Конституция право на здоровье
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституция право на здоровье (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 23 Конституции РФ"Конституция Российской Федерации ставит право на жизнь, здоровье в ранг естественных и неотчуждаемых прав личности, что предполагает эффективную охрану и защиту этих прав. Открытый перечень охраняемых законом неимущественных благ приведен в статьях 20 - 23 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, к ним относятся жизнь и здоровье."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 23 Конституции РФ"Конституция Российской Федерации ставит право на жизнь, здоровье в ранг естественных и неотчуждаемых прав личности, что предполагает эффективную охрану и защиту этих прав. Открытый перечень охраняемых законом неимущественных благ приведен в статьях 20 - 23 Конституции Российской Федерации и пункте 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, к ним относятся жизнь и здоровье."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы, связанные с изменением климата: способы конституционного реагирования
(Васильева Т.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)С 2005 года отмечается рост числа климатических споров в мире <37>, однако правозащитная составляющая начинает прослеживаться только с 2018 года. Все больше органов судебной власти признает, что действия или бездействие правительства в отношении климатических изменений могут ущемлять закрепленные в конституциях права на жизнь, достоинство, здоровье. Климатические споры с правозащитным компонентом получили наибольшее распространение в Европе, Северной и Южной Америках <38>. Несмотря на рост числа обращений к правам человека при рассмотрении климатических аспектов экологических споров в странах Африки и Латинской Америки, в 59% случаев эти вопросы не являются основными и затрагиваются только косвенно <39>. Вместе с тем судьи в Латинской Америке и Южной Азии гораздо лучше воспринимают правозащитную составляющую в климатических спорах, а в Европе и Северной Америке они чаще отказываются заслушивать сущностные аргументы по этим делам <40>.
(Васильева Т.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)С 2005 года отмечается рост числа климатических споров в мире <37>, однако правозащитная составляющая начинает прослеживаться только с 2018 года. Все больше органов судебной власти признает, что действия или бездействие правительства в отношении климатических изменений могут ущемлять закрепленные в конституциях права на жизнь, достоинство, здоровье. Климатические споры с правозащитным компонентом получили наибольшее распространение в Европе, Северной и Южной Америках <38>. Несмотря на рост числа обращений к правам человека при рассмотрении климатических аспектов экологических споров в странах Африки и Латинской Америки, в 59% случаев эти вопросы не являются основными и затрагиваются только косвенно <39>. Вместе с тем судьи в Латинской Америке и Южной Азии гораздо лучше воспринимают правозащитную составляющую в климатических спорах, а в Европе и Северной Америке они чаще отказываются заслушивать сущностные аргументы по этим делам <40>.
Статья: Защита здоровья граждан как основной элемент обеспечения права на жизнь и особенности его реализации в чрезвычайных ситуациях
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Правовой механизм защиты права на здоровье, установленный Конституцией, - в этом согласимся с И.В. Тимофеевым, - включает три базовые составляющие: "провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2, 17) и тем самым определение здоровья человека как неотъемлемого и неотчуждаемого блага; юридизацию здоровья человека в качестве объекта субъективного конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), а также закрепление обеспечения здоровья человека в качестве цели и предмета деятельности (как охранительной, так и регулятивной) государства (ст. 7, 18, п. "в" ст. 71, п. "б" ч. 1 ст. 72)" <5>.
