Консолидированный бюджет это
Подборка наиболее важных документов по запросу Консолидированный бюджет это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Консолидированные бюджеты - это объединение нескольких бюджетов на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) в один орган управления бюджетными средствами на определенной территории в стране (рис. 1.2).
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Консолидированные бюджеты - это объединение нескольких бюджетов на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) в один орган управления бюджетными средствами на определенной территории в стране (рис. 1.2).
Статья: Дети-сироты. Мнения
(Кузнецова А., Перминова Е., Львова-Белова М., Войтюк С., Рыбальченко С., Телицына А., Чупракова А., Альшанская Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)Таким образом, даже обеспечение жильем детей-сирот, чье право на обеспечение жилым помещением уже наступило на 1 октября 2024 года, при текущих темпах и подходах к ликвидации задолженности займет более шести лет. При этом для обеспечения жильем 187,9 тыс. детей-сирот, исходя из норматива общей жилой площади в 33 кв. м на человека и показателя средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения на IV квартал 2024 года <4>, равного 109,002 тыс. рублей, потребуется единовременно почти 676,13 млрд рублей при общем консолидированном бюджете, израсходованном на эти цели в 2023 году в объеме 81,2 млрд рублей.
(Кузнецова А., Перминова Е., Львова-Белова М., Войтюк С., Рыбальченко С., Телицына А., Чупракова А., Альшанская Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)Таким образом, даже обеспечение жильем детей-сирот, чье право на обеспечение жилым помещением уже наступило на 1 октября 2024 года, при текущих темпах и подходах к ликвидации задолженности займет более шести лет. При этом для обеспечения жильем 187,9 тыс. детей-сирот, исходя из норматива общей жилой площади в 33 кв. м на человека и показателя средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения на IV квартал 2024 года <4>, равного 109,002 тыс. рублей, потребуется единовременно почти 676,13 млрд рублей при общем консолидированном бюджете, израсходованном на эти цели в 2023 году в объеме 81,2 млрд рублей.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;
(ред. от 31.07.2025)консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Так, консолидированный бюджет РФ составляет федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). Консолидированный бюджет не является правовым актом, его данные используются для расчета и анализа.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Так, консолидированный бюджет РФ составляет федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). Консолидированный бюджет не является правовым актом, его данные используются для расчета и анализа.
Статья: Евразийское экономическое пространство: налоговые риски государства и способы их устранения
(Андреева А.Н.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Для обоснования данного тезиса рассмотрим один из гипотетических примеров: российское юридическое лицо ООО "Купишуз", входящее в состав Lamoda Group, одной из крупнейших в России и СНГ онлайн-платформ по продаже товаров. Согласно данным, находящимся в открытом доступе, выручка компании за 2019 г. составила 35 млрд руб. <15> В среднем выручка от продажи иностранных товаров, облагаемых НДС, составляет 20 млрд руб. В случае если ООО "Купишуз" проводит смену бизнес-стратегии и переходит к заключению агентских договоров вместо договоров купли-продажи (выступая лишь посредником между иностранным поставщиком и конечным покупателем), у компании отсутствует необходимость уплачивать НДС (как у налогового агента). При этом потери консолидированного бюджета Российской Федерации только лишь от одного крупнейшего налогоплательщика составят более 4 млрд руб. Принимая во внимание тот факт, что в 2020 г. на фоне пандемии COVID-19 при сокращающемся объеме внешней торговли наблюдается рост внутреннего товарооборота стран ЕАЭС с января 2020 г. (примерно на 0,5 млн долл. США), последствия для бюджета России могут быть колоссальными.
