Конституционный закон республики Тыва
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционный закон республики Тыва (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.11.2023 N 88А-23511/2023 (УИД 17OS0000-01-2023-000021-39)
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Тыва от 28.04.2023 и апелляционного определения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24.08.2023 об отказе в признании недействующими ст. 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886-ВХ-I "О земле", ст. 2 Закона Республики Тыва от 09.12.2015 N 135-ЗРТ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления г.о. "Город Кызыл Республики Тыва" в области земельных отношений", Постановления Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 N 158 "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Тыва по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена г.о. "Город Кызыл Республики Тыва".Учитывая, что правовое регулирование вопросов перераспределения полномочий по распоряжению земельными участками г. Кызыла, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе для размещения временных объектов, осуществляется посредством Закона Республики Тыва N 135-3PT "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" и органами государственной власти Республики Тыва в области земельных отношений", само по себе отсутствие в конституционном законе дублирующих норм не свидетельствует о противоречии закона N 135-3РТ закону, имеющему большую юридическую силу.
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Тыва от 28.04.2023 и апелляционного определения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24.08.2023 об отказе в признании недействующими ст. 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886-ВХ-I "О земле", ст. 2 Закона Республики Тыва от 09.12.2015 N 135-ЗРТ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления г.о. "Город Кызыл Республики Тыва" в области земельных отношений", Постановления Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 N 158 "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Тыва по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена г.о. "Город Кызыл Республики Тыва".Учитывая, что правовое регулирование вопросов перераспределения полномочий по распоряжению земельными участками г. Кызыла, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе для размещения временных объектов, осуществляется посредством Закона Республики Тыва N 135-3PT "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" и органами государственной власти Республики Тыва в области земельных отношений", само по себе отсутствие в конституционном законе дублирующих норм не свидетельствует о противоречии закона N 135-3РТ закону, имеющему большую юридическую силу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционные (уставные) советы при законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации: некоторые размышления
(Смирнов А.В., Яичникова Ю.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 6)<8> Конституционный закон Республики Тыва от 11 января 2019 г. N 30-КЗРТ "Об упразднении Конституционного суда Республики Тыва и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Тыва" // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1700201901180013.
(Смирнов А.В., Яичникова Ю.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 6)<8> Конституционный закон Республики Тыва от 11 января 2019 г. N 30-КЗРТ "Об упразднении Конституционного суда Республики Тыва и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Тыва" // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1700201901180013.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Всего в настоящее время в России действует около 20 тыс. региональных законов. В некоторых субъектах РФ приняты и действуют особые конституционные и уставные законы <1>. Конституционные законы предусмотрены в системе законодательных актов таких республик, как Адыгея, Алтай, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Тыва, Чеченская Республика, Хакасия.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Всего в настоящее время в России действует около 20 тыс. региональных законов. В некоторых субъектах РФ приняты и действуют особые конституционные и уставные законы <1>. Конституционные законы предусмотрены в системе законодательных актов таких республик, как Адыгея, Алтай, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Тыва, Чеченская Республика, Хакасия.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.2019 N 28-П
"По делу о проверке конституционности статей 50 и 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ю.Ю. Кавалерова"Принимая во внимание требования статей 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", статьи 50 и 52 УПК Российской Федерации являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос об отказе подсудимого от помощи защитника по назначению, притом что в уголовном деле участвует защитник по соглашению.
"По делу о проверке конституционности статей 50 и 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ю.Ю. Кавалерова"Принимая во внимание требования статей 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", статьи 50 и 52 УПК Российской Федерации являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос об отказе подсудимого от помощи защитника по назначению, притом что в уголовном деле участвует защитник по соглашению.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П
"По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан"В Постановлении от 11 апреля 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, как следует из статей 4 (часть 2), 5 (часть 3) и 76 (части 5 и 6) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 66 (части 1 и 2), 125 и 128 (часть 3), проверка актов, определяющих конституционный статус субъектов Российской Федерации, может быть осуществлена только в порядке конституционного, а не административного или гражданского, судопроизводства и что Конституция Российской Федерации не допускает проверку судами общей юрисдикции конституций и уставов субъектов Российской Федерации (см. также Постановление от 16 июня 1998 года по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, Определение от 8 февраля 2001 года по ходатайству Председателя Правительства Республики Карелия о разъяснении Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года и от 11 апреля 2000 года, Определение от 2 апреля 2001 по запросу Верховного Суда Республики Тыва о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР).
