Конституция международный договор
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституция международный договор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 15 Конституции РФ"Правовое регулирование таможенных отношений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Иерархия нормативных правовых актов государственных органов
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отдельных федеральных законах указан перечень нормативных актов, расположенных в определенной последовательности, которую также можно использовать для формирования иерархии НПА. Например, в ч. 1 ст. 11 ГПК РФ установлено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отдельных федеральных законах указан перечень нормативных актов, расположенных в определенной последовательности, которую также можно использовать для формирования иерархии НПА. Например, в ч. 1 ст. 11 ГПК РФ установлено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
"Комментарий к Федеральному закону от 22 июня 2024 г. N 145-ФЗ "О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В части 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры России, так же как и общепризнанные принципы и нормы международного права, определены в качестве составной части правовой системы России. Как установлено там же, если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Такая же норма была закреплена в ст. 8 "Международные договоры СССР" Закона СССР о вывозе, пересылке и истребовании личных документов: если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, применяются правила международного договора.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В части 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры России, так же как и общепризнанные принципы и нормы международного права, определены в качестве составной части правовой системы России. Как установлено там же, если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Такая же норма была закреплена в ст. 8 "Международные договоры СССР" Закона СССР о вывозе, пересылке и истребовании личных документов: если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, применяются правила международного договора.
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О международных договорах Российской Федерации"Статья 34. Соответствие международных договоров Конституции Российской Федерации
(ред. от 08.12.2020)
"О международных договорах Российской Федерации"Статья 34. Соответствие международных договоров Конституции Российской Федерации
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Глава X. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"Глава X. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Законодательство РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из Закона об информации и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов (ч. 1 ст. 4 Закона об информации).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Законодательство РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из Закона об информации и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов (ч. 1 ст. 4 Закона об информации).
Ситуация: Как иностранному гражданину усыновить ребенка-сироту из РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует отметить, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора. При этом не допускается применение правил международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также основам правопорядка и нравственности (ст. 6 СК РФ);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует отметить, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора. При этом не допускается применение правил международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также основам правопорядка и нравственности (ст. 6 СК РФ);
Статья: Представление доказательств против себя в гражданском процессе
(Аргунов А.В., Халатов С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 2)Историческое развитие этих максим шло разными путями. Если максима "nemo tenetur prodere seipsum" превратилась в привилегию от самоизобличения, закрепленную во множестве конституций и международных соглашений, то максима "nemo tenetur edere contra se" в гражданском процессе, наоборот, была со временем отброшена или сведена многочисленными исключениями к минимальным значениям.
(Аргунов А.В., Халатов С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 2)Историческое развитие этих максим шло разными путями. Если максима "nemo tenetur prodere seipsum" превратилась в привилегию от самоизобличения, закрепленную во множестве конституций и международных соглашений, то максима "nemo tenetur edere contra se" в гражданском процессе, наоборот, была со временем отброшена или сведена многочисленными исключениями к минимальным значениям.
Статья: Роль административного права в обеспечении благополучия человека
(Иванова М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Административно-правовые нормы устанавливают и регулируют полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья, в области труда и социальной защиты, в области культуры, в области образования и науки и т.д. Кроме того, административно-правовыми нормами обеспечивается законность в государственном управлении, устанавливаются способы ее обеспечения, закрепляются основания, порядок и принципы осуществления государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц. Административное право устанавливает процедуры и порядок принятия административных актов, что ограничивает возможность произвольного вмешательства со стороны государства в личную сферу человека, а также обеспечивает соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией и международными договорами.
(Иванова М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Административно-правовые нормы устанавливают и регулируют полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья, в области труда и социальной защиты, в области культуры, в области образования и науки и т.д. Кроме того, административно-правовыми нормами обеспечивается законность в государственном управлении, устанавливаются способы ее обеспечения, закрепляются основания, порядок и принципы осуществления государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц. Административное право устанавливает процедуры и порядок принятия административных актов, что ограничивает возможность произвольного вмешательства со стороны государства в личную сферу человека, а также обеспечивает соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией и международными договорами.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Вопрос реализации норм международного права в отечественной правовой системе является одной из центральных проблем в правоприменительной практике правовой системы РФ. В случае коллизий между национальными (внутригосударственными) и международными нормами (нормативными актами) приоритет имеют международные нормы (нормативные акты). Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Однако в процессе осуществления способов приведения в действие норм международного права внутри страны возникают несогласованности и даже прямые противоречия между содержанием норм международного права и внутригосударственного права <1>. При этом если в случае противоречия национального законодательства и международных договоров Конституция РФ признает приоритет последних, то в отношении общепризнанных норм и принципов международного права отсутствует четкое указание о соотношении их с нормами международного права, хотя именно они служат критерием правомерности международных договоров <2>.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Вопрос реализации норм международного права в отечественной правовой системе является одной из центральных проблем в правоприменительной практике правовой системы РФ. В случае коллизий между национальными (внутригосударственными) и международными нормами (нормативными актами) приоритет имеют международные нормы (нормативные акты). Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Однако в процессе осуществления способов приведения в действие норм международного права внутри страны возникают несогласованности и даже прямые противоречия между содержанием норм международного права и внутригосударственного права <1>. При этом если в случае противоречия национального законодательства и международных договоров Конституция РФ признает приоритет последних, то в отношении общепризнанных норм и принципов международного права отсутствует четкое указание о соотношении их с нормами международного права, хотя именно они служат критерием правомерности международных договоров <2>.