Конституционный нормоконтроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционный нормоконтроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционный нормоконтроль как средство юрисдикционного ограничения публичной власти
(Поляков В.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1
(Поляков В.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1
Статья: Предмет судебной деятельности в конкретном конституционном нормоконтроле: соотношение частных и публичных начал
(Тихонов Н.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1
(Тихонов Н.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2015 года"Решение же вопроса об упразднении конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации - при наличии конституционно значимых оснований и посредством надлежащей конституционно-правовой (уставно-правовой) процедуры - предполагает не только отмену закона субъекта Российской Федерации, определяющего статус, полномочия и порядок деятельности регионального органа конституционного нормоконтроля, но и внесение необходимых изменений в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2015 года"Решение же вопроса об упразднении конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации - при наличии конституционно значимых оснований и посредством надлежащей конституционно-правовой (уставно-правовой) процедуры - предполагает не только отмену закона субъекта Российской Федерации, определяющего статус, полномочия и порядок деятельности регионального органа конституционного нормоконтроля, но и внесение необходимых изменений в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)<1> См.: Бондарь Н.С. Правовая определенность - универсальный принцип конституционного нормоконтроля (практика Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 10. С. 4 - 11.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)<1> См.: Бондарь Н.С. Правовая определенность - универсальный принцип конституционного нормоконтроля (практика Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 10. С. 4 - 11.
Статья: Органы конституционной юстиции и прокуратуры в обеспечении единства правового пространства России
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Однако упразднение законодателем конституционных (уставных) судов субъектового уровня, являясь, в свою очередь, проявлением такого объективного свойства права, как его динамизм, обусловленного изменением социальных приоритетов, приоритетов распределения бюджетных ресурсов в государстве, вовсе не означает прекращения конституционного нормоконтроля в отношении НПА субъекта РФ, в котором такой суд упразднен <12>, поскольку конституционный нормоконтроль возложен на Конституционный Суд РФ <13>.
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Однако упразднение законодателем конституционных (уставных) судов субъектового уровня, являясь, в свою очередь, проявлением такого объективного свойства права, как его динамизм, обусловленного изменением социальных приоритетов, приоритетов распределения бюджетных ресурсов в государстве, вовсе не означает прекращения конституционного нормоконтроля в отношении НПА субъекта РФ, в котором такой суд упразднен <12>, поскольку конституционный нормоконтроль возложен на Конституционный Суд РФ <13>.
Статья: О толковании contra legem и судейском произволе
(Аллахвердиев И.Г. оглы)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 4)6) чем отличается конституционный нормоконтроль от деятельности иных судов при применении толкования contra legem?
(Аллахвердиев И.Г. оглы)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 4)6) чем отличается конституционный нормоконтроль от деятельности иных судов при применении толкования contra legem?
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<5> См.: Бондарь Н.С. Правовая определенность - универсальный принцип конституционного нормоконтроля (практика Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 10. С. 4 - 10.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<5> См.: Бондарь Н.С. Правовая определенность - универсальный принцип конституционного нормоконтроля (практика Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 10. С. 4 - 10.
Статья: Современное государство и эволюция конституционализма (к юбилею Н.С. Бондаря)
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Особое место в системе судебного конституционализма занимают конституционные ценности. С их помощью оцениваются правовые модели организации различных сфер общественных отношений, а также - в идеале - обосновывается стратегия совершенствования законодательства и судебной практики по тем направлениям, которые попали в сферу конституционного нормоконтроля. Начиная с "Философии права" Гегеля, "Философии права" Б.Н. Чичерина, работ В.С. Нерсесянца и Д.А. Керимова, правовая наука наработала философские основы правовой аксиологии. Заслугой Н.С. Бондаря является применение философско-правовых категорий к "философии конституционализма" как некоему относительно самостоятельному направлению правовой мысли, связанному с судебной практикой, в которой сходятся два типа правопонимания - позитивизм (буква закона) и естественное право (дух закона).
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Особое место в системе судебного конституционализма занимают конституционные ценности. С их помощью оцениваются правовые модели организации различных сфер общественных отношений, а также - в идеале - обосновывается стратегия совершенствования законодательства и судебной практики по тем направлениям, которые попали в сферу конституционного нормоконтроля. Начиная с "Философии права" Гегеля, "Философии права" Б.Н. Чичерина, работ В.С. Нерсесянца и Д.А. Керимова, правовая наука наработала философские основы правовой аксиологии. Заслугой Н.С. Бондаря является применение философско-правовых категорий к "философии конституционализма" как некоему относительно самостоятельному направлению правовой мысли, связанному с судебной практикой, в которой сходятся два типа правопонимания - позитивизм (буква закона) и естественное право (дух закона).
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Другие противопоставляют компенсацию убыткам и утверждают, что она "может быть взыскана независимо от наличия вреда (убытков)" <1>. Обоснованность второго из отмеченных здесь выводов подкрепляется судебной практикой <2>, в том числе практикой конституционного нормоконтроля <3>.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Другие противопоставляют компенсацию убыткам и утверждают, что она "может быть взыскана независимо от наличия вреда (убытков)" <1>. Обоснованность второго из отмеченных здесь выводов подкрепляется судебной практикой <2>, в том числе практикой конституционного нормоконтроля <3>.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)1) смыслообразующее понятие для права и для таких неюридических регулятивных систем, как мораль, указав на то, что понятие справедливости "наполняется в актах конституционного нормоконтроля нормативным содержанием применительно: к трудовым (Постановление от 18.07.2013 N 19-П); пенсионным (Постановление от 08.12.2015 N 32-П); природоохранным (Постановление от 02.06.2015 N 12-П); юрисдикционным (Постановления от 02.02.1996 N 4-П, от 25.03.2014 N 8-П) и иным отношениям";
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)1) смыслообразующее понятие для права и для таких неюридических регулятивных систем, как мораль, указав на то, что понятие справедливости "наполняется в актах конституционного нормоконтроля нормативным содержанием применительно: к трудовым (Постановление от 18.07.2013 N 19-П); пенсионным (Постановление от 08.12.2015 N 32-П); природоохранным (Постановление от 02.06.2015 N 12-П); юрисдикционным (Постановления от 02.02.1996 N 4-П, от 25.03.2014 N 8-П) и иным отношениям";
Статья: Нормоконтроль судов общей юрисдикции как средство исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации
(Брежнев О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)В статье показана роль полномочий судов общей юрисдикции в сфере нормоконтроля как средства исполнения решений Конституционного Суда РФ. Данные полномочия обеспечивают дисквалификацию норм, воспроизводящих положения, признанные неконституционными, основанных на них или аналогичных им по содержанию. Тем самым суды общей юрисдикции осуществляют универсализацию правовых позиций Конституционного Суда РФ, трансляцию их ценностного содержания на иные нормы законодательства. Показаны основные проблемы, существующие в исследуемой области, отмечены возможные способы их разрешения.
(Брежнев О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)В статье показана роль полномочий судов общей юрисдикции в сфере нормоконтроля как средства исполнения решений Конституционного Суда РФ. Данные полномочия обеспечивают дисквалификацию норм, воспроизводящих положения, признанные неконституционными, основанных на них или аналогичных им по содержанию. Тем самым суды общей юрисдикции осуществляют универсализацию правовых позиций Конституционного Суда РФ, трансляцию их ценностного содержания на иные нормы законодательства. Показаны основные проблемы, существующие в исследуемой области, отмечены возможные способы их разрешения.