Консульская легализация
Подборка наиболее важных документов по запросу Консульская легализация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 126 АПК РФ "Документы, прилагаемые к исковому заявлению"7.3.2. Если документы, подтверждающие юридический статус иностранного лица и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, требуют консульской легализации или проставления апостиля, такие действия должны быть совершены не ранее чем за 30 дней до обращения истца в арбитражный суд (позиция ВС РФ) >>>
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Налог на прибыль: Налоговый орган отказал в применении международного соглашения к доходу иностранной компании из-за отсутствия апостиля на сертификате о ее резидентстве
(КонсультантПлюс, 2025)Между государствами есть взаимные договоренности о принятии документов, подтверждающих налоговое резидентство лица, без апостиля или консульской легализации
(КонсультантПлюс, 2025)Между государствами есть взаимные договоренности о принятии документов, подтверждающих налоговое резидентство лица, без апостиля или консульской легализации
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Обязательно ли проставление апостиля и иных знаков консульской легализации на нотариальной доверенности, составленной в Болгарии и представляемой на территории Российской Федерации?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Обязательно ли проставление апостиля и иных знаков консульской легализации на нотариальной доверенности, составленной в Болгарии и представляемой на территории Российской Федерации?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Обязательно ли проставление апостиля и иных знаков консульской легализации на нотариальной доверенности, составленной в Болгарии и представляемой на территории Российской Федерации?
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"Консульский устав Российской Федерации"Статья 27. Легализация иностранных официальных документов
(ред. от 07.07.2025)
"Консульский устав Российской Федерации"Статья 27. Легализация иностранных официальных документов
Приказ МИД России от 20.12.2024 N 26687
"Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги "Легализация российских официальных документов и иностранных официальных документов, составленных должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2024 N 80812)Зарегистрировано в Минюсте России 27 декабря 2024 г. N 80812
"Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги "Легализация российских официальных документов и иностранных официальных документов, составленных должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2024 N 80812)Зарегистрировано в Минюсте России 27 декабря 2024 г. N 80812
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Речь идет о консульской легализации иностранных официальных документов, осуществление которой регламентировано положениями ст. 27 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" <292>. Согласно части 1 указанной статьи консульской легализацией иностранных официальных документов является процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания. Приказом МИД России от 18 июня 2012 г. N 9470 утвержден Административный регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по консульской легализации документов <293>.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Речь идет о консульской легализации иностранных официальных документов, осуществление которой регламентировано положениями ст. 27 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" <292>. Согласно части 1 указанной статьи консульской легализацией иностранных официальных документов является процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания. Приказом МИД России от 18 июня 2012 г. N 9470 утвержден Административный регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по консульской легализации документов <293>.
Готовое решение: Как подтвердить статус резидента и местонахождение иностранной организации
(КонсультантПлюс, 2025)Примеры государств, с которыми достигнуты взаимные договоренности о принятии документов, подтверждающих налоговое резидентство, без апостиля или консульской легализации
(КонсультантПлюс, 2025)Примеры государств, с которыми достигнуты взаимные договоренности о принятии документов, подтверждающих налоговое резидентство, без апостиля или консульской легализации
Ситуация: Какие документы необходимы для получения вида на жительство в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Официальные документы и акты, выданные организациями и учреждениями иностранных государств, не являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных документов, подписанной в Гааге 05.10.1961, если иное не установлено действующими международными договорами РФ с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения РФ за границей и Консульский департамент МИД России (абз. 1 п. 49 Административного регламента).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Официальные документы и акты, выданные организациями и учреждениями иностранных государств, не являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных документов, подписанной в Гааге 05.10.1961, если иное не установлено действующими международными договорами РФ с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения РФ за границей и Консульский департамент МИД России (абз. 1 п. 49 Административного регламента).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии с международными договорами возможно несколько вариантов процедуры легализации документов. Так, согласно Федеральному закону от 05.07.2010 N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" консульской легализацией иностранных официальных документов является процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания. Консульское должностное лицо легализует составленные с участием должностных лиц компетентных органов государства пребывания или от них исходящие официальные документы, которые предназначены для представления на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания. Вместе с тем консульской легализации не подлежат иностранные официальные документы, которые противоречат законодательству Российской Федерации или содержание которых может нанести вред интересам Российской Федерации. Консульское должностное лицо для совершения легализации иностранного официального документа вправе требовать представления его нотариально заверенного перевода на русский язык (ст. 27 Консульского устава).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии с международными договорами возможно несколько вариантов процедуры легализации документов. Так, согласно Федеральному закону от 05.07.2010 N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" консульской легализацией иностранных официальных документов является процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания. Консульское должностное лицо легализует составленные с участием должностных лиц компетентных органов государства пребывания или от них исходящие официальные документы, которые предназначены для представления на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания. Вместе с тем консульской легализации не подлежат иностранные официальные документы, которые противоречат законодательству Российской Федерации или содержание которых может нанести вред интересам Российской Федерации. Консульское должностное лицо для совершения легализации иностранного официального документа вправе требовать представления его нотариально заверенного перевода на русский язык (ст. 27 Консульского устава).
