Конституционно-правовая ответственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Конституционно-правовая ответственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционно-правовая ответственность: старые проблемы и новые решения
(Чухарев М.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)1. Общие теоретические проблемы конституционно-правовой
(Чухарев М.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)1. Общие теоретические проблемы конституционно-правовой
Статья: Конституционно-правовая ответственность кандидатов предварительного голосования
(Мазуревский К.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6
(Мазуревский К.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6
Статья: Политические лидеры в социальных сетях: прозрачность ответственности
(Булгаков А.Э.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Конституционно-правовая ответственность
(Булгаков А.Э.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Конституционно-правовая ответственность
Статья: О некоторых аспектах конституционной ответственности (импичмента) судей
(Гагиев А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)<1> Кондрашов А.А. Конституционно-правовая ответственность судей в Российской Федерации: перспективы законодательных решений // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 10.
(Гагиев А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)<1> Кондрашов А.А. Конституционно-правовая ответственность судей в Российской Федерации: перспективы законодательных решений // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 10.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)<1> См., например: Гаджиев Г.А. О принципе пропорциональности и конституционной кассации // Судья. 2019. N 7. С. 56 - 64; Он же. Конституционные основы юридической ответственности и конституционно-правовая ответственность // Журнал российского права. 2014. N 1. С. 7 - 15; Он же. Конституционно-правовые ориентиры при создании системы административных судов в Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. N 3. С. 163 - 167.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)<1> См., например: Гаджиев Г.А. О принципе пропорциональности и конституционной кассации // Судья. 2019. N 7. С. 56 - 64; Он же. Конституционные основы юридической ответственности и конституционно-правовая ответственность // Журнал российского права. 2014. N 1. С. 7 - 15; Он же. Конституционно-правовые ориентиры при создании системы административных судов в Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. N 3. С. 163 - 167.
Статья: Обязанность уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям: квест для чиновника
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Большей конкретикой в этом плане отличается достаточно распространенный подход, в рамках которого коррупционными правонарушениями признают лишь те деяния, которые не просто обладают признаками коррупции, но и за совершение которых установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность <3>. Применительно к рассматриваемой обязанности данный подход также видится не вполне удачным, поскольку, хотя в ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О противодействии коррупции" и сказано, что "граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации", фактически, однако, ответственность лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, не подпадает под этот перечень - за совершение коррупционных правонарушений к ним в определенных ситуациях может быть применена такая мера, как досрочное прекращение полномочий, которая по своей правовой природе является мерой конституционно-правовой ответственности <4>.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Большей конкретикой в этом плане отличается достаточно распространенный подход, в рамках которого коррупционными правонарушениями признают лишь те деяния, которые не просто обладают признаками коррупции, но и за совершение которых установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность <3>. Применительно к рассматриваемой обязанности данный подход также видится не вполне удачным, поскольку, хотя в ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О противодействии коррупции" и сказано, что "граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации", фактически, однако, ответственность лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, не подпадает под этот перечень - за совершение коррупционных правонарушений к ним в определенных ситуациях может быть применена такая мера, как досрочное прекращение полномочий, которая по своей правовой природе является мерой конституционно-правовой ответственности <4>.
Статья: Ответственность в системе конституционного права России
(Волков И.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Анализ института конституционно-правовой ответственности неизбежно приводит к ключевому вопросу - определению ее цели. Хотя логично предположить, что главной целью является защита Конституции, такое утверждение требует более глубокого рассмотрения. Необходимо признать, что защита конституционных норм является целью не только конституционно-правовой ответственности, но и всех видов юридической ответственности, будь то уголовная, гражданская, административная или другие <1>. Возникает вопрос о специфике конституционно-правовой ответственности: отличается ли она от других видов ответственности, если множество положений Конституции могут быть нарушены и привести к ответственности по другим отраслям права?
(Волков И.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Анализ института конституционно-правовой ответственности неизбежно приводит к ключевому вопросу - определению ее цели. Хотя логично предположить, что главной целью является защита Конституции, такое утверждение требует более глубокого рассмотрения. Необходимо признать, что защита конституционных норм является целью не только конституционно-правовой ответственности, но и всех видов юридической ответственности, будь то уголовная, гражданская, административная или другие <1>. Возникает вопрос о специфике конституционно-правовой ответственности: отличается ли она от других видов ответственности, если множество положений Конституции могут быть нарушены и привести к ответственности по другим отраслям права?
Статья: Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации: развитие и современное состояние
(Хагба Е.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4
(Хагба Е.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4
Статья: Особенности конституционно-правовой ответственности избирательных комиссий на современном этапе развития российского избирательного права
(Фоменко А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10
(Фоменко А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10
Статья: Конституционно-правовое принуждение как развивающийся институт современного конституционного права
(Кубрин Е.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Во многих исследованиях недостаточно четко прослеживается различие между институтами конституционно-правового принуждения и конституционно-правовой ответственности. В теоретической юридической литературе убедительно доказано, что "принуждение" и "ответственность" не идентичны друг другу. Если речь идет о так называемой "негативной" или "ретроспективной" юридической ответственности (кара, наказание, претерпевание правонарушителем неблагоприятных последствий) - налицо одна из форм принуждения. Однако юридическая ответственность может быть и "позитивной" (осознанное исполнение возложенных законом на субъекта правоотношений обязанностей). В случае "позитивной" ответственности признаки государственного принуждения отсутствуют, поскольку юридические обязанности выполняются субъектами правоотношений добровольно, не по принуждению. В свою очередь, государственное принуждение не обязательно связано с юридической ответственностью, оно может ему предшествовать (предупреждение и пресечение правонарушений) <10>. Данные теоретико-методологические конструкции, будучи общепризнанными в теории государства и права, не всегда последовательно прослеживаются в исследованиях, которые посвящены проблемам конституционно-правового принуждения. Нередко встречается неоправданное, на наш взгляд, отождествление понятий конституционно-правового принуждения и конституционно-правовой ответственности.
(Кубрин Е.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Во многих исследованиях недостаточно четко прослеживается различие между институтами конституционно-правового принуждения и конституционно-правовой ответственности. В теоретической юридической литературе убедительно доказано, что "принуждение" и "ответственность" не идентичны друг другу. Если речь идет о так называемой "негативной" или "ретроспективной" юридической ответственности (кара, наказание, претерпевание правонарушителем неблагоприятных последствий) - налицо одна из форм принуждения. Однако юридическая ответственность может быть и "позитивной" (осознанное исполнение возложенных законом на субъекта правоотношений обязанностей). В случае "позитивной" ответственности признаки государственного принуждения отсутствуют, поскольку юридические обязанности выполняются субъектами правоотношений добровольно, не по принуждению. В свою очередь, государственное принуждение не обязательно связано с юридической ответственностью, оно может ему предшествовать (предупреждение и пресечение правонарушений) <10>. Данные теоретико-методологические конструкции, будучи общепризнанными в теории государства и права, не всегда последовательно прослеживаются в исследованиях, которые посвящены проблемам конституционно-правового принуждения. Нередко встречается неоправданное, на наш взгляд, отождествление понятий конституционно-правового принуждения и конституционно-правовой ответственности.
Статья: Поручения Президента РФ как новый конституционно-правовой инструмент в аспекте конституционной ответственности
(Акчурина А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9
(Акчурина А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9