"По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан"В Постановлении от 11 апреля 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, как следует из статей 4 (часть 2), 5 (часть 3) и 76 (части 5 и 6) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 66 (части 1 и 2), 125 и 128 (часть 3), проверка актов, определяющих конституционный статус субъектов Российской Федерации, может быть осуществлена только в порядке конституционного, а не административного или гражданского, судопроизводства и что Конституция Российской Федерации не допускает проверку судами общей юрисдикции конституций и уставов субъектов Российской Федерации (см. также Постановление от 16 июня 1998 года по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, Определение от 8 февраля 2001 года по ходатайству Председателя Правительства Республики Карелия о разъяснении Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года и от 11 апреля 2000 года, Определение от 2 апреля 2001 по запросу Верховного Суда Республики Тыва о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР).
Статья: Принцип эффективности и его реализация в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации
(Ульянов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)Практика российского конституционализма, как известно, не отрицает существование концепции императивного мандата и, более того, обязывает депутатов поддерживать связь со своими избирателями. Это находит отражение в соответствующих основаниях для досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа. Так, в Уставе Тамбовской области (ст. 50) закреплено, что "депутат областной Думы может быть отозван по решению избирателей соответствующего избирательного округа, если он не оправдал доверия избирателей или совершил действия, не достойные звания депутата, в порядке, установленном законом области". Аналогичная норма имеется в Республике Татарстан (ст. 70 Конституции Республики Татарстан). Утрата доверия названа основанием для ответственности перед избирателями депутатов Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва (ст. 101 Конституции Республики Тыва) <26>.
(Ульянов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)Практика российского конституционализма, как известно, не отрицает существование концепции императивного мандата и, более того, обязывает депутатов поддерживать связь со своими избирателями. Это находит отражение в соответствующих основаниях для досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа. Так, в Уставе Тамбовской области (ст. 50) закреплено, что "депутат областной Думы может быть отозван по решению избирателей соответствующего избирательного округа, если он не оправдал доверия избирателей или совершил действия, не достойные звания депутата, в порядке, установленном законом области". Аналогичная норма имеется в Республике Татарстан (ст. 70 Конституции Республики Татарстан). Утрата доверия названа основанием для ответственности перед избирателями депутатов Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва (ст. 101 Конституции Республики Тыва) <26>.
Статья: Конструкции запрета деструктивной пропаганды в конституционных актах республик Российской Федерации
(Тогузаева Е.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)В Основном Законе Республики Ингушетии не только продублирована норма ст. 29 Конституции РФ, но и в дополнение к ней в другой статье через запрет деструктивной деятельности общественных объединений и политических организаций добавлен запрет пропаганды насилия, войны и терроризма. Пожалуй, Основной Закон Республики Ингушетии можно назвать одним из тех, в которых наиболее полно отображены запреты всех видов деструктивной пропаганды.
(Тогузаева Е.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)В Основном Законе Республики Ингушетии не только продублирована норма ст. 29 Конституции РФ, но и в дополнение к ней в другой статье через запрет деструктивной деятельности общественных объединений и политических организаций добавлен запрет пропаганды насилия, войны и терроризма. Пожалуй, Основной Закон Республики Ингушетии можно назвать одним из тех, в которых наиболее полно отображены запреты всех видов деструктивной пропаганды.
Статья: Место и роль кассационных судов общей юрисдикции в гражданском судопроизводстве
(Терехова Л.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)Оценивая дистанционный характер деятельности и неудобство логистики, остановимся на примере из географии Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, который находится в г. Кемерово (подп. 8 ч. 2.1 ст. 42 ФКЗ "О судах общей юрисдикции" <2>). В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 23.1 ФКЗ Восьмой кассационный суд принимает жалобы из областей - Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская, Иркутская; краев - Красноярский, Забайкальский, Алтайский; республик - Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия. Это, мягко говоря, весьма обширная территория с плохо организованным транспортным сообщением любого вида.
