Консалтинговые услуги это
Подборка наиболее важных документов по запросу Консалтинговые услуги это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Организация заключила договор с физлицом на НПД (без статуса ИП) об оказании консультационных услуг. При этом физлицо на стоимость оказанных им услуг планирует приобрести у организации товар. Возникают ли у организации риски по НДФЛ и страховым взносам при оформлении взаимозачета либо отступного?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация заключила договор с физлицом на НПД (без статуса ИП) об оказании консультационных услуг. При этом физлицо на стоимость оказанных им услуг планирует приобрести у организации товар. Возникают ли у организации риски по НДФЛ и страховым взносам при оформлении взаимозачета либо отступного?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация заключила договор с физлицом на НПД (без статуса ИП) об оказании консультационных услуг. При этом физлицо на стоимость оказанных им услуг планирует приобрести у организации товар. Возникают ли у организации риски по НДФЛ и страховым взносам при оформлении взаимозачета либо отступного?
Статья: Совершенствование методики учета налога на добавленную стоимость в экономических субъектах ломбардной деятельности
(Кучеренко С.А., Сериков В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)На сегодняшний день деятельность ломбардов осуществляется на основании Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ [4]. Регулирование и надзор производит Банк России, он же ведет государственный реестр ломбардов. Согласно действующему законодательству осуществление ломбардной деятельности может вестись с применением исключительно общей системы налогообложения, из чего следует, что действующие ломбарды, находящиеся в реестре ЦБ, в обязательном порядке должны являться плательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Следует отметить, что согласно положениям Закона N 196-ФЗ под ломбардной деятельностью понимается предоставление гражданам краткосрочных займов под залог их движимого имущества и хранение имущества, переданного в залог, а также оказание информационных и консультационных услуг. Это позволяет говорить о том, что основной оборот ломбарда, обеспеченный доходом от процентов по займам и составляющий порядка 80 - 90% от удельного веса ломбардного оборота, не является объектом обложения НДС, что, в свою очередь, свидетельствует о целесообразности применения льготы по НДС в части оставшейся доли выручки, полученной по факту хранения имущества и оказания консультационных услуг. Это вытекает из п. 1 ст. 145 НК РФ, "организации... имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей" [2]. При незначительности объемов таких услуг субъект экономической деятельности, в том числе и предоставляющий услуги ломбарда, может быть освобожден от НДС. Подобная ситуация является типичной для большинства ломбардов, имеющих незначительные обороты от деятельности, сопутствующей финансовой. До внедрения Единого плана счетов при использовании положения п. 1 ст. 145 НК РФ в учете ломбарда сумма "входящего" НДС выделялась на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям". Де-факто такое выделение имело смысл только для мониторинга суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за три последовательных месяца: "исходящий" НДС не уменьшал показателей выручки в отчете о финансовых результатах, а "входящий" - полностью списывался на затраты, не увеличивая своими остатками сумму второго раздела бухгалтерского баланса. Если же ломбардная организация не применяла освобождение от НДС, то имела место необходимость раздельного учета операций с НДС и без него, где, посредством расчета, величина "входящего" НДС частично списывалась на затраты (в части деятельности, не облагаемой НДС), а частично принималась к вычету (в части деятельности, облагаемой НДС) в зависимости от выбранной в учетной политике базы распределения [7].
