Конституционно-правовой статус Верховного суда РФ



Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционно-правовой статус Верховного суда РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.04.2023 N 88А-9526/2023 (УИД 54RS0001-01-2022-002197-58)
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в принятии заявления к производству.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Отменяя определение судьи районного суда о возвращении административного иска, судья апелляционной инстанции пришел к выводу об ошибочности данного вывода, установив, что З. оспаривает действия судебного органа - Верховного Суда РФ, обладающего особым конституционно-правовым статусом, совершенные его сотрудниками в соответствии с распределением обязанностей между работниками аппарата суда, которые не могут являться предметом самостоятельного оспаривания, ссылаясь на положения пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришел к выводу об отказе в принятии административного иска З.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024 N 09АП-91489/2023 по делу N А40-161043/2023
Категория: Споры, связанные с созданием юридического лица.
Требования: Об отмене решения об исключении общества из ЕГРЮЛ и восстановлении статуса общества как действующего юридического лица.
Обстоятельства: Наличие вступивших в законную силу судебных актов о признании задолженности само по себе предполагает отсутствие препятствий для реализации альтернативных правовых механизмов по защите нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Решение: Отказано.
Правоприменительная судебно-арбитражная практика в свете определения ВС РФ от 26.12.18 N 301-КГ18-8795 по делу N А28-730/2017, определения ВС РФ от 23.03.21 N 305-ЭС20-16189 по делу N А40-170552/2019 сводится к применению судами правового подхода, который заключается в том, что, исходя из конституционно-правового смысла положений ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, Инспекция не может исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О системе органов местного самоуправления как неотъемлемой части единой системы публичной власти
(Алехин А.Е., Ромайкин И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)
В соответствии с ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации, включенной в ее текст в 2020 г., органы государственной власти и органы местного самоуправления образуют единую систему публичной власти. Одновременно, согласно ст. 12 Конституции, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Такая коррекция конституционных норм де-факто отразила давно сложившиеся отношения между органами государственной власти обоих уровней и органами местного самоуправления и закрепила уже сформировавшиеся доктринальные и нормативно-правовые подходы к пониманию сущности местного самоуправления. Верховный Суд Российской Федерации еще в 2016 г. указал, что "местное самоуправление по своему конституционно-правовому статусу является обязательной на всей территории Российской Федерации формой публично-территориальной самоорганизации населения и одновременно представляет собой неотъемлемую часть единого механизма управления делами государства (выделено нами. - Авт.)" <1>. Это означает, что существование двух этих систем в рамках единой системы публичной власти не противоречит друг другу, поскольку их организация, функции и предназначение не тождественны, а деятельность органов обеих систем в их совокупности формирует единое и полное представление о всей системе власти в государстве во всем своем субъектном многообразии и возникающих правоотношениях.
Статья: Оценка фундаментальности нарушения правовой нормы как основания для применения экстраординарной процессуальной формы рассмотрения надзорной жалобы в гражданском судопроизводстве России: актуальные вопросы теории и практики
(Куртуков Р.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)
В Методологических аспектах конституционного контроля (к 30-летию Конституционного Суда Российской Федерации) (одобрены решением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2021) <10>, применительно к анализу содержания ст. 391.11 ГПК РФ, отмечено, что важнейшая гарантия правовой определенности требует безусловного соответствия порядка осуществления должностными лицами Верховного Суда Российской Федерации дискреционных полномочий конституционным нормам, включая раскрытый в решениях Конституционного Суда Российской Федерации конституционно-правовой смысл положений процессуального законодательства. Реализация дискреционных полномочий не должна вступать в противоречие с правом на доступ к правосудию, правом на справедливое судебное разбирательство на основе принципов состязательности и равноправия сторон, с принципом независимости суда и судей, с принципом правовой определенности, а также не должна порождать не урегулированную законом процессуальную деятельность.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.2022 N 19-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.А. Мельниковой"
При таких обстоятельствах с учетом конституционно-правового статуса Верховного Суда Российской Федерации (статья 126 Конституции Российской Федерации), призванного обеспечивать единство судебной практики, сформулированные им по вопросу исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности разъяснения предполагают, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено только до истечения (окончания) установленного статьей 4.5 КоАП Российской Федерации срока давности, который надлежит исчислять со дня, следующего за днем совершения (обнаружения) административного правонарушения.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)
Поскольку выявленный Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовой смысл положений статьи 401.6, пункта 4 части 1 статьи 135 УПК РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике, Президиум Верховного Суда Российской Федерации возобновил производство по делу по жалобе А. ввиду новых обстоятельств и отменил постановление судьи Находкинского городского суда Приморского края от 5 октября 2018 г. и апелляционные постановления Приморского краевого суда от 11 декабря 2018 г. и от 28 февраля 2020 г., постановление президиума Приморского краевого суда от 28 октября 2019 г., определение Находкинского городского суда Приморского края от 29 сентября 2020 г. и апелляционное определение Приморского краевого суда от 19 ноября 2020 г. в отношении А., материал передал для производства нового судебного разбирательства в тот же суд иным составом суда.
показать больше документов