Конституционно-правовые нормы
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционно-правовые нормы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 183 "Индексация присужденных денежных сумм" АПК РФПоскольку правовые позиции, изложенные в данном постановлении, сами по себе не являются нормами права, а являются конституционно-правовым истолкованием норм права, которые действовали в момент обращения истца в арбитражный суд с заявлением об индексации присужденных денежных сумм, они подлежат применению судом в целях истолкования нормы статьи 183 АПК РФ на момент применения этой нормы, то есть суд апелляционной инстанции обязан руководствоваться ими при рассмотрении апелляционной жалобы.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 287 "Полномочия арбитражного суда кассационной инстанции" АПК РФ"Учитывая изложенное, принимая во внимание положения ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая конституционно-правовой смысл данных норм - Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О) суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ПАО Банк "Югра", а принятые по делу решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций считает законными и обоснованными."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Концептуальные подходы к определению уровня эффективности конституционно-правовых норм
(Годованик Е.В., Путренко А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8
(Годованик Е.В., Путренко А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года"В своем решении Конституционный Суд воспроизвел правовую позицию, содержащуюся в Постановлении от 8 ноября 2012 года N 25-П относительно необходимости, с момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда от 21 января 2010 года N 1-П (т.е. с момента его провозглашения), истолкования и применения арбитражными судами положений статей 311 и 312 АПК Российской Федерации только в выявленном Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовом смысле, независимо от времени принятия Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлений, содержащих правовые позиции, выступающие основаниями пересмотра судебных актов. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды, независимо от того, в какой процессуальной стадии находится на рассмотрении конкретное дело, с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, содержащего конституционно-правовое истолкование нормы (примененной или подлежащей применению в данном деле), опровергающее прежнее ее истолкование, в том числе приданное ей разъяснениями высших судебных инстанций, не вправе не исполнять постановление Конституционного Суда.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года"В своем решении Конституционный Суд воспроизвел правовую позицию, содержащуюся в Постановлении от 8 ноября 2012 года N 25-П относительно необходимости, с момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда от 21 января 2010 года N 1-П (т.е. с момента его провозглашения), истолкования и применения арбитражными судами положений статей 311 и 312 АПК Российской Федерации только в выявленном Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовом смысле, независимо от времени принятия Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлений, содержащих правовые позиции, выступающие основаниями пересмотра судебных актов. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды, независимо от того, в какой процессуальной стадии находится на рассмотрении конкретное дело, с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, содержащего конституционно-правовое истолкование нормы (примененной или подлежащей применению в данном деле), опровергающее прежнее ее истолкование, в том числе приданное ей разъяснениями высших судебных инстанций, не вправе не исполнять постановление Конституционного Суда.
Решение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2015 года"В случае формирования в каком-либо муниципальном образовании органов местного самоуправления вопреки выявленному в настоящем Постановлении конституционно-правовому смыслу оспоренных норм эти органы местного самоуправления продолжают функционировать до конца срока, на который они были избраны (сформированы). Входящие в состав представительного органа муниципального района главы поселений, избранные представительными органами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, подлежат замене представителями из числа депутатов представительных органов поселений. Если в устав сельского поселения на момент вступления настоящего Постановления в силу не внесены изменения, предусматривающие в соответствии с законом субъекта Российской Федерации способ замещения должности главы сельского поселения, соответствующие сельские поселения вправе сохранить прежнюю модель структуры органов местного самоуправления, применявшуюся ими до принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2015 года"В случае формирования в каком-либо муниципальном образовании органов местного самоуправления вопреки выявленному в настоящем Постановлении конституционно-правовому смыслу оспоренных норм эти органы местного самоуправления продолжают функционировать до конца срока, на который они были избраны (сформированы). Входящие в состав представительного органа муниципального района главы поселений, избранные представительными органами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, подлежат замене представителями из числа депутатов представительных органов поселений. Если в устав сельского поселения на момент вступления настоящего Постановления в силу не внесены изменения, предусматривающие в соответствии с законом субъекта Российской Федерации способ замещения должности главы сельского поселения, соответствующие сельские поселения вправе сохранить прежнюю модель структуры органов местного самоуправления, применявшуюся ими до принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Статья: Правовое регулирование государственных информационных систем субъектов Российской Федерации и гарантии конституционных прав граждан
(Даниленко А.О.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)2. Реализация определенных конституционных прав граждан невозможна посредством очного обращения и (или) с помощью бумажных носителей, а осуществляется исключительно через региональные ГИС в электронном виде. В настоящее время реализация множества конституционных прав граждан осуществляется в ходе взаимодействия с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ при предоставлении государственных услуг с использование региональных ГИС. Для целей настоящей статьи под предоставлением государственных услуг понимается деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги; под реализацией конституционных прав подразумевается воплощение в жизнь конституционно-правовых норм, осуществление правил поведения в реальных поступках и действиях, правовое поведение субъектов, в котором реализуются конституционно-правовые нормы <9>. В связи с этим предоставление государственных услуг с помощью региональных ГИС выступает формой взаимодействия граждан с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, посредством которого реализуются конституционные права граждан в электронном виде.
