Конституция индексация пенсий
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституция индексация пенсий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)С целью поддержания реальных доходов пенсионеров и защиты их от негативного влияния инфляции государством применяется механизм индексации пенсионных выплат. В Конституции РФ закреплен порядок индексации пенсий, а именно периодичность "не реже одного раза в год", но не норма индексации (ч. 6 ст. 75).
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)С целью поддержания реальных доходов пенсионеров и защиты их от негативного влияния инфляции государством применяется механизм индексации пенсионных выплат. В Конституции РФ закреплен порядок индексации пенсий, а именно периодичность "не реже одного раза в год", но не норма индексации (ч. 6 ст. 75).
Статья: Российская Конституция в развитии: реформа структуры власти и новые парламентские полномочия
(Кошель А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)В.В. Путин особо подчеркнул в Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 г. необходимость закрепления размера и необходимости индексации пенсий в Конституции с тем, чтобы в дальнейшем никогда и ни у кого не вставал вопрос о возможности пересмотра этого положения в обычном порядке <5>. Со стороны граждан и организаций, в том числе и названным Экспертным советом Законодательного Собрания края, было направлено в Рабочую группу, образованную Президентом, предложение о том, чтобы четко определить, что такая индексация должна производиться ежегодно, в том числе и для работающих пенсионеров. Как известно, это предложение было отражено в окончательном варианте поправок.
(Кошель А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)В.В. Путин особо подчеркнул в Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 г. необходимость закрепления размера и необходимости индексации пенсий в Конституции с тем, чтобы в дальнейшем никогда и ни у кого не вставал вопрос о возможности пересмотра этого положения в обычном порядке <5>. Со стороны граждан и организаций, в том числе и названным Экспертным советом Законодательного Собрания края, было направлено в Рабочую группу, образованную Президентом, предложение о том, чтобы четко определить, что такая индексация должна производиться ежегодно, в том числе и для работающих пенсионеров. Как известно, это предложение было отражено в окончательном варианте поправок.
Нормативные акты
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020
"Послание Президента Федеральному Собранию"И конечно, в любом случае, при любой ситуации и на всей территории страны должны исполняться социальные обязательства государства. Поэтому считаю необходимым прямо закрепить в Конституции норму о том, что минимальный размер оплаты труда в России не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения, у нас это в законе есть, надо закрепить это в Конституции, а также закрепить в Основном Законе принципы достойного пенсионного обеспечения, имею в виду здесь и регулярную индексацию пенсий.
"Послание Президента Федеральному Собранию"И конечно, в любом случае, при любой ситуации и на всей территории страны должны исполняться социальные обязательства государства. Поэтому считаю необходимым прямо закрепить в Конституции норму о том, что минимальный размер оплаты труда в России не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения, у нас это в законе есть, надо закрепить это в Конституции, а также закрепить в Основном Законе принципы достойного пенсионного обеспечения, имею в виду здесь и регулярную индексацию пенсий.
Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2021 N 1139-О
"По жалобе гражданина Тупицына Бориса Михайловича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях"4. После вступления в силу части 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации, гарантирующей ежегодную индексацию пенсий, федеральный законодатель, принимая во внимание общественные ожидания, а также вытекающую из конституционных предписаний необходимость обеспечения экономической, политической и социальной солидарности, создания условий для повышения благосостояния граждан (статья 75.1 Конституции Российской Федерации), обязан внести изменения в действующее правовое регулирование пенсионных отношений и предусмотреть механизм ежегодной индексации страховых пенсий.
"По жалобе гражданина Тупицына Бориса Михайловича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях"4. После вступления в силу части 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации, гарантирующей ежегодную индексацию пенсий, федеральный законодатель, принимая во внимание общественные ожидания, а также вытекающую из конституционных предписаний необходимость обеспечения экономической, политической и социальной солидарности, создания условий для повышения благосостояния граждан (статья 75.1 Конституции Российской Федерации), обязан внести изменения в действующее правовое регулирование пенсионных отношений и предусмотреть механизм ежегодной индексации страховых пенсий.