(Андреева А.Н.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Для обоснования данного тезиса рассмотрим один из гипотетических примеров: российское юридическое лицо ООО "Купишуз", входящее в состав Lamoda Group, одной из крупнейших в России и СНГ онлайн-платформ по продаже товаров. Согласно данным, находящимся в открытом доступе, выручка компании за 2019 г. составила 35 млрд руб. <15> В среднем выручка от продажи иностранных товаров, облагаемых НДС, составляет 20 млрд руб. В случае если ООО "Купишуз" проводит смену бизнес-стратегии и переходит к заключению агентских договоров вместо договоров купли-продажи (выступая лишь посредником между иностранным поставщиком и конечным покупателем), у компании отсутствует необходимость уплачивать НДС (как у налогового агента). При этом потери консолидированного бюджета Российской Федерации только лишь от одного крупнейшего налогоплательщика составят более 4 млрд руб. Принимая во внимание тот факт, что в 2020 г. на фоне пандемии COVID-19 при сокращающемся объеме внешней торговли наблюдается рост внутреннего товарооборота стран ЕАЭС с января 2020 г. (примерно на 0,5 млн долл. США), последствия для бюджета России могут быть колоссальными.
Статья: Предпосылки и последствия введения налога с оборота: социально-экономический аспект
(Балынин И.В., Рагозин А.В., Грызенкова Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)В таблице представлены данные об объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2022 - 2023 годах. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что суммарная доля приведенных в таблице налогов составляет свыше 70 процентов от величины всего бюджета России (75,5 процента в 2022 году и 72,3 процента в 2023 году). Соответственно, именно эти налоги представляется целесообразным в первую очередь заменить на единый налог с оборота.
(Балынин И.В., Рагозин А.В., Грызенкова Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)В таблице представлены данные об объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2022 - 2023 годах. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что суммарная доля приведенных в таблице налогов составляет свыше 70 процентов от величины всего бюджета России (75,5 процента в 2022 году и 72,3 процента в 2023 году). Соответственно, именно эти налоги представляется целесообразным в первую очередь заменить на единый налог с оборота.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Статья: Изменение модели правового регулирования НДС в Российской Федерации (исследование практик государств БРИКС и инициатив отечественного законодателя)
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)В русле общеевропейского подхода следует снижение НДС с 20 до 15% <7>. Оно ведет к снижению поступления этого вида налога в консолидированный бюджет России в объеме 1 трлн руб. в год. В то же время реализация данной меры расширяет экономические возможности производственных предприятий, позволяя аккумулировать финансовые средства в целях обновления основных фондов и расширения выпуска. В законопроекте указано, что 1% снижения НДС приведет к ежегодному росту ВВП на 1% за счет увеличения суммы, остающейся в распоряжении предприятий.
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)В русле общеевропейского подхода следует снижение НДС с 20 до 15% <7>. Оно ведет к снижению поступления этого вида налога в консолидированный бюджет России в объеме 1 трлн руб. в год. В то же время реализация данной меры расширяет экономические возможности производственных предприятий, позволяя аккумулировать финансовые средства в целях обновления основных фондов и расширения выпуска. В законопроекте указано, что 1% снижения НДС приведет к ежегодному росту ВВП на 1% за счет увеличения суммы, остающейся в распоряжении предприятий.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Необходимо различать понятия бюджета и консолидированного бюджета. В соответствии со ст. 6 БК РФ консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированные бюджеты служат для анализа и расчетов.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Необходимо различать понятия бюджета и консолидированного бюджета. В соответствии со ст. 6 БК РФ консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированные бюджеты служат для анализа и расчетов.
Статья: Экологизация налоговой системы России: перенос налоговой нагрузки с труда на экологию
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Дополнительно отметим, что ресурс труда является основной налоговой базой для генерации доходов консолидированного бюджета России. С позиции наполнения бюджета снижать ставку НДФЛ для всех групп населения и всех видов доходов не имеет смысла, поскольку из года в год поступления в консолидированный бюджет России от этого налога растут, о чем свидетельствуют данные за 2018 - 2020 гг. (рис. 1) <8>. Так, в 2020 г., несмотря на то что общая сумма доходов федерального бюджета снизилась на 10,3%, а консолидированного и бюджетов государственных внебюджетных фондов - на 6,4% в сопоставимых ценах, доходы бюджетов от НДФЛ по сравнению с итогами 2019 г. возросли на 7,5%. На конец 2020 г. доля НДФЛ в доходах консолидированного бюджета России составила 28,2% (рис. 2). Поступления НДФЛ в целом сохранили тенденцию к выраженному росту, которая сложилась на протяжении последних лет. Так, если в 2016 - 2019 гг. поступления НДФЛ в бюджет росли в среднем за год на 9,5%, то в кризисном 2020 г. в целом по всем субъектам России рост поступлений НДФЛ составил 7,5% на фоне общего резкого снижения доходов, причиной которого стало падение налоговых поступлений, связанных с добычей и реализацией полезных ископаемых [16].
