Консорциум в госзакупках
Подборка наиболее важных документов по запросу Консорциум в госзакупках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2017 N 307-ЭС17-11287 по делу N А56-49920/2016
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным дополнительного соглашения к государственному контракту и взыскании долга.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку подрядчиком по контракту является коллективный участник - консорциум; соглашением перемена подрядчика при исполнении контракта не осуществлялась: изменения внесены в отношении лидера консорциума, а не в отношении лица, исполняющего контракт.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 166, 168, 170, 308, 702, 711, 720, 740, 746, 753, 763, 1044 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", исходили из того, что подрядчиком по государственному контракту от 23.12.2011 N РРГРС-11-048 является коллективный участник - консорциум. Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что дополнительным соглашением N 6 перемена подрядчика при исполнении государственного контракта не осуществлялась, поскольку изменения внесены исключительно в отношении лидера консорциума, а не в отношении замены лица, исполняющего спорный контракт. Также судами установлено, что действия сторон по заключению дополнительного соглашения N 6 свидетельствуют о том, что их воля была направлена на достижение правовых последствий, предусмотренных действующим законодательством для договоров соответствующего вида. Каких-либо документов, подтверждающих мнимость спорной сделки, в материалы дела не представлено. Поскольку истцом не представлено доказательств выполнения работ на спорную сумму, предъявления работ к приемке заказчику, правовые основания для удовлетворения требований о взыскании задолженности в сумме 35 130 032 руб. 33 коп. отсутствуют.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным дополнительного соглашения к государственному контракту и взыскании долга.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку подрядчиком по контракту является коллективный участник - консорциум; соглашением перемена подрядчика при исполнении контракта не осуществлялась: изменения внесены в отношении лидера консорциума, а не в отношении лица, исполняющего контракт.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 166, 168, 170, 308, 702, 711, 720, 740, 746, 753, 763, 1044 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", исходили из того, что подрядчиком по государственному контракту от 23.12.2011 N РРГРС-11-048 является коллективный участник - консорциум. Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что дополнительным соглашением N 6 перемена подрядчика при исполнении государственного контракта не осуществлялась, поскольку изменения внесены исключительно в отношении лидера консорциума, а не в отношении замены лица, исполняющего спорный контракт. Также судами установлено, что действия сторон по заключению дополнительного соглашения N 6 свидетельствуют о том, что их воля была направлена на достижение правовых последствий, предусмотренных действующим законодательством для договоров соответствующего вида. Каких-либо документов, подтверждающих мнимость спорной сделки, в материалы дела не представлено. Поскольку истцом не представлено доказательств выполнения работ на спорную сумму, предъявления работ к приемке заказчику, правовые основания для удовлетворения требований о взыскании задолженности в сумме 35 130 032 руб. 33 коп. отсутствуют.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Доступность высшего образования как принцип государственной образовательной политики: перспективы институционализации
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Развитие образования, адекватного потребностям современной экономики, возможно через создание на базе научно-исследовательских учреждений филиалов вузов, что обеспечит связь науки и производства и инновационную составляющую в образовательном процессе <40>. Между тем международная практика демонстрирует ряд успешных схем ведения образовательной деятельности, при которой поощряются и поддерживаются различного рода союзы, альянсы, консорциумы и т.п., а не ограничивают образовательную деятельность лишь филиалами образовательной организации. Формирование новой типологии образовательных сетей в российском образовании обеспечило возникновение нового типа образовательных организаций - сетевых образовательных учреждений, консорциумов сетевых образовательных учреждений и университетских научно-образовательных сетевых комплексов <41>.
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Развитие образования, адекватного потребностям современной экономики, возможно через создание на базе научно-исследовательских учреждений филиалов вузов, что обеспечит связь науки и производства и инновационную составляющую в образовательном процессе <40>. Между тем международная практика демонстрирует ряд успешных схем ведения образовательной деятельности, при которой поощряются и поддерживаются различного рода союзы, альянсы, консорциумы и т.п., а не ограничивают образовательную деятельность лишь филиалами образовательной организации. Формирование новой типологии образовательных сетей в российском образовании обеспечило возникновение нового типа образовательных организаций - сетевых образовательных учреждений, консорциумов сетевых образовательных учреждений и университетских научно-образовательных сетевых комплексов <41>.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 N 1797-р
(ред. от 14.03.2023)
<Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года>
(вместе с "Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года")Добиваться высоких показателей в экспорте строительных услуг странам позволяют поддержка развития технологических разработок в сфере строительства и инжиниринга, повышающих конкурентоспособность на зарубежных рынках, формирование консорциумов, которые обеспечивают механизмы эффективного сотрудничества между крупными строительными компаниями и компаниями малого и среднего предпринимательства, реализация мер финансовой (экспортное кредитование, гарантии, страхование) и нефинансовой (продвижение единого бренда) поддержки, а также помощь национальных поставщиков в государственных закупках и закупках, проводимых международными организациями и институтами развития.