(Терехова Л.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)Оценивая дистанционный характер деятельности и неудобство логистики, остановимся на примере из географии Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, который находится в г. Кемерово (подп. 8 ч. 2.1 ст. 42 ФКЗ "О судах общей юрисдикции" <2>). В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 23.1 ФКЗ Восьмой кассационный суд принимает жалобы из областей - Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская, Иркутская; краев - Красноярский, Забайкальский, Алтайский; республик - Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия. Это, мягко говоря, весьма обширная территория с плохо организованным транспортным сообщением любого вида.
Статья: Конституционные ценности в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации
(Евдокимов В.Б., Мочалов А.Н.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)Специфика этнического состава населения республик обусловила повышенное внимание конституционного законодателя к таким ценностям, как культурная самобытность народов и культурно-историческое наследие (ст. 13 Конституции Алтая, ст. 68 Конституции Тывы, ст. 119 Конституции Башкортостана, ст. 3 Конституции Коми, ст. 106 Конституции Ингушетии). Отметим, что данные ценности во многом носят универсальный характер и имеют значение для всего многонационального народа Российской Федерации. Законом о поправке к Конституции РФ ее ст. 69 дополнена ч. 2, согласно которой государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия. Схожие ценности присутствуют в уставах ряда субъектов (ст. 6 Устава Еврейской автономной области, ст. 14 Устава Ненецкого автономного округа, ст. 19 Устава Чукотского автономного округа, ст. 16 Устава Амурской области, ст. 42 Устава Пермского края и т.д.). В ряде республиканских конституций содержится запрет оскорбления национального достоинства или пренебрежения им (ст. 35 Конституции Алтая, ч. 3 ст. 32 Конституции Якутии).
(Евдокимов В.Б., Мочалов А.Н.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)Специфика этнического состава населения республик обусловила повышенное внимание конституционного законодателя к таким ценностям, как культурная самобытность народов и культурно-историческое наследие (ст. 13 Конституции Алтая, ст. 68 Конституции Тывы, ст. 119 Конституции Башкортостана, ст. 3 Конституции Коми, ст. 106 Конституции Ингушетии). Отметим, что данные ценности во многом носят универсальный характер и имеют значение для всего многонационального народа Российской Федерации. Законом о поправке к Конституции РФ ее ст. 69 дополнена ч. 2, согласно которой государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия. Схожие ценности присутствуют в уставах ряда субъектов (ст. 6 Устава Еврейской автономной области, ст. 14 Устава Ненецкого автономного округа, ст. 19 Устава Чукотского автономного округа, ст. 16 Устава Амурской области, ст. 42 Устава Пермского края и т.д.). В ряде республиканских конституций содержится запрет оскорбления национального достоинства или пренебрежения им (ст. 35 Конституции Алтая, ч. 3 ст. 32 Конституции Якутии).
Статья: Органы конституционной юстиции и прокуратуры в обеспечении единства правового пространства России
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Значительная работа по исполнению актов конституционного правосудия проводится прокурорами по побуждению органов власти к устранению из региональных актов норм, аналогичных признанным неконституционными. Так, согласно информационно-аналитическому отчету "Об исполнении решений Конституционного Суда, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, в 2020 году" <24> органами прокуратуры была продолжена работа по приведению регионального законодательства в соответствие с правовыми позициями, выраженными Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 1 ноября 2019 г. N 33-П и от 4 июня 2020 г. N 27-П, в целях реализации предусмотренного ст. 31 Конституции РФ права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. По протесту прокурора Республики Тыва от 12 февраля 2020 г. Законом Республики Тыва от 14 мая 2020 г. N 605-ЗРТ в ч. 2 ст. 1 Закона Республики Тыва от 26 декабря 2012 г. N 1700 ВХ-1 "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Тыва" внесены изменения, предусматривающие оценку угроз публичных мероприятий.
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Значительная работа по исполнению актов конституционного правосудия проводится прокурорами по побуждению органов власти к устранению из региональных актов норм, аналогичных признанным неконституционными. Так, согласно информационно-аналитическому отчету "Об исполнении решений Конституционного Суда, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, в 2020 году" <24> органами прокуратуры была продолжена работа по приведению регионального законодательства в соответствие с правовыми позициями, выраженными Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 1 ноября 2019 г. N 33-П и от 4 июня 2020 г. N 27-П, в целях реализации предусмотренного ст. 31 Конституции РФ права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. По протесту прокурора Республики Тыва от 12 февраля 2020 г. Законом Республики Тыва от 14 мая 2020 г. N 605-ЗРТ в ч. 2 ст. 1 Закона Республики Тыва от 26 декабря 2012 г. N 1700 ВХ-1 "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Тыва" внесены изменения, предусматривающие оценку угроз публичных мероприятий.
