации расширен перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Правительством Российской Федерации расширен перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Вопрос: Какие установлены требования по содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством РФ;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством РФ;
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)1. Астраханская область. Применительно к муниципальному образованию "Город Астрахань" принята специальная муниципальная программа по охране окружающей среды <4>. В числе наиболее характерных для данного муниципального образования проблем можно выделить размещение ТКО (необходимость рекультивации полигона в поселке Фунтово), оздоровление территорий, подвергшихся негативному воздействию отходов, предупреждение образования объектов накопленного экологического вреда, восстановление нарушенных земель, охрана водных объектов, поддержание надлежащего санитарного состояния территорий контейнерных площадок. Программа предусматривает финансирование из федерального, регионального и местного бюджетов, содержит специальные индикаторы и формулы расчета ее эффективности. В целом по региону фиксируются многочисленные проблемы, связанные с дефицитом водных ресурсов (особенно питьевой воды в ряде муниципалитетов), деградацией ландшафтов, ухудшением состояния растительного и животного мира (особенно рыбы, раков и ряда птиц), загрязнением атмосферы, низкой степенью озеленения, сокращением в муниципалитетах парковых зон.
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)1. Астраханская область. Применительно к муниципальному образованию "Город Астрахань" принята специальная муниципальная программа по охране окружающей среды <4>. В числе наиболее характерных для данного муниципального образования проблем можно выделить размещение ТКО (необходимость рекультивации полигона в поселке Фунтово), оздоровление территорий, подвергшихся негативному воздействию отходов, предупреждение образования объектов накопленного экологического вреда, восстановление нарушенных земель, охрана водных объектов, поддержание надлежащего санитарного состояния территорий контейнерных площадок. Программа предусматривает финансирование из федерального, регионального и местного бюджетов, содержит специальные индикаторы и формулы расчета ее эффективности. В целом по региону фиксируются многочисленные проблемы, связанные с дефицитом водных ресурсов (особенно питьевой воды в ряде муниципалитетов), деградацией ландшафтов, ухудшением состояния растительного и животного мира (особенно рыбы, раков и ряда птиц), загрязнением атмосферы, низкой степенью озеленения, сокращением в муниципалитетах парковых зон.