Статья: Конституционная доктрина социального государства в решениях Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации на примере защиты социальных прав
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)В то же время существуют пределы человеческих возможностей по социальному самообеспечению. В случае когда человек по объективным причинам (несовершеннолетний возраст, инвалидность и др.) не может обеспечить себе достойный уровень жизни или свободное развитие, в действие приводятся гарантии, провозглашаемые государством. В ч. 2 ст. 7 Конституции России в этом контексте закрепляется, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Данные положения усилены поправками в Конституцию Российской Федерации 4 июля 2020 г. <1> Согласно п. 5 - 6 ст. 75 Конституции Российской Федерации в новой редакции в России формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)В то же время существуют пределы человеческих возможностей по социальному самообеспечению. В случае когда человек по объективным причинам (несовершеннолетний возраст, инвалидность и др.) не может обеспечить себе достойный уровень жизни или свободное развитие, в действие приводятся гарантии, провозглашаемые государством. В ч. 2 ст. 7 Конституции России в этом контексте закрепляется, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Данные положения усилены поправками в Конституцию Российской Федерации 4 июля 2020 г. <1> Согласно п. 5 - 6 ст. 75 Конституции Российской Федерации в новой редакции в России формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
Статья: Условия обеспечения законности в деятельности органов публичной власти
(Мильшин Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Так, пункт 6 ст. 75 Конституции РФ закрепил, что система пенсионного обеспечения граждан формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законодательством. Вместе с тем начиная с 2015 г. пенсия работающих пенсионеров не индексируется. Ведь вышеуказанная конституционная норма закрепила принцип справедливости в пенсионном обеспечении. А разве справедливо, когда одной категории индексируют пенсии (прокурорские работники, судьи, сотрудники правоохранительных структур), а на других данное положение не распространяется, если они официально продолжают работать? Следует отметить, что большинство пенсионеров, уйдя на заслуженный отдых, продолжают работать, причем на низкооплачиваемых должностях, не от хорошей жизни.
(Мильшин Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Так, пункт 6 ст. 75 Конституции РФ закрепил, что система пенсионного обеспечения граждан формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законодательством. Вместе с тем начиная с 2015 г. пенсия работающих пенсионеров не индексируется. Ведь вышеуказанная конституционная норма закрепила принцип справедливости в пенсионном обеспечении. А разве справедливо, когда одной категории индексируют пенсии (прокурорские работники, судьи, сотрудники правоохранительных структур), а на других данное положение не распространяется, если они официально продолжают работать? Следует отметить, что большинство пенсионеров, уйдя на заслуженный отдых, продолжают работать, причем на низкооплачиваемых должностях, не от хорошей жизни.
Статья: Президент Российской Федерации как гарант права человека на достойную жизнь
(Балаян Э.Ю., Шалев Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)Огромное значение для всей страны имело Послание Федеральному Собранию РФ, сделанное в 2022 г. Именно в нем Президент РФ предложил закрепить в Конституции РФ принципы достойного пенсионного обеспечения. Под этим он понимал регулярную индексацию пенсий. Кроме того, он предложил на конституционном уровне закрепить положение о том, что минимальный размер оплаты труда в России не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения. Все эти меры нашли полную поддержку среди депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и сенаторов Совета Федерации. Вынесение этих положений на всенародное голосование также показало одобрение гражданами тех мер, которые предпринимает Президент РФ для достижения достойного уровня жизни.
(Балаян Э.Ю., Шалев Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)Огромное значение для всей страны имело Послание Федеральному Собранию РФ, сделанное в 2022 г. Именно в нем Президент РФ предложил закрепить в Конституции РФ принципы достойного пенсионного обеспечения. Под этим он понимал регулярную индексацию пенсий. Кроме того, он предложил на конституционном уровне закрепить положение о том, что минимальный размер оплаты труда в России не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения. Все эти меры нашли полную поддержку среди депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и сенаторов Совета Федерации. Вынесение этих положений на всенародное голосование также показало одобрение гражданами тех мер, которые предпринимает Президент РФ для достижения достойного уровня жизни.
