Конституционные принципы экономического строя РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционные принципы экономического строя РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Свобода человека и экономическая система в науке конституционного права России
(Тупиков Н.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)<1> Кабышев В.Т. Конституционные принципы экономического строя России: регулирование, проблемы реализации // Ученые записки юридического факультета / под ред. А.А. Ливеровского. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2008. Вып. 12. С. 109 - 112.
(Тупиков Н.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)<1> Кабышев В.Т. Конституционные принципы экономического строя России: регулирование, проблемы реализации // Ученые записки юридического факультета / под ред. А.А. Ливеровского. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2008. Вып. 12. С. 109 - 112.
Статья: Конституционный строй как объект уголовно-правовой охраны
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Согласимся, что основы конституционного строя определены в гл. 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества <24>, к которым можно отнести принцип признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности; принципы демократизма, народовластия, государственной суверенности, правового государства, федерализма; принцип разделения властей и т.д. <25>.
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Согласимся, что основы конституционного строя определены в гл. 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества <24>, к которым можно отнести принцип признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности; принципы демократизма, народовластия, государственной суверенности, правового государства, федерализма; принцип разделения властей и т.д. <25>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"Об Общественной палате Российской Федерации"Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
(ред. от 13.06.2023)
"Об Общественной палате Российской Федерации"Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2025 N 3-П
"По делу о проверке конституционности статей 12, 209 и 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в связи с жалобами граждан Н.И. Гришиной, Н.З. Гулордавы и других"Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 апреля 2003 года N 6-П, федеральный законодатель, осуществляя регулирование оснований возникновения и прекращения права собственности и других вещных прав, договорных и иных обязательств, оснований и последствий недействительности сделок, должен предусматривать такие способы и механизмы реализации имущественных прав, которые обеспечивали бы защиту не только собственникам, но и добросовестным приобретателям как участникам гражданского оборота. В противном случае для широкого круга добросовестных приобретателей, проявляющих при заключении сделки добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность, будет существовать риск неправомерной утраты имущества, которое может быть истребовано у них. Подобная незащищенность вступает в противоречие с конституционными принципами свободы экономической деятельности и свободы договора, дестабилизирует гражданский оборот, подрывает доверие его участников друг к другу, что несовместимо с основами конституционного строя Российской Федерации как правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.
"По делу о проверке конституционности статей 12, 209 и 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в связи с жалобами граждан Н.И. Гришиной, Н.З. Гулордавы и других"Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 апреля 2003 года N 6-П, федеральный законодатель, осуществляя регулирование оснований возникновения и прекращения права собственности и других вещных прав, договорных и иных обязательств, оснований и последствий недействительности сделок, должен предусматривать такие способы и механизмы реализации имущественных прав, которые обеспечивали бы защиту не только собственникам, но и добросовестным приобретателям как участникам гражданского оборота. В противном случае для широкого круга добросовестных приобретателей, проявляющих при заключении сделки добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность, будет существовать риск неправомерной утраты имущества, которое может быть истребовано у них. Подобная незащищенность вступает в противоречие с конституционными принципами свободы экономической деятельности и свободы договора, дестабилизирует гражданский оборот, подрывает доверие его участников друг к другу, что несовместимо с основами конституционного строя Российской Федерации как правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.
Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Поскольку свобода экономической деятельности выступает одним из принципов, формирующих основы российского конституционного строя (ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 34 Конституции РФ), вопросы, связанные с допустимостью вмешательства государства в функционирование товарных рынков, оказываются в орбите антимонопольного регулирования и могут в той или иной мере входить в предмет регулирования антимонопольного законодательства.
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Поскольку свобода экономической деятельности выступает одним из принципов, формирующих основы российского конституционного строя (ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 34 Конституции РФ), вопросы, связанные с допустимостью вмешательства государства в функционирование товарных рынков, оказываются в орбите антимонопольного регулирования и могут в той или иной мере входить в предмет регулирования антимонопольного законодательства.
Статья: Противоречие публичному порядку Российской Федерации как основание для отмены решения третейского суда и отказа в выдаче исполнительного листа
(Молчанов В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 5)Для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.
(Молчанов В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 5)Для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.
Вопрос: Какие принципы определяют конституционный строй в Российской Федерации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основным принципам российского конституционного строя как системе общественных, экономических, политических и правовых отношений посвящена гл. 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя". Эти принципы в совокупности содержат характеристики государства, обеспечивающие его подчинение праву и устанавливающие пределы вмешательства в жизнь гражданского общества. Особая значимость данных принципов подтверждается ч. 2 ст. 16 Конституции РФ: никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя. Их изменение влечет пересмотр Конституции РФ в целом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основным принципам российского конституционного строя как системе общественных, экономических, политических и правовых отношений посвящена гл. 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя". Эти принципы в совокупности содержат характеристики государства, обеспечивающие его подчинение праву и устанавливающие пределы вмешательства в жизнь гражданского общества. Особая значимость данных принципов подтверждается ч. 2 ст. 16 Конституции РФ: никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя. Их изменение влечет пересмотр Конституции РФ в целом.
Статья: Правовая природа контрольных полномочий общественных палат в Российской Федерации
(Васильева Л.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)Непосредственно ОП РФ призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов. К ним отнесены: экономическое и социальное развитие нашего государства, обеспечение его национальной безопасности, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в нашем Отечестве, а также защита прав и свобод его граждан.
(Васильева Л.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)Непосредственно ОП РФ призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов. К ним отнесены: экономическое и социальное развитие нашего государства, обеспечение его национальной безопасности, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в нашем Отечестве, а также защита прав и свобод его граждан.
Статья: Правовые коллизии, возникающие при формировании национальной системы финансовых и товарных индикаторов
(Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)В той однобокой парадигме, в которой сторонники биржевой торговли нацелены на развитие отдельно взятой формы торгов - биржевых торгов, не может развиваться конкурентность в полном смысле этого слова, как свойство рынка и неотъемлемая часть рыночного механизма, основанного на праве частной собственности, принципах свободы договора, свободы экономической деятельности, составляющей основы конституционного строя Российской Федерации <15>.
(Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)В той однобокой парадигме, в которой сторонники биржевой торговли нацелены на развитие отдельно взятой формы торгов - биржевых торгов, не может развиваться конкурентность в полном смысле этого слова, как свойство рынка и неотъемлемая часть рыночного механизма, основанного на праве частной собственности, принципах свободы договора, свободы экономической деятельности, составляющей основы конституционного строя Российской Федерации <15>.
Статья: Федерализм и цифровое развитие регионов в механизме государственного управления
(Затулина Т.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Такие изменения должны строиться на основе принципов российского федерализма, самостоятельности субъектов в решении этих вопросов, единства экономического пространства и суверенной целостности государства, заложенных в конституционной концепции незыблемости прав человека с помощью административного реформирования ее отдельных элементов.
(Затулина Т.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Такие изменения должны строиться на основе принципов российского федерализма, самостоятельности субъектов в решении этих вопросов, единства экономического пространства и суверенной целостности государства, заложенных в конституционной концепции незыблемости прав человека с помощью административного реформирования ее отдельных элементов.
Статья: Арбитраж, неустойка, существо спора и публичный порядок: исправление ошибок судебной практики
(Замазий А.В., Савранский М.Ю.)
("Третейский суд", 2020, N 3/4)Для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.
(Замазий А.В., Савранский М.Ю.)
("Третейский суд", 2020, N 3/4)Для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.
Статья: Перспективы развития открытого государственного управления и общественного контроля: конституционно-правовой взгляд
(Спиридонов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Представляется, что основную функцию по координации от лица институтов гражданского общества работы подобного портала могла бы выполнять Общественная палата Российской Федерации. Это соответствует целям ее деятельности (согласно ст. 2 Федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" <23> Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя России и демократических принципов развития гражданского общества, в том числе путем привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций; осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации).
(Спиридонов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Представляется, что основную функцию по координации от лица институтов гражданского общества работы подобного портала могла бы выполнять Общественная палата Российской Федерации. Это соответствует целям ее деятельности (согласно ст. 2 Федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" <23> Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя России и демократических принципов развития гражданского общества, в том числе путем привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций; осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации).
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Исходные (отправные, учредительные) нормы имеют наиболее общий характер (наиболее высокая степень абстрагирования). Они определяют цели, задачи, принципы правового регулирования общественных отношений, его пределы, направления, закрепляют юридические понятия и категории. Исходные нормы, в свою очередь, подразделяются по своему характеру, содержанию и целевому назначению. Среди них выделяют нормы-начала, нормы-принципы, целеустановочные нормы, нормы-дефиниции. Нормы-начала закрепляют устои конституционного строя, политические, экономические, социальные основы государства и общества. Такие нормы содержатся в актах конституционного характера, в частности в гл. 1 Конституции РФ. Нормы-принципы - предписания, закрепляющие принципы права. Они также классифицируются на общеправовые (нравственные и организационные), межотраслевые и отраслевые.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Исходные (отправные, учредительные) нормы имеют наиболее общий характер (наиболее высокая степень абстрагирования). Они определяют цели, задачи, принципы правового регулирования общественных отношений, его пределы, направления, закрепляют юридические понятия и категории. Исходные нормы, в свою очередь, подразделяются по своему характеру, содержанию и целевому назначению. Среди них выделяют нормы-начала, нормы-принципы, целеустановочные нормы, нормы-дефиниции. Нормы-начала закрепляют устои конституционного строя, политические, экономические, социальные основы государства и общества. Такие нормы содержатся в актах конституционного характера, в частности в гл. 1 Конституции РФ. Нормы-принципы - предписания, закрепляющие принципы права. Они также классифицируются на общеправовые (нравственные и организационные), межотраслевые и отраслевые.