(Даниленко А.О.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)2. Реализация определенных конституционных прав граждан невозможна посредством очного обращения и (или) с помощью бумажных носителей, а осуществляется исключительно через региональные ГИС в электронном виде. В настоящее время реализация множества конституционных прав граждан осуществляется в ходе взаимодействия с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ при предоставлении государственных услуг с использование региональных ГИС. Для целей настоящей статьи под предоставлением государственных услуг понимается деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги; под реализацией конституционных прав подразумевается воплощение в жизнь конституционно-правовых норм, осуществление правил поведения в реальных поступках и действиях, правовое поведение субъектов, в котором реализуются конституционно-правовые нормы <9>. В связи с этим предоставление государственных услуг с помощью региональных ГИС выступает формой взаимодействия граждан с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, посредством которого реализуются конституционные права граждан в электронном виде.
Готовое решение: В каких случаях организация должна платить налог на имущество по кадастровой стоимости, а в каких - по среднегодовой
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговым органам предписано обеспечить применение пп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ согласно данной позиции Конституционного Суда РФ (Письмо ФНС России от 16.11.2020 N БС-4-21/18729@). В данном Письме ФНС России указано, что выявленный в Постановлении Конституционного Суда РФ конституционно-правовой смысл этой нормы является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Также даны практические указания инспекциям. В частности, в случае оспаривания юрлицом применения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости на основании позиции Конституционного Суда РФ они должны обеспечить в каждом случае направление запроса в уполномоченный орган об обоснованности включения сведений в перечень, определенный в соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговым органам предписано обеспечить применение пп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ согласно данной позиции Конституционного Суда РФ (Письмо ФНС России от 16.11.2020 N БС-4-21/18729@). В данном Письме ФНС России указано, что выявленный в Постановлении Конституционного Суда РФ конституционно-правовой смысл этой нормы является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Также даны практические указания инспекциям. В частности, в случае оспаривания юрлицом применения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости на основании позиции Конституционного Суда РФ они должны обеспечить в каждом случае направление запроса в уполномоченный орган об обоснованности включения сведений в перечень, определенный в соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений представляет собой основополагающее нормативное правовое установление, которое, в сущности, предопределяет решение всех остальных задач административного правосудия. Следовательно, свободный и беспрепятственный доступ гражданина или организации к правосудию - основополагающая гарантия права на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве. В соответствии со ст. 8 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 46). При этом в ней устанавливается право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46). Таким образом, в указанных конституционно-правовых нормах заключено обеспечение доступности правосудия, в том числе и в сфере административных и иных публичных правоотношений. Доступность правосудия означает установление гарантий для фактического доступа гражданина к полноценному использованию потенциала административного судопроизводства с целью: 1) получения защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, 2) обеспечения эффективного судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Доступность правосудия означает также создание процессуально-правовых условий для участия в административном деле на протяжении всего установленного в КАС РФ судебного порядка и при надлежащем исполнении судебных актов. Право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом, гарантируется ст. 8 Всеобщей декларацией прав человека. Каждому человеку гарантируется свободный и беспрепятственный доступ к правосудию.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений представляет собой основополагающее нормативное правовое установление, которое, в сущности, предопределяет решение всех остальных задач административного правосудия. Следовательно, свободный и беспрепятственный доступ гражданина или организации к правосудию - основополагающая гарантия права на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве. В соответствии со ст. 8 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 46). При этом в ней устанавливается право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46). Таким образом, в указанных конституционно-правовых нормах заключено обеспечение доступности правосудия, в том числе и в сфере административных и иных публичных правоотношений. Доступность правосудия означает установление гарантий для фактического доступа гражданина к полноценному использованию потенциала административного судопроизводства с целью: 1) получения защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, 2) обеспечения эффективного судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Доступность правосудия означает также создание процессуально-правовых условий для участия в административном деле на протяжении всего установленного в КАС РФ судебного порядка и при надлежащем исполнении судебных актов. Право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом, гарантируется ст. 8 Всеобщей декларацией прав человека. Каждому человеку гарантируется свободный и беспрепятственный доступ к правосудию.
