Конституция охрана здоровья
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституция охрана здоровья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 446 "Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам" ГПК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 41). ст. 446 ГПК РФ гарантирует реализацию социально-экономических прав этих лиц, предоставляя должнику-гражданину исполнительский иммунитет для обеспечения ему и лицам, находящимся на его иждивении, условий, необходимых для нормального существования и деятельности. Установленные государством гарантии реализуются через достижение баланса интересов кредитора и гражданина-должника, требуют защиты прав последнего, соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, а также сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.
(Арбитражный суд Уральского округа)Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 41). ст. 446 ГПК РФ гарантирует реализацию социально-экономических прав этих лиц, предоставляя должнику-гражданину исполнительский иммунитет для обеспечения ему и лицам, находящимся на его иждивении, условий, необходимых для нормального существования и деятельности. Установленные государством гарантии реализуются через достижение баланса интересов кредитора и гражданина-должника, требуют защиты прав последнего, соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, а также сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 213.25 "Имущество гражданина, подлежащее реализации в случае признания гражданина банкротом и введения реализации имущества гражданина" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Арбитражный суд Уральского округа)Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 41). ст. 446 ГПК РФ гарантирует реализацию социально-экономических прав этих лиц, предоставляя должнику-гражданину исполнительский иммунитет для обеспечения ему и лицам, находящимся на его иждивении, условий, необходимых для нормального существования и деятельности. Установленные государством гарантии реализуются через достижение баланса интересов кредитора и гражданина-должника, требуют защиты прав последнего, соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, а также сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.
(Арбитражный суд Уральского округа)Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 41). ст. 446 ГПК РФ гарантирует реализацию социально-экономических прав этих лиц, предоставляя должнику-гражданину исполнительский иммунитет для обеспечения ему и лицам, находящимся на его иждивении, условий, необходимых для нормального существования и деятельности. Установленные государством гарантии реализуются через достижение баланса интересов кредитора и гражданина-должника, требуют защиты прав последнего, соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, а также сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. В соответствии с Конституцией РФ охрана здоровья граждан - неотъемлемое условие жизни общества (ст. 7).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. В соответствии с Конституцией РФ охрана здоровья граждан - неотъемлемое условие жизни общества (ст. 7).
Статья: Конституционные ценности в содержании государственных программ Российской Федерации
(Суханова А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 1)Так, в области здравоохранения, координация вопросов которого является одним из важнейших предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции) и на совершенствование которой направлена государственная программа "Развитие здравоохранения" <2>, базовыми конституционными ценностями представляются ценность социальной государственности (ч. 1 ст. 7 Конституции), включающая охрану здоровья людей (ч. 2 ст. 7 Конституции); право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции), а также установление финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрения деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41 Конституции).
(Суханова А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 1)Так, в области здравоохранения, координация вопросов которого является одним из важнейших предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции) и на совершенствование которой направлена государственная программа "Развитие здравоохранения" <2>, базовыми конституционными ценностями представляются ценность социальной государственности (ч. 1 ст. 7 Конституции), включающая охрану здоровья людей (ч. 2 ст. 7 Конституции); право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции), а также установление финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрения деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41 Конституции).
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что предполагает не только обязанность лечебных учреждений оказывать медицинскую помощь при обращении за ней, но и право граждан свободно принимать решение об обращении за медицинской помощью и о прохождении курса лечения. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в определенных случаях, установленных федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Одним из таких случаев является наличие у лица тяжелого психического расстройства, представляющего непосредственную опасность для окружающих.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что предполагает не только обязанность лечебных учреждений оказывать медицинскую помощь при обращении за ней, но и право граждан свободно принимать решение об обращении за медицинской помощью и о прохождении курса лечения. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в определенных случаях, установленных федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Одним из таких случаев является наличие у лица тяжелого психического расстройства, представляющего непосредственную опасность для окружающих.
Статья: Ссылки (отсылки) в актах правотворчества: технико-юридические дефекты и пути преодоления их вредных последствий
(Баранов В.М.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)"Провозглашая право каждого на охрану здоровья, Конституция Российской Федерации исходит из того, что здоровье человека является высшим благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль в жизни общества и государства.
(Баранов В.М.)
("Журнал российского права", 2022, N 3)"Провозглашая право каждого на охрану здоровья, Конституция Российской Федерации исходит из того, что здоровье человека является высшим благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль в жизни общества и государства.
Статья: Право на неприкосновенность частной жизни в условиях цифровизации здравоохранения: некоторые законодательные пробелы в свете судебных решений
(Федотов Н.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 февраля 2025 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности частей 1 и 3 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки М.Ю. Щаниковой" подчеркнул развитие научно-технического прогресса, который привел к разработке и внедрению в сфере здравоохранения вспомогательных репродуктивных технологий, направленных на реализацию гарантируемого ст. 41 Конституции РФ права на охрану здоровья и медицинскую помощь <9>. При этом он обратил внимание на то, что в сфере здравоохранения имеется отставание нормативной регламентации от развития соответствующих технологий и связанных с их применением общественных отношений. В подобной ситуации особенно отчетливо проявляется значимость прямого действия конституционных принципов и норм как критериев выбора того или иного варианта понимания нормативных положений <10>.
(Федотов Н.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 февраля 2025 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности частей 1 и 3 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки М.Ю. Щаниковой" подчеркнул развитие научно-технического прогресса, который привел к разработке и внедрению в сфере здравоохранения вспомогательных репродуктивных технологий, направленных на реализацию гарантируемого ст. 41 Конституции РФ права на охрану здоровья и медицинскую помощь <9>. При этом он обратил внимание на то, что в сфере здравоохранения имеется отставание нормативной регламентации от развития соответствующих технологий и связанных с их применением общественных отношений. В подобной ситуации особенно отчетливо проявляется значимость прямого действия конституционных принципов и норм как критериев выбора того или иного варианта понимания нормативных положений <10>.
Статья: Компенсации пациентам и их родственникам после операций - анализ споров
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 12)Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено ст. 41 Конституции Российской Федерации. Оно включает в себя возможность получения гарантированного объема медицинской и лекарственной помощи.
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 12)Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено ст. 41 Конституции Российской Федерации. Оно включает в себя возможность получения гарантированного объема медицинской и лекарственной помощи.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, аналогичные территориальные фонды сформированы в целях исполнения норм Конституции об охране здоровья граждан (ст. 41). Формирование в России государственных внебюджетных фондов, в том числе фондов обязательного медицинского страхования, обособление их бюджетов в составе бюджетной системы государства преследуют цель усиления гарантий финансового обеспечения расходов на реализацию мероприятий в сфере здравоохранения, соответствующих социальной функции Российского государства <117>.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, аналогичные территориальные фонды сформированы в целях исполнения норм Конституции об охране здоровья граждан (ст. 41). Формирование в России государственных внебюджетных фондов, в том числе фондов обязательного медицинского страхования, обособление их бюджетов в составе бюджетной системы государства преследуют цель усиления гарантий финансового обеспечения расходов на реализацию мероприятий в сфере здравоохранения, соответствующих социальной функции Российского государства <117>.