(Кучеренко С.А., Сериков В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)На сегодняшний день деятельность ломбардов осуществляется на основании Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ [4]. Регулирование и надзор производит Банк России, он же ведет государственный реестр ломбардов. Согласно действующему законодательству осуществление ломбардной деятельности может вестись с применением исключительно общей системы налогообложения, из чего следует, что действующие ломбарды, находящиеся в реестре ЦБ, в обязательном порядке должны являться плательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Следует отметить, что согласно положениям Закона N 196-ФЗ под ломбардной деятельностью понимается предоставление гражданам краткосрочных займов под залог их движимого имущества и хранение имущества, переданного в залог, а также оказание информационных и консультационных услуг. Это позволяет говорить о том, что основной оборот ломбарда, обеспеченный доходом от процентов по займам и составляющий порядка 80 - 90% от удельного веса ломбардного оборота, не является объектом обложения НДС, что, в свою очередь, свидетельствует о целесообразности применения льготы по НДС в части оставшейся доли выручки, полученной по факту хранения имущества и оказания консультационных услуг. Это вытекает из п. 1 ст. 145 НК РФ, "организации... имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей" [2]. При незначительности объемов таких услуг субъект экономической деятельности, в том числе и предоставляющий услуги ломбарда, может быть освобожден от НДС. Подобная ситуация является типичной для большинства ломбардов, имеющих незначительные обороты от деятельности, сопутствующей финансовой. До внедрения Единого плана счетов при использовании положения п. 1 ст. 145 НК РФ в учете ломбарда сумма "входящего" НДС выделялась на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям". Де-факто такое выделение имело смысл только для мониторинга суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за три последовательных месяца: "исходящий" НДС не уменьшал показателей выручки в отчете о финансовых результатах, а "входящий" - полностью списывался на затраты, не увеличивая своими остатками сумму второго раздела бухгалтерского баланса. Если же ломбардная организация не применяла освобождение от НДС, то имела место необходимость раздельного учета операций с НДС и без него, где, посредством расчета, величина "входящего" НДС частично списывалась на затраты (в части деятельности, не облагаемой НДС), а частично принималась к вычету (в части деятельности, облагаемой НДС) в зависимости от выбранной в учетной политике базы распределения [7].
Статья: Аудиторские услуги как вид консультационных услуг в условиях конкуренции: проблемы и перспективы правового регулирования
(Ефимцева Т.В., Мелентьева О.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)Статья посвящена некоторым проблемным аспектам, которые возникают перед теорией и практикой консультационной (консалтинговой) деятельности в условиях конкуренции на товарных рынках Российской Федерации. В частности, в ней на основе анализа законодательства, практики его применения и научной литературы раскрывается вопрос о соотношении понятий "консультационные услуги" и "аудиторские услуги", а также обосновывается вывод о том, что аудит не относится к консалтингу, поскольку аудит представляет собой контрольное мероприятие - проверку, но сопутствующие аудиту услуги - это вид консультационных услуг. Кроме того, в статье затрагивается проблема обеспечения надлежащего публичного финансового контроля, и в этой связи обращается внимание на то, что государственный финансовый контроль в СССР сыграл значительную роль в осуществлении экономической политики советской власти, а система контрольно-надзорных органов эффективно обеспечивала выполнение функции сохранности социалистической собственности и соблюдения порядка в финансово-хозяйственной деятельности. Исходя из этого, может быть, есть смысл и сегодня использовать наш прошлый опыт, тем более что он был вполне успешным.
(Ефимцева Т.В., Мелентьева О.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)Статья посвящена некоторым проблемным аспектам, которые возникают перед теорией и практикой консультационной (консалтинговой) деятельности в условиях конкуренции на товарных рынках Российской Федерации. В частности, в ней на основе анализа законодательства, практики его применения и научной литературы раскрывается вопрос о соотношении понятий "консультационные услуги" и "аудиторские услуги", а также обосновывается вывод о том, что аудит не относится к консалтингу, поскольку аудит представляет собой контрольное мероприятие - проверку, но сопутствующие аудиту услуги - это вид консультационных услуг. Кроме того, в статье затрагивается проблема обеспечения надлежащего публичного финансового контроля, и в этой связи обращается внимание на то, что государственный финансовый контроль в СССР сыграл значительную роль в осуществлении экономической политики советской власти, а система контрольно-надзорных органов эффективно обеспечивала выполнение функции сохранности социалистической собственности и соблюдения порядка в финансово-хозяйственной деятельности. Исходя из этого, может быть, есть смысл и сегодня использовать наш прошлый опыт, тем более что он был вполне успешным.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Обратите внимание! Консультационные услуги - это довольно абстрактное понятие, консультационные услуги могут оказываться в разных формах и в разных сферах деятельности. Поэтому простое указание в договоре на то, что его предметом является оказание консультационных услуг, без подробной расшифровки оказываемых услуг ни в самом договоре, ни в актах, подтверждающих оказание услуг, может привести к переквалификации налоговым органом этих услуг в "иные", у которых место реализации определяется по месту деятельности продавца.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Обратите внимание! Консультационные услуги - это довольно абстрактное понятие, консультационные услуги могут оказываться в разных формах и в разных сферах деятельности. Поэтому простое указание в договоре на то, что его предметом является оказание консультационных услуг, без подробной расшифровки оказываемых услуг ни в самом договоре, ни в актах, подтверждающих оказание услуг, может привести к переквалификации налоговым органом этих услуг в "иные", у которых место реализации определяется по месту деятельности продавца.