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Дополнительно отметим, что ресурс труда является основной налоговой базой для генерации доходов консолидированного бюджета России. С позиции наполнения бюджета снижать ставку НДФЛ для всех групп населения и всех видов доходов не имеет смысла, поскольку из года в год поступления в консолидированный бюджет России от этого налога растут, о чем свидетельствуют данные за 2018 - 2020 гг. (рис. 1) <8>. Так, в 2020 г., несмотря на то что общая сумма доходов федерального бюджета снизилась на 10,3%, а консолидированного и бюджетов государственных внебюджетных фондов - на 6,4% в сопоставимых ценах, доходы бюджетов от НДФЛ по сравнению с итогами 2019 г. возросли на 7,5%. На конец 2020 г. доля НДФЛ в доходах консолидированного бюджета России составила 28,2% (рис. 2). Поступления НДФЛ в целом сохранили тенденцию к выраженному росту, которая сложилась на протяжении последних лет. Так, если в 2016 - 2019 гг. поступления НДФЛ в бюджет росли в среднем за год на 9,5%, то в кризисном 2020 г. в целом по всем субъектам России рост поступлений НДФЛ составил 7,5% на фоне общего резкого снижения доходов, причиной которого стало падение налоговых поступлений, связанных с добычей и реализацией полезных ископаемых [16].
Готовое решение: Как заполнить и представить отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117)
(КонсультантПлюс, 2025)Финансовые органы ежемесячно формируют отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117). Этот отчет собирают на основании консолидированных отчетов по исполнению бюджета ГРБС, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета и ГлАД.
(КонсультантПлюс, 2025)Финансовые органы ежемесячно формируют отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117). Этот отчет собирают на основании консолидированных отчетов по исполнению бюджета ГРБС, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета и ГлАД.
Статья: Фискальные риски субъектов Российской Федерации
(Сабитова Н.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 2)Региональные и местные налоги - в основном это имущественные налоги, риски по ним, на наш взгляд, минимальные. Основным источником поступления налоговых доходов у субъектов РФ являются два федеральных налога - налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и налог на прибыль. По данным Федеральной налоговой службы (далее - ФНС) на 1 января 2021 г. (то есть по 2020 г.), удельный вес этих двух налоговых доходов составил 71,6% от поступивших налоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов РФ. При этом наибольшая доля в налоговых доходах бюджетов приходится на НДФЛ. Но с учетом особенностей экономики различных субъектов РФ структура их налоговых доходов будет отличаться. Для соответствующего анализа нами были взяты 10 промышленно развитых субъектов РФ, имеющих наибольшие значения налоговых доходов бюджетов (табл. 3).
(Сабитова Н.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 2)Региональные и местные налоги - в основном это имущественные налоги, риски по ним, на наш взгляд, минимальные. Основным источником поступления налоговых доходов у субъектов РФ являются два федеральных налога - налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и налог на прибыль. По данным Федеральной налоговой службы (далее - ФНС) на 1 января 2021 г. (то есть по 2020 г.), удельный вес этих двух налоговых доходов составил 71,6% от поступивших налоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов РФ. При этом наибольшая доля в налоговых доходах бюджетов приходится на НДФЛ. Но с учетом особенностей экономики различных субъектов РФ структура их налоговых доходов будет отличаться. Для соответствующего анализа нами были взяты 10 промышленно развитых субъектов РФ, имеющих наибольшие значения налоговых доходов бюджетов (табл. 3).