Статья: Право человека в современном конституционно-правовом пространстве
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)Таким образом, в обыденной жизни, т.е. в ситуации индивидуально-конкретного правоотношения, мы чаще всего пользуемся не конституционными правами, а правами, "отформатированными" текущим позитивным законодательством. При этом между конституцией и позитивным законодательством существует определенный онтологический "разрыв": конституция является в каком-то смысле трансцендентной текущему законодательству. Выше мы уже говорили о несостоятельности схемы "вытекает из...": позитивное текущее законодательство не "развертывается" из конституционно-правовых норм, не является их содержательной конкретизацией. Сторонники идеи "конкретизации" конституции в системе норм отраслевого законодательства не дают себе труда внимательно взглянуть на это самое законодательство. Между тем совершенно очевидно, что, например, гражданское право содержит больше референций к римскому частному праву, чем к действующей Конституции РФ, а Трудовой кодекс Российской Федерации <11> в основной своей массе воспроизводит основные институты КЗоТ.
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)Таким образом, в обыденной жизни, т.е. в ситуации индивидуально-конкретного правоотношения, мы чаще всего пользуемся не конституционными правами, а правами, "отформатированными" текущим позитивным законодательством. При этом между конституцией и позитивным законодательством существует определенный онтологический "разрыв": конституция является в каком-то смысле трансцендентной текущему законодательству. Выше мы уже говорили о несостоятельности схемы "вытекает из...": позитивное текущее законодательство не "развертывается" из конституционно-правовых норм, не является их содержательной конкретизацией. Сторонники идеи "конкретизации" конституции в системе норм отраслевого законодательства не дают себе труда внимательно взглянуть на это самое законодательство. Между тем совершенно очевидно, что, например, гражданское право содержит больше референций к римскому частному праву, чем к действующей Конституции РФ, а Трудовой кодекс Российской Федерации <11> в основной своей массе воспроизводит основные институты КЗоТ.
Статья: Ответственность во взаимоотношениях государства и личности: конституционно-правовой аспект
(Коновалов Д.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Негативный аспект конституционно-правовой ответственности выражается в различных санкциях. Действительно, санкция, будучи элементом нормы права, обеспечивающим реализацию диспозиции, т.е. правила, закрепленного в конституционно-правовой норме, связана с неблагоприятными последствиями для граждан. Наличие санкции - это гарантия принципа неотвратимости ответственности, проистекающего из ст. 4, 15 и 19 Конституции РФ <17>.
(Коновалов Д.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Негативный аспект конституционно-правовой ответственности выражается в различных санкциях. Действительно, санкция, будучи элементом нормы права, обеспечивающим реализацию диспозиции, т.е. правила, закрепленного в конституционно-правовой норме, связана с неблагоприятными последствиями для граждан. Наличие санкции - это гарантия принципа неотвратимости ответственности, проистекающего из ст. 4, 15 и 19 Конституции РФ <17>.