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем в соответствии с пунктом 41 Постановления от 27.06.2017 N 23 доверенность от имени иностранного лица, выданная на территории иностранного государства, не является официальным документом и по общему правилу не требует обязательного удостоверения в виде консульской легализации или проставления апостиля, если не содержит отметок официальных органов иностранного государства.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем в соответствии с пунктом 41 Постановления от 27.06.2017 N 23 доверенность от имени иностранного лица, выданная на территории иностранного государства, не является официальным документом и по общему правилу не требует обязательного удостоверения в виде консульской легализации или проставления апостиля, если не содержит отметок официальных органов иностранного государства.
Готовое решение: Как организации получить справку, подтверждающую налоговое резидентство
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что документ, подтверждающий резидентство, может потребовать дипломатической или консульской легализации. Она не требуется, если государство является участником Гаагской конвенции от 05.10.1961. В этом случае достаточно проставления апостиля. Отдельные страны могут принять подтверждение резидентства и без него (ст. ст. 1, 3 Гаагской конвенции).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что документ, подтверждающий резидентство, может потребовать дипломатической или консульской легализации. Она не требуется, если государство является участником Гаагской конвенции от 05.10.1961. В этом случае достаточно проставления апостиля. Отдельные страны могут принять подтверждение резидентства и без него (ст. ст. 1, 3 Гаагской конвенции).
"Комментарий к Федеральному закону от 22 июня 2024 г. N 145-ФЗ "О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответствующие вопросы также регулировались положениями ст. 27 "Консульская легализация иностранных официальных документов" и 28 "Истребование документов" Консульского устава РФ в прежней (первоначальной) редакции. С учетом этого в одном "пакете" с комментируемым Законом в целях унификации используемой в действующем законодательстве терминологии принят Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 146-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Консульский устав Российской Федерации" (в настоящем комментарии обозначается как Закон 2024 г. N 146-ФЗ).
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответствующие вопросы также регулировались положениями ст. 27 "Консульская легализация иностранных официальных документов" и 28 "Истребование документов" Консульского устава РФ в прежней (первоначальной) редакции. С учетом этого в одном "пакете" с комментируемым Законом в целях унификации используемой в действующем законодательстве терминологии принят Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 146-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Консульский устав Российской Федерации" (в настоящем комментарии обозначается как Закон 2024 г. N 146-ФЗ).
Статья: Подача искового заявления в арбитражный суд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случаях, предусмотренных международными договорами РФ о правовой помощи, арбитражный суд вправе принимать иностранные официальные документы без консульской легализации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случаях, предусмотренных международными договорами РФ о правовой помощи, арбитражный суд вправе принимать иностранные официальные документы без консульской легализации.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Во-первых, согласно действовавшим на момент рассмотрения спора Правилам формирования реестра отечественного ПО программное обеспечение может быть исключено из Реестра в случае наличия конкретных обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии программного обеспечения требованиям Правил и подтвержденных документами, полученными в установленном порядке от государственных органов, в том числе вступившими в законную силу судебными актами, официальными документами иностранных государств, прошедшими в установленном порядке процедуру консульской легализации (подп. "б" п. 33, подп. "б" п. 34). Заключение ФГУП "НИИ "Восход" не отвечает данным требованиям.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Во-первых, согласно действовавшим на момент рассмотрения спора Правилам формирования реестра отечественного ПО программное обеспечение может быть исключено из Реестра в случае наличия конкретных обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии программного обеспечения требованиям Правил и подтвержденных документами, полученными в установленном порядке от государственных органов, в том числе вступившими в законную силу судебными актами, официальными документами иностранных государств, прошедшими в установленном порядке процедуру консульской легализации (подп. "б" п. 33, подп. "б" п. 34). Заключение ФГУП "НИИ "Восход" не отвечает данным требованиям.