Статья: Толкование конституций в республиках - субъектах Российской Федерации: от судебного к какому?
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Основная масса постановлений конституционных судов о толковании республиканских конституций касалась конституционных понятий и терминов, особенностей законодательного процесса, уточнения компетенции государственных органов или должностных лиц в республиках <2>. Так, например, постановлениями Конституционного суда Республики Саха (Якутия) путем толкования было определено содержание конституционных понятий "контрольный орган", "высшее должностное лицо республики", "самобытное развитие народа республики", "конституционный закон", "государственный бюджет Республики Саха (Якутия)", "национальное административно-территориальное образование" <3>, "нравственно-этические ценности и нормы взаимоотношений, сложившиеся в условиях Севера" и др. В Республике Тыва <4> толковались положения о законотворческом процессе, процедуре внесения поправок в республиканскую конституцию, о полномочиях палат Великого Хурала и должностных лиц республики, в том числе юридической силе послания высшего должностного лица республики.
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Основная масса постановлений конституционных судов о толковании республиканских конституций касалась конституционных понятий и терминов, особенностей законодательного процесса, уточнения компетенции государственных органов или должностных лиц в республиках <2>. Так, например, постановлениями Конституционного суда Республики Саха (Якутия) путем толкования было определено содержание конституционных понятий "контрольный орган", "высшее должностное лицо республики", "самобытное развитие народа республики", "конституционный закон", "государственный бюджет Республики Саха (Якутия)", "национальное административно-территориальное образование" <3>, "нравственно-этические ценности и нормы взаимоотношений, сложившиеся в условиях Севера" и др. В Республике Тыва <4> толковались положения о законотворческом процессе, процедуре внесения поправок в республиканскую конституцию, о полномочиях палат Великого Хурала и должностных лиц республики, в том числе юридической силе послания высшего должностного лица республики.
Статья: Ликвидация конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации
(Митусова И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Средства, выделяемые на функционирование конституционных (уставных) судов субъектов РФ, не оправдались, так как количество выносимых судами решений было незначительно, например, в Тыве и Чечне суды не вынесли ни одного судебного акта по итогам 2015 г.
(Митусова И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Средства, выделяемые на функционирование конституционных (уставных) судов субъектов РФ, не оправдались, так как количество выносимых судами решений было незначительно, например, в Тыве и Чечне суды не вынесли ни одного судебного акта по итогам 2015 г.
Статья: Практика организации бесплатной юридической помощи: опыт субъектов Российской Федерации
(Уманская В.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Учитывая, что в перечень участников системы бесплатной юридической помощи в ст. 15 Федерального закона N 324-ФЗ включены государственные юридические бюро, а также что Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на необходимость законодательного обеспечения равенства прав граждан и соблюдения единообразия подходов к организации бесплатной юридической помощи, полагаем, что во всех регионах должны функционировать государственные юридические бюро.
(Уманская В.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Учитывая, что в перечень участников системы бесплатной юридической помощи в ст. 15 Федерального закона N 324-ФЗ включены государственные юридические бюро, а также что Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на необходимость законодательного обеспечения равенства прав граждан и соблюдения единообразия подходов к организации бесплатной юридической помощи, полагаем, что во всех регионах должны функционировать государственные юридические бюро.
Статья: Конституционный контроль в субъектах РФ: прошлое, настоящее, будущее
(Курятников В.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 6)Следует отметить нежелание Федерации развивать конституционную юстицию в субъектах РФ: она не только не приняла отдельного федерального закона о конституционных (уставных) судах субъектов РФ, но и не обозначила своего отношения к таким судам, в том числе в программных документах о развитии судебной системы в России (например, в федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1406).
(Курятников В.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 6)Следует отметить нежелание Федерации развивать конституционную юстицию в субъектах РФ: она не только не приняла отдельного федерального закона о конституционных (уставных) судах субъектов РФ, но и не обозначила своего отношения к таким судам, в том числе в программных документах о развитии судебной системы в России (например, в федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1406).