Готовое решение: НДС при оказании услуг по договору между резидентами России и Белоруссии
(КонсультантПлюс, 2025)по консультационным, юридическим, бухгалтерским, рекламным, дизайнерским, маркетинговым услугам - страна заказчика этих услуг. Например, если российская компания заказывает рекламу у белорусской компании, местом реализации услуг будет Россия. Если резидент одной страны покупает услугу, а потребляет ее филиал (представительство), который ведет деятельность и (или) находится в другой стране ЕАЭС, то место оказания услуг определяется по месту ведения деятельности (месту нахождения) этого филиала (представительства) (пп. 4 п. 29 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).
(КонсультантПлюс, 2025)по консультационным, юридическим, бухгалтерским, рекламным, дизайнерским, маркетинговым услугам - страна заказчика этих услуг. Например, если российская компания заказывает рекламу у белорусской компании, местом реализации услуг будет Россия. Если резидент одной страны покупает услугу, а потребляет ее филиал (представительство), который ведет деятельность и (или) находится в другой стране ЕАЭС, то место оказания услуг определяется по месту ведения деятельности (месту нахождения) этого филиала (представительства) (пп. 4 п. 29 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).
Готовое решение: Как облагаются НДС консультационные услуги с участием иностранной компании
(КонсультантПлюс, 2025)Однако если непосредственный получатель консультационных услуг - постоянное представительство иностранной компании в России, то эти услуги нужно облагать НДС. Ведь местом деятельности такого покупателя, а следовательно, и местом реализации услуг является территория РФ (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Однако если непосредственный получатель консультационных услуг - постоянное представительство иностранной компании в России, то эти услуги нужно облагать НДС. Ведь местом деятельности такого покупателя, а следовательно, и местом реализации услуг является территория РФ (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)В п. 2 Протокола содержится определение консультационных услуг: это услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)В п. 2 Протокола содержится определение консультационных услуг: это услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в том числе налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом.
"Коммерческие корпорации: виды и организационное устройство"
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)<1> Ходорковский зарегистрировался как индивидуальный предприниматель и в этом качестве заключил договоры на оказание консультационных услуг АО "НК ЮКОС". Однако он не смог подтвердить налоговым органам и следствию, какие именно консультационные услуги он оказал, и эти сделки были признаны мнимыми. Полученное по ним попало под признаки мошенничества в особо крупном размере.
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)<1> Ходорковский зарегистрировался как индивидуальный предприниматель и в этом качестве заключил договоры на оказание консультационных услуг АО "НК ЮКОС". Однако он не смог подтвердить налоговым органам и следствию, какие именно консультационные услуги он оказал, и эти сделки были признаны мнимыми. Полученное по ним попало под признаки мошенничества в особо крупном размере.
Статья: Актуальные вопросы обеспечения и управления качеством услуг аудиторских организаций
(Лосева Н.А., Глазкова Г.В.)
("Аудитор", 2023, N 1)Блок 1. Рынок аудиторских и консалтинговых услуг. Этот блок занимает ключевое место в управлении качеством услуг. Объясняется это тем, что весь процесс управления качеством имеет своей целью создание и реализацию услуг с такими свойствами, которые смогут удовлетворять определенные потребности. На рынке также определяется, насколько качество оказанных услуг соответствует его реальным потребностям.
(Лосева Н.А., Глазкова Г.В.)
("Аудитор", 2023, N 1)Блок 1. Рынок аудиторских и консалтинговых услуг. Этот блок занимает ключевое место в управлении качеством услуг. Объясняется это тем, что весь процесс управления качеством имеет своей целью создание и