(ред. от 14.03.2023)
<Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года>
(вместе с "Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года")Добиваться высоких показателей в экспорте строительных услуг странам позволяют поддержка развития технологических разработок в сфере строительства и инжиниринга, повышающих конкурентоспособность на зарубежных рынках, формирование консорциумов, которые обеспечивают механизмы эффективного сотрудничества между крупными строительными компаниями и компаниями малого и среднего предпринимательства, реализация мер финансовой (экспортное кредитование, гарантии, страхование) и нефинансовой (продвижение единого бренда) поддержки, а также помощь национальных поставщиков в государственных закупках и закупках, проводимых международными организациями и институтами развития.
Приказ Минобрнауки России от 29.11.2023 N 1111
"О Перечне документов, образующихся в процессе деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, с указанием сроков хранения"государственные на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд
"О Перечне документов, образующихся в процессе деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, с указанием сроков хранения"государственные на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд
Статья: Установление требований к участникам закупок по Закону N 223-ФЗ
(Федоров А.А.)
("Юриспруденция", 2014)Как видно из приведенной формулировки, Законом N 223-ФЗ допускается участие нескольких юридических или физических лиц (консорциума или иного объединения) на стороне участника закупки, что, безусловно, в большей мере отвечает сложившимся экономическим реалиям и международному опыту, нежели, например, закрепленный в законодательстве о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд подход, исключающий множественность лиц на стороне участника размещения заказа.
(Федоров А.А.)
("Юриспруденция", 2014)Как видно из приведенной формулировки, Законом N 223-ФЗ допускается участие нескольких юридических или физических лиц (консорциума или иного объединения) на стороне участника закупки, что, безусловно, в большей мере отвечает сложившимся экономическим реалиям и международному опыту, нежели, например, закрепленный в законодательстве о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд подход, исключающий множественность лиц на стороне участника размещения заказа.
"Корпоративные закупки: проблемы правового регулирования: Научно-практическое пособие"
(Беляева О.А.)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2018)Именно поэтому признание правосубъектности за простыми товариществами, консорциумами для целей участия в торгах, предлагаемое, в частности, К.В. Кичиком <1>, решением проблемы не является.
(Беляева О.А.)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2018)Именно поэтому признание правосубъектности за простыми товариществами, консорциумами для целей участия в торгах, предлагаемое, в частности, К.В. Кичиком <1>, решением проблемы не является.
"Правовые проблемы аукционов и конкурсов"
(Беляева О.А.)
("Юриспруденция", 2011)Последний вариант представляется наиболее целесообразным, хотя еще раз подчеркну, что такое положение дел все равно будет противоречить п. 4 ст. 447 ГК РФ. Более того, подобная квалификация совместного конкурсного предложения категорически не подходит для многих торгов, проводимых в публичных интересах. Так, нормы Закона о размещении заказов допускают определение нескольких победителей торгов лишь в строго определенных случаях: поставка технических средств для реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования и услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению. Причем право государственного (муниципального) заказчика заключить контракт одновременно с несколькими участниками размещения заказа должно быть предусмотрено в конкурсной документации. Очевидно, что здесь речь идет об определении нескольких победителей торгов, у каждого из которых была своя самостоятельная конкурсная заявка, а сам контракт заключается с множественностью лиц на стороне исполнителя (поставщика). При проведении конкурсов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ заказчик, определяя нескольких победителей торгов, и вовсе с каждым из них заключает отдельный государственный (муниципальный) контракт. Иными словами, в сфере размещения государственного (муниципального) заказа, как и в остальных случаях проведения торгов, консорциумам места нет.
(Беляева О.А.)
("Юриспруденция", 2011)Последний вариант представляется наиболее целесообразным, хотя еще раз подчеркну, что такое положение дел все равно будет противоречить п. 4 ст. 447 ГК РФ. Более того, подобная квалификация совместного конкурсного предложения категорически не подходит для многих торгов, проводимых в публичных интересах. Так, нормы Закона о размещении заказов допускают определение нескольких победителей торгов лишь в строго определенных случаях: поставка технических средств для реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования и услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению. Причем право государственного (муниципального) заказчика заключить контракт одновременно с несколькими участниками размещения заказа должно быть предусмотрено в конкурсной документации. Очевидно, что здесь речь идет об определении нескольких победителей торгов, у каждого из которых была своя самостоятельная конкурсная заявка, а сам контракт заключается с множественностью лиц на стороне исполнителя (поставщика). При проведении конкурсов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ заказчик, определяя нескольких победителей торгов, и вовсе с каждым из них заключает отдельный государственный (муниципальный) контракт. Иными словами, в сфере размещения государственного (муниципального) заказа, как и в остальных случаях проведения торгов, консорциумам места нет.