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Правовой механизм защиты права на здоровье, установленный Конституцией, - в этом согласимся с И.В. Тимофеевым, - включает три базовые составляющие: "провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2, 17) и тем самым определение здоровья человека как неотъемлемого и неотчуждаемого блага; юридизацию здоровья человека в качестве объекта субъективного конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), а также закрепление обеспечения здоровья человека в качестве цели и предмета деятельности (как охранительной, так и регулятивной) государства (ст. 7, 18, п. "в" ст. 71, п. "б" ч. 1 ст. 72)" <5>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Суд апелляционной инстанции не применил положения статьи 41 Конституции Российской Федерации о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь во взаимосвязи с нормами действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также с нормами международного права - Конвенции о правах ребенка и Конвенции о правах инвалидов, устанавливающими, что государствами - участниками Конвенций, к которым относится и Российская Федерация, принимаются все необходимые меры для обеспечения детям права на жизнь и на охрану здоровья, первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка-инвалида.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Суд апелляционной инстанции не применил положения статьи 41 Конституции Российской Федерации о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь во взаимосвязи с нормами действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также с нормами международного права - Конвенции о правах ребенка и Конвенции о правах инвалидов, устанавливающими, что государствами - участниками Конвенций, к которым относится и Российская Федерация, принимаются все необходимые меры для обеспечения детям права на жизнь и на охрану здоровья, первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка-инвалида.
Статья: Административно-правовые меры охраны и обеспечения гарантий здоровья российских граждан как неотъемлемой конституционной ценности
(Кобзарь-Фролова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Конституция РФ признает право на здоровье своих граждан высшей ценностью. Органы публичной власти, реализуя конституционные постулаты, закладывают в стратегические планы социального развития страны основы охраны здоровья, поддерживают и обеспечивают достойную жизнь граждан. Государственную политику в сфере здравоохранения осуществляет Правительство РФ, а реализует Минздрав России. Охрана права на здоровье граждан обеспечивается на всех трех уровнях: государственном, региональном, местном. Обеспечивая право на здоровье человека, уполномоченные федеральные службы применяют комплекс административно-правовых мер охраны.
(Кобзарь-Фролова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Конституция РФ признает право на здоровье своих граждан высшей ценностью. Органы публичной власти, реализуя конституционные постулаты, закладывают в стратегические планы социального развития страны основы охраны здоровья, поддерживают и обеспечивают достойную жизнь граждан. Государственную политику в сфере здравоохранения осуществляет Правительство РФ, а реализует Минздрав России. Охрана права на здоровье граждан обеспечивается на всех трех уровнях: государственном, региональном, местном. Обеспечивая право на здоровье человека, уполномоченные федеральные службы применяют комплекс административно-правовых мер охраны.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Положения ст. 41 Конституции РФ, гарантирующие право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, нуждаются в особом правовом регулировании в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, поскольку они самостоятельно не могут защитить свои права и законные интересы.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Положения ст. 41 Конституции РФ, гарантирующие право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, нуждаются в особом правовом регулировании в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, поскольку они самостоятельно не могут защитить свои права и законные интересы.
Статья: Право на неприкосновенность частной жизни в условиях цифровизации здравоохранения: некоторые законодательные пробелы в свете судебных решений
(Федотов Н.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 февраля 2025 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности частей 1 и 3 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки М.Ю. Щаниковой" подчеркнул развитие научно-технического прогресса, который привел к разработке и внедрению в сфере здравоохранения вспомогательных репродуктивных технологий, направленных на реализацию гарантируемого ст. 41 Конституции РФ права на охрану здоровья и медицинскую помощь <9>. При этом он обратил внимание на то, что в сфере здравоохранения имеется отставание нормативной регламентации от развития соответствующих технологий и связанных с их применением общественных отношений. В подобной ситуации особенно отчетливо проявляется значимость прямого действия конституционных принципов и норм как критериев выбора того или иного варианта понимания нормативных положений <10>.
(Федотов Н.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 февраля 2025 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности частей 1 и 3 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки М.Ю. Щаниковой" подчеркнул развитие научно-технического прогресса, который привел к разработке и внедрению в сфере здравоохранения вспомогательных репродуктивных технологий, направленных на реализацию гарантируемого ст. 41 Конституции РФ права на охрану здоровья и медицинскую помощь <9>. При этом он обратил внимание на то, что в сфере здравоохранения имеется отставание нормативной регламентации от развития соответствующих технологий и связанных с их применением общественных отношений. В подобной ситуации особенно отчетливо проявляется значимость прямого действия конституционных принципов и норм как критериев выбора того или иного варианта понимания нормативных положений <10>.