Статья: Реализация устойчивого экономического роста (конституционно-правовые аспекты)
(Мазаев В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Помимо характера правового регулирования особенности конституционной нормы ст. 75.1 предопределяются заложенной в ней целью. Данная норма закрепляется в гл. 3 "Федеративное устройство", в которой представлена модель федеративных отношений в Российском государстве. В статье 75 Конституции РФ содержатся нормы, закрепляющие гарантии единства экономической системы Российской Федерации (ч. 1 - 4 - единая денежная единица, монополия эмиссии денег, федеральные налоги и бюджет, государственные займы и т.д.) и единые социальные гарантии граждан Российской Федерации (ч. 5 - 7 - минимальный размер оплаты труда, единые принципы пенсионного обеспечения, порядок индексации пенсий, единые гарантии социального страхования и т.д.). В норме ст. 75.1 также продолжена логика целей ст. 75 - закрепление ряда ориентиров и общих обязательств Российской Федерации в проведении экономической и социальной политики в рамках единого федеративного пространства. В качестве одного из ориентиров закрепляется создание условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан.
(Мазаев В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Помимо характера правового регулирования особенности конституционной нормы ст. 75.1 предопределяются заложенной в ней целью. Данная норма закрепляется в гл. 3 "Федеративное устройство", в которой представлена модель федеративных отношений в Российском государстве. В статье 75 Конституции РФ содержатся нормы, закрепляющие гарантии единства экономической системы Российской Федерации (ч. 1 - 4 - единая денежная единица, монополия эмиссии денег, федеральные налоги и бюджет, государственные займы и т.д.) и единые социальные гарантии граждан Российской Федерации (ч. 5 - 7 - минимальный размер оплаты труда, единые принципы пенсионного обеспечения, порядок индексации пенсий, единые гарантии социального страхования и т.д.). В норме ст. 75.1 также продолжена логика целей ст. 75 - закрепление ряда ориентиров и общих обязательств Российской Федерации в проведении экономической и социальной политики в рамках единого федеративного пространства. В качестве одного из ориентиров закрепляется создание условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Закон РФ о поправке к Конституции от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" внес в Конституцию положения, предусматривающие в том числе осуществление индексации пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом (ч. 6 ст. 75).
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Закон РФ о поправке к Конституции от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" внес в Конституцию положения, предусматривающие в том числе осуществление индексации пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом (ч. 6 ст. 75).
Статья: В поисках релевантных аргументов: структура конституционно-судебной аргументации
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Наконец, обоснование применимости конституционных положений может осуществляться в разрезе темпоральных оснований. Ярчайший пример - Определение Конституционного Суда России от 24 июня 2021 года N 1139-О, в котором оценивалась конституционность законоположения, приостановившего индексацию пенсий работающих пенсионеров. В связи с принятием в 2020 году конституционных поправок, гарантирующих среди прочего ежегодную индексацию пенсий (часть 6 статьи 75 Конституции России), гражданин посчитал, что Федеральный закон "О страховых пенсиях" должен быть приведен в соответствие с конституционными предписаниями. Конституционный Суд России указал, что реализация приведенной конституционной новеллы требует тщательного бюджетного планирования и учета "социально-экономических условий и финансовых возможностей государства на среднесрочный и долгосрочный период", что невозможно без "разумного переходного периода для проведения расчетов, аналитической оценки и подготовки соответствующих законодательных решений" <84>. Иными словами, был обоснован тезис о том, что конституционное предписание о ежегодной индексации пенсий начнет действовать спустя некоторое время. Примечательно, что, мотивируя свое решение снять жалобу гражданина с дальнейшего рассмотрения, Конституционный Суд России дополнительно указал, что все судебные акты, принятые по делу заявителя, состоялись до вступления в силу конституционных поправок <85>.
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 3)Наконец, обоснование применимости конституционных положений может осуществляться в разрезе темпоральных оснований. Ярчайший пример - Определение Конституционного Суда России от 24 июня 2021 года N 1139-О, в котором оценивалась конституционность законоположения, приостановившего индексацию пенсий работающих пенсионеров. В связи с принятием в 2020 году конституционных поправок, гарантирующих среди прочего ежегодную индексацию пенсий (часть 6 статьи 75 Конституции России), гражданин посчитал, что Федеральный закон "О страховых пенсиях" должен быть приведен в соответствие с конституционными предписаниями. Конституционный Суд России указал, что реализация приведенной конституционной новеллы требует тщательного бюджетного планирования и учета "социально-экономических условий и финансовых возможностей государства на среднесрочный и долгосрочный период", что невозможно без "разумного переходного периода для проведения расчетов, аналитической оценки и подготовки соответствующих законодательных решений" <84>. Иными словами, был обоснован тезис о том, что конституционное предписание о ежегодной индексации пенсий начнет действовать спустя некоторое время. Примечательно, что, мотивируя свое решение снять жалобу гражданина с дальнейшего рассмотрения, Конституционный Суд России дополнительно указал, что все судебные акты, принятые по делу заявителя, состоялись до вступления в силу конституционных поправок <85>.