Интервью: Управление закупками. Как построить эффективную закупочную систему?
("Информационно-аналитическое издание "Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги", 2016, N 8)Следующая назревшая инициатива - установление в рамках Закона о контрактной системе возможности подавать заявку объединению нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки. Право подавать заявки в составе консорциума - реальная возможность принимать участие в крупных заказах для тех поставщиков, которые не обладают полным набором лицензий, допусков, опытом работы для комплексного выполнения работы (услуги), но могут высококачественно выполнить часть заказа, например, при закупке строительных работ. Такой механизм успешно применяется в рамках ФЗ-223 и, считаю, должен быть распространен и на закупки для государственных и муниципальных нужд.
("Информационно-аналитическое издание "Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги", 2016, N 8)Следующая назревшая инициатива - установление в рамках Закона о контрактной системе возможности подавать заявку объединению нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки. Право подавать заявки в составе консорциума - реальная возможность принимать участие в крупных заказах для тех поставщиков, которые не обладают полным набором лицензий, допусков, опытом работы для комплексного выполнения работы (услуги), но могут высококачественно выполнить часть заказа, например, при закупке строительных работ. Такой механизм успешно применяется в рамках ФЗ-223 и, считаю, должен быть распространен и на закупки для государственных и муниципальных нужд.
"Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (9 июня 2015 г., МГУ имени М.В. Ломоносова)"
("Юстицинформ", 2015)Таким образом, участие консорциумов и иных предпринимательских объединений в государственных (муниципальных) закупках, с одной стороны, и в "корпоративных" закупках, с другой стороны, имеет существенные различия. При проведении государственных (муниципальных) закупок консорциумы и иные предпринимательские объединения не рассматриваются в качестве самостоятельного субъекта закупочного процесса. Участники консорциума заранее должны определить, какой из хозяйствующих субъектов, входящих в консорциум, будет выступать в закупках в качестве участника закупки и, после проведения закупки и подписания договора, в качестве поставщика. В случае возникновения спора в рамках этого контракта государственный заказчик будет предъявлять требования непосредственно этому хозяйствующему субъекту, а не консорциуму в целом. Впоследствии же этот участник консорциума сможет в порядке регресса взыскать убытки с иных участников консорциума (формально не выступавших поставщиками в отношениях с государственным заказчиком).
("Юстицинформ", 2015)Таким образом, участие консорциумов и иных предпринимательских объединений в государственных (муниципальных) закупках, с одной стороны, и в "корпоративных" закупках, с другой стороны, имеет существенные различия. При проведении государственных (муниципальных) закупок консорциумы и иные предпринимательские объединения не рассматриваются в качестве самостоятельного субъекта закупочного процесса. Участники консорциума заранее должны определить, какой из хозяйствующих субъектов, входящих в консорциум, будет выступать в закупках в качестве участника закупки и, после проведения закупки и подписания договора, в качестве поставщика. В случае возникновения спора в рамках этого контракта государственный заказчик будет предъявлять требования непосредственно этому хозяйствующему субъекту, а не консорциуму в целом. Впоследствии же этот участник консорциума сможет в порядке регресса взыскать убытки с иных участников консорциума (формально не выступавших поставщиками в отношениях с государственным заказчиком).
"Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы IV Международной конференции (10 июня 2016 г., МГУ имени М.В. Ломоносова)"
("Юстицинформ", 2016)Кроме того, практика участия коллективных участников в форме консорциума в процедурах закупки, проводимых в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ; утратил силу), выявила еще один спорный вопрос, касающийся отсутствия однозначного ответа на вопрос, является ли консорциум юридическим лицом и, следовательно, способен ли стать полноценной стороной контракта.
("Юстицинформ", 2016)Кроме того, практика участия коллективных участников в форме консорциума в процедурах закупки, проводимых в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ; утратил силу), выявила еще один спорный вопрос, касающийся отсутствия однозначного ответа на вопрос, является ли консорциум юридическим лицом и, следовательно, способен ли стать полноценной стороной контракта.
