Конституционный строй РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционный строй РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Обязанность по исполнению мнимой сделки не возникает
Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 11746/11 по делу N А76-18682/2010-12-587
Применимые нормы: п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 170 ГК РФИсполнение по мнимой сделке невозможно, так как противоречит основам конституционного строя РФ (элементу ее публичного порядка), предполагающим нравственное, добросовестное и соответствующее закону поведение участников гражданского оборота (ст. ст. 1, 10 ГК РФ).
Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 11746/11 по делу N А76-18682/2010-12-587
Применимые нормы: п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 170 ГК РФИсполнение по мнимой сделке невозможно, так как противоречит основам конституционного строя РФ (элементу ее публичного порядка), предполагающим нравственное, добросовестное и соответствующее закону поведение участников гражданского оборота (ст. ст. 1, 10 ГК РФ).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 55 Конституции РФ"Право частной собственности, будучи одной из основ конституционного строя России (статья 2; статья 8, часть 2; статья 9, часть 2, Конституции Российской Федерации), наряду с другими непосредственно действующими правами и свободами определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации). Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом права собственности только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реформа судебной власти и конституционный строй Российской Федерации: некоторые вопросы истории и теории
(Сайбулаева С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5
(Сайбулаева С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ
(ред. от 02.11.2023)
"О чрезвычайном положении"2. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
(ред. от 02.11.2023)
"О чрезвычайном положении"2. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Статья: Достойная жизнь в идеологии российского конституционного строя
(Джагарян А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3
(Джагарян А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3
Ситуация: Как аннулируется вид на жительство в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)выступает за насильственное изменение конституционного строя РФ или иным способом создает угрозу безопасности РФ или ее граждан;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)выступает за насильственное изменение конституционного строя РФ или иным способом создает угрозу безопасности РФ или ее граждан;
Статья: Федерализм и местное самоуправление: единство смыслов
(Шахов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)В статье рассматривается вопрос соотношения таких основ конституционного строя Российской Федерации, как федеративное государственное устройство и институт местного самоуправления. Обладая единой публично-правовой природой, основанной на принципе демократии, две грани конституционного правопорядка органично сочетаются и способствуют развитию всей публично-правовой системы.
(Шахов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)В статье рассматривается вопрос соотношения таких основ конституционного строя Российской Федерации, как федеративное государственное устройство и институт местного самоуправления. Обладая единой публично-правовой природой, основанной на принципе демократии, две грани конституционного правопорядка органично сочетаются и способствуют развитию всей публично-правовой системы.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Ссылаясь на указанную информацию, решением территориального органа МВД России ранее выданное свидетельство аннулировано по основанию, предусмотренному подп. "а" п. 25 указанной Государственной программы, то есть в связи с выступлением гражданина за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, совершением им иных действий, которые создают угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации. Получив уведомление о принятии указанного решения, гражданин обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Ссылаясь на указанную информацию, решением территориального органа МВД России ранее выданное свидетельство аннулировано по основанию, предусмотренному подп. "а" п. 25 указанной Государственной программы, то есть в связи с выступлением гражданина за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, совершением им иных действий, которые создают угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации. Получив уведомление о принятии указанного решения, гражданин обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. В части 6 комментируемой статьи воспроизведено положение ст. 79 Конституции РФ о том, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в России. Данное положение включено в указанную конституционную статью Законом РФ о поправке к Конституции РФ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", в связи с принятием которого Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ <52> и введена ч. 6 комментируемой статьи, а также внесены соответствующие изменения еще в ряд законодательных актов РФ. Указанная статья 79 Конституции РФ предусматривает, что Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами России, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя России.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)6. В части 6 комментируемой статьи воспроизведено положение ст. 79 Конституции РФ о том, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в России. Данное положение включено в указанную конституционную статью Законом РФ о поправке к Конституции РФ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", в связи с принятием которого Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ <52> и введена ч. 6 комментируемой статьи, а также внесены соответствующие изменения еще в ряд законодательных актов РФ. Указанная статья 79 Конституции РФ предусматривает, что Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами России, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя России.
Статья: Кардинальное изменение правил оказания госуслуг и конституционные права граждан
(Швабауэр А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)5. Угроза основам конституционного строя России
(Швабауэр А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)5. Угроза основам конституционного строя России
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Учитывая, что деятельность сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, обладающих неприкосновенностью, обусловлена спецификой полномочий, представленных действующими нормативными актами, обжалование их действий в судебном порядке на практике означает прямое либо косвенное вмешательство в конституционно-правовую и иную их деятельность, что недопустимо, поскольку нарушает основы конституционного строя Российской Федерации и принцип разделения властей, закрепленных в ст. 10 Конституции Российской Федерации <461>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Учитывая, что деятельность сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, обладающих неприкосновенностью, обусловлена спецификой полномочий, представленных действующими нормативными актами, обжалование их действий в судебном порядке на практике означает прямое либо косвенное вмешательство в конституционно-правовую и иную их деятельность, что недопустимо, поскольку нарушает основы конституционного строя Российской Федерации и принцип разделения властей, закрепленных в ст. 10 Конституции Российской Федерации <461>.
Ситуация: Могут ли отказать в выдаче вида на жительство в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ иными действиями;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ иными действиями;
Ситуация: Как физическое лицо может быть признано иностранным агентом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Политической признается деятельность (в том числе в форме ее финансирования) в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Политической признается деятельность (в том числе в форме ее финансирования) в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия.
Статья: Какой конституционный строй нужен России? Оценка и прогноз конституционного развития сквозь призму мировых конституционных трансформаций
(Умнова-Конюхова И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8
(Умнова-Конюхова И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)"Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8