Статья: Конституционные основы российского социального права: состояние и перспективы формирования
(Умнова-Конюхова И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Поправки в Конституцию РФ 2020 г. усиливают гарантии социальной защиты. В частности, в соответствии с п. 7 ст. 75 Конституции РФ в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат. В целях расширения конституционных гарантий социальной политики внесены поправки о том, что в Российской Федерации государством обеспечивается минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации; формируется система пенсионного обеспечения граждан на индексации пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом (ст. 75 и ст. 75.1 Конституции РФ).
(Умнова-Конюхова И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Поправки в Конституцию РФ 2020 г. усиливают гарантии социальной защиты. В частности, в соответствии с п. 7 ст. 75 Конституции РФ в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат. В целях расширения конституционных гарантий социальной политики внесены поправки о том, что в Российской Федерации государством обеспечивается минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации; формируется система пенсионного обеспечения граждан на индексации пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом (ст. 75 и ст. 75.1 Конституции РФ).
Статья: Роль конституционного правосудия в обеспечении благополучия человека
(Тарибо Е.В., Козленко М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Как известно, глава 3 Конституции РФ была дополнена рядом положений, которые на конституционном уровне закрепляют, что минимальный размер оплаты труда гарантируется государством не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, что формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом, и другими.
(Тарибо Е.В., Козленко М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Как известно, глава 3 Конституции РФ была дополнена рядом положений, которые на конституционном уровне закрепляют, что минимальный размер оплаты труда гарантируется государством не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, что формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом, и другими.
Статья: Обзор некоторых поправок к Конституции Российской Федерации
(Коновалов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Речь идет о дополнении ст. 75 Конституции РФ ч. 5, гарантирующей минимальный размер оплаты труда (далее по тексту - МРОТ) не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и индексацию социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом; ч. 6, предусматривающей формирование системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, регулярное осуществление индексации размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом, и ч. 7, гарантирующей обязательное социальное страхование и адресную социальную поддержку.
(Коновалов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Речь идет о дополнении ст. 75 Конституции РФ ч. 5, гарантирующей минимальный размер оплаты труда (далее по тексту - МРОТ) не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и индексацию социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом; ч. 6, предусматривающей формирование системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, регулярное осуществление индексации размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом, и ч. 7, гарантирующей обязательное социальное страхование и адресную социальную поддержку.
Статья: Конституционная реформа - 2020 как решение проблемы "транзита власти" - 2024
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)По мнению А.А. Джагаряна, в заключении Конституционного Суда <15> (далее - КС) не уделено должного внимания тому, как внесенные изменения соотносятся с логикой, выраженной в структуре Конституции. Ведь данная логика имеет содержательное значение, характеризует конституционные принципы, обладающие высшей императивностью, и одновременно позволяет правильно раскрыть смысл и назначение других норм и институтов. Так, понятие брака является элементом статуса личности, равно как весь блок социальных гарантий (МРОТ, индексация социальных пособий, пенсий и т.д.) имеет большее отношение к понятию социального государства и его гарантиям (ст. 7 Конституции РФ), статусу личности, нежели к функциям государства <16>. На наш взгляд, гарантии социального государства и статуса личности обеспечиваются государством и в этом смысле являются функциями государства.
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)По мнению А.А. Джагаряна, в заключении Конституционного Суда <15> (далее - КС) не уделено должного внимания тому, как внесенные изменения соотносятся с логикой, выраженной в структуре Конституции. Ведь данная логика имеет содержательное значение, характеризует конституционные принципы, обладающие высшей императивностью, и одновременно позволяет правильно раскрыть смысл и назначение других норм и институтов. Так, понятие брака является элементом статуса личности, равно как весь блок социальных гарантий (МРОТ, индексация социальных пособий, пенсий и т.д.) имеет большее отношение к понятию социального государства и его гарантиям (ст. 7 Конституции РФ), статусу личности, нежели к функциям государства <16>. На наш взгляд, гарантии социального государства и статуса личности обеспечиваются государством и в этом смысле являются функциями государства.