Статья: Система принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Современное право", 2024, N 12)Однако именно в таком смысле принцип единства прав и обязанностей мало применим по отношению к конституционным правам и свободам. Дело в том, что основным адресатом конституционно-правовых норм является государство, и именно оно выступает обязанным субъектом в конституционных правоотношениях, по крайней мере, в отношении прав и свобод человека и гражданина. Чьи обязанности соответствуют праву человека на образование, здравоохранение, социальное обеспечение? Даже если эти блага и могут предоставляться лицу негосударственными субъектами, то организация и обеспечение реализации данных прав является обязанностью государства.
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Современное право", 2024, N 12)Однако именно в таком смысле принцип единства прав и обязанностей мало применим по отношению к конституционным правам и свободам. Дело в том, что основным адресатом конституционно-правовых норм является государство, и именно оно выступает обязанным субъектом в конституционных правоотношениях, по крайней мере, в отношении прав и свобод человека и гражданина. Чьи обязанности соответствуют праву человека на образование, здравоохранение, социальное обеспечение? Даже если эти блага и могут предоставляться лицу негосударственными субъектами, то организация и обеспечение реализации данных прав является обязанностью государства.
Статья: Академик О.Е. Кутафин о предмете конституционно-правового регулирования
(Кононов К.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)В завершение рассмотрения вопроса о двуедином характере предмета конституционного права отметим еще два важных обстоятельства. Во-первых, О.Е. Кутафин впервые в отечественной конституционно-правовой литературе увязал структуру нашего отраслевого предмета с традиционными теоретическими представлениями о структуре предмета отрасли права, где общепризнано выделять основной блок отношений (ядро предмета) и сопутствующий им <13>. Это генеральное доказательство исключительно отраслевой природы предмета конституционного права, хотя и по сей день в литературе изредка встречаются мнения о его надотраслевой или "метаотраслевой" природе <14> по мотивам, обозначенным нами выше. Во-вторых, требуется уточнить тезис О.Е. Кутафина, развитый профессором Е.И. Козловой, о том, что предмет отраслевого правового регулирования нужно искать в самих конституционных нормах <15>. Особенно это касается общественных отношений, составляющих второй, сопутствующий блок. Здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что отсутствие тех или иных конституционно-правовых норм, которые должны урегулировать сопутствующие основному предмету общественные отношения, нередко является самим способом их регулирования. Очень наглядно эту мысль демонстрирует профессор С.А. Авакьян, рассматривая вопросы конституционно-правового регулирования статуса политических партий (партии) в советский период <16>. То же явление можно наблюдать в унитарных государствах применительно к отношениям государственно-территориального устройства и местного самоуправления. То же можно наблюдать применительно к отношениям в сфере организации судебной власти в странах, где отсутствует институт судебного конституционного контроля. Перечисление можно продолжить.
(Кононов К.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)В завершение рассмотрения вопроса о двуедином характере предмета конституционного права отметим еще два важных обстоятельства. Во-первых, О.Е. Кутафин впервые в отечественной конституционно-правовой литературе увязал структуру нашего отраслевого предмета с традиционными теоретическими представлениями о структуре предмета отрасли права, где общепризнано выделять основной блок отношений (ядро предмета) и сопутствующий им <13>. Это генеральное доказательство исключительно отраслевой природы предмета конституционного права, хотя и по сей день в литературе изредка встречаются мнения о его надотраслевой или "метаотраслевой" природе <14> по мотивам, обозначенным нами выше. Во-вторых, требуется уточнить тезис О.Е. Кутафина, развитый профессором Е.И. Козловой, о том, что предмет отраслевого правового регулирования нужно искать в самих конституционных нормах <15>. Особенно это касается общественных отношений, составляющих второй, сопутствующий блок. Здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что отсутствие тех или иных конституционно-правовых норм, которые должны урегулировать сопутствующие основному предмету общественные отношения, нередко является самим способом их регулирования. Очень наглядно эту мысль демонстрирует профессор С.А. Авакьян, рассматривая вопросы конституционно-правового регулирования статуса политических партий (партии) в советский период <16>. То же явление можно наблюдать в унитарных государствах применительно к отношениям государственно-территориального устройства и местного самоуправления. То же можно наблюдать применительно к отношениям в сфере организации судебной власти в странах, где отсутствует институт судебного конституционного контроля. Перечисление можно продолжить.