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: научно-практический комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
(постатейный)
(под ред. Б.Е. Кошелюка)
("Проспект", 2019)Однако отечественная судебная практика исходит из невозможности участия консорциумов в государственных и муниципальных закупках, опираясь на то, что консорциум, созданный в соответствии с договором о совместной деятельности, не является юридическим лицом, имеющим право на участие в конкурсе и реализацию инвестиционного проекта <1>. Таким образом, сама идея участия консорциума в закупках, проводимых с помощью торгов, противоречит нормам ГК РФ, устанавливающим, что выигравшим торги признается физическое или юридическое лицо, а также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Консорциум же ничем из перечисленного не является.
(постатейный)
(под ред. Б.Е. Кошелюка)
("Проспект", 2019)Однако отечественная судебная практика исходит из невозможности участия консорциумов в государственных и муниципальных закупках, опираясь на то, что консорциум, созданный в соответствии с договором о совместной деятельности, не является юридическим лицом, имеющим право на участие в конкурсе и реализацию инвестиционного проекта <1>. Таким образом, сама идея участия консорциума в закупках, проводимых с помощью торгов, противоречит нормам ГК РФ, устанавливающим, что выигравшим торги признается физическое или юридическое лицо, а также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Консорциум же ничем из перечисленного не является.
Вопрос: Бюджетное учреждение планирует принять положение о закупке. Вправе ли оно предусмотреть в таком акте возможность участия нескольких юридических или физических лиц (консорциума или иного объединения) на стороне участника закупки?
(Консультация эксперта, 2014)Обоснование: Часть 2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливает, что при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона N 223-ФЗ и правового акта закупки:
(Консультация эксперта, 2014)Обоснование: Часть 2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливает, что при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона N 223-ФЗ и правового акта закупки:
"Предпринимательское право: Учебное пособие"
(Скворцова Т.А., Смоленский М.Б.)
(под ред. Т.А. Скворцовой)
("Юстицинформ", 2014)2. Консорциумы - это временные союзы, объединения на паевой основе, которые возникают сразу между несколькими банками и промышленными корпорациями для совместного размещения займа или осуществления единого капиталоемкого проекта. По некоторым параметрам с ними сходны финансово-промышленные группы в России. Консорциум создается обычно в случаях, когда проект превышает финансовые возможности одного банка. Он может образоваться и без непосредственного участия банков самими решившими объединиться промышленными корпорациями, которые располагают необходимыми финансовыми возможностями. Целью такого объединения может быть реализация программ, проектов, государственных заказов. Предприятия при этом могут сохранять ведомственную принадлежность. Консорциумы создаются на срок выполнения программ, проектов, заказов.
(Скворцова Т.А., Смоленский М.Б.)
(под ред. Т.А. Скворцовой)
("Юстицинформ", 2014)2. Консорциумы - это временные союзы, объединения на паевой основе, которые возникают сразу между несколькими банками и промышленными корпорациями для совместного размещения займа или осуществления единого капиталоемкого проекта. По некоторым параметрам с ними сходны финансово-промышленные группы в России. Консорциум создается обычно в случаях, когда проект превышает финансовые возможности одного банка. Он может образоваться и без непосредственного участия банков самими решившими объединиться промышленными корпорациями, которые располагают необходимыми финансовыми возможностями. Целью такого объединения может быть реализация программ, проектов, государственных заказов. Предприятия при этом могут сохранять ведомственную принадлежность. Консорциумы создаются на срок выполнения программ, проектов, заказов.
"Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: Монография"
(Кичик К.В.)
("Юстицинформ", 2012)<4> См.: Становление рыночной системы государственных закупок в России / В.И. Смирнов, Н.В. Нестерович, Е.Ю. Гончаров и др. Казань, 2000. С. 36; Международный прокьюремент / В. Малочко, Т. Уилсон и др. М., 2003. С. 74 и др. Участие консорциумов в государственных закупках в качестве самостоятельных субъектов наряду с физическими и юридическими лицами предусмотрено в Казахстане (см.: п. 2 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 г. N 303-III ЗРК "О государственных закупках" // http:// www.zakon.kz/ 141138-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-21.html).
(Кичик К.В.)
("Юстицинформ", 2012)<4> См.: Становление рыночной системы государственных закупок в России / В.И. Смирнов, Н.В. Нестерович, Е.Ю. Гончаров и др. Казань, 2000. С. 36; Международный прокьюремент / В. Малочко, Т. Уилсон и др. М., 2003. С. 74 и др. Участие консорциумов в государственных закупках в качестве самостоятельных субъектов наряду с физическими и юридическими лицами предусмотрено в Казахстане (см.: п. 2 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 г. N 303-III ЗРК "О государственных закупках" // http:// www.zakon.kz/ 141138-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-21.html).