Статья: Роль конституционной доктрины в формировании конституционно-правовой модели и конструкции механизма реализации публичной власти в России
(Безруков А.В.)
("Современное право", 2025, N 8)- нормативно-ценностный блок (конституционно-правовая основа и мотивация), состоящий из конституционно-правовых норм и социально-правовых условий, которые, формируя конституционно-ценностные установки, ориентируют участников правоотношений на надлежащее правомерное поведение и эффективную реализацию публичной власти;
(Безруков А.В.)
("Современное право", 2025, N 8)- нормативно-ценностный блок (конституционно-правовая основа и мотивация), состоящий из конституционно-правовых норм и социально-правовых условий, которые, формируя конституционно-ценностные установки, ориентируют участников правоотношений на надлежащее правомерное поведение и эффективную реализацию публичной власти;
Статья: Общество как объект конституционно-правового регулирования: критерии и функции
(Ау Т.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Вместе с тем можно видеть и гуманные подходы, когда посредством конституционно-правовых норм подчеркивается не только равенство различных социальных групп в обществе, но и поддержка тех, у кого ограниченные возможности, - возрастные, слабовидящие и иные инвалиды, ограниченные в доходах и др. Несмотря на факты расслоения в обществе по принципу веры, религии, предусматриваются гарантии защиты интересов отдельных граждан и религиозных общин, вплоть до включения необходимых норм в конституции. Так, к примеру, ст. 12 Конституции Исламской республики Иран прямо предусматривает: "Другие исламские верования, в частности ханафитское, шафиитское, маликитское, ханбалитское и зейдитское, пользуются полным уважением. Последователи этих верований полностью свободны в выполнении религиозных обрядов согласно своим религиозным нормам, они могут заниматься религиозным воспитанием и образованием, решать гражданские и личные дела (брак, развод, наследство, завещание) и на основании их обращаться в суд; в любом месте, где последователи одного из этих исламских течений составляют большинство населения, местные правила и постановления устанавливаются советами на основе требований этих религиозных течений" <4>.
(Ау Т.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Вместе с тем можно видеть и гуманные подходы, когда посредством конституционно-правовых норм подчеркивается не только равенство различных социальных групп в обществе, но и поддержка тех, у кого ограниченные возможности, - возрастные, слабовидящие и иные инвалиды, ограниченные в доходах и др. Несмотря на факты расслоения в обществе по принципу веры, религии, предусматриваются гарантии защиты интересов отдельных граждан и религиозных общин, вплоть до включения необходимых норм в конституции. Так, к примеру, ст. 12 Конституции Исламской республики Иран прямо предусматривает: "Другие исламские верования, в частности ханафитское, шафиитское, маликитское, ханбалитское и зейдитское, пользуются полным уважением. Последователи этих верований полностью свободны в выполнении религиозных обрядов согласно своим религиозным нормам, они могут заниматься религиозным воспитанием и образованием, решать гражданские и личные дела (брак, развод, наследство, завещание) и на основании их обращаться в суд; в любом месте, где последователи одного из этих исламских течений составляют большинство населения, местные правила и постановления устанавливаются советами на основе требований этих религиозных течений" <4>.
Статья: Конституционно-правовое регулирование гражданственности и гражданства в Российской Федерации
(Иксанов И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Стоит также выделить тот факт, что в наши дни гражданственность преимущественно рассматривается источниками как значимость, имеющая конституционно-правовой характер. При этом гражданственность прежде всего важно относить не только к условиям, но и непосредственно к основам дальнейшего развития основных принципов, которые закреплены в установленных конституционно-правовых нормах и основная функция которых - регламентировать и контролировать институт гражданства.
(Иксанов И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Стоит также выделить тот факт, что в наши дни гражданственность преимущественно рассматривается источниками как значимость, имеющая конституционно-правовой характер. При этом гражданственность прежде всего важно относить не только к условиям, но и непосредственно к основам дальнейшего развития основных принципов, которые закреплены в установленных конституционно-правовых нормах и основная функция которых - регламентировать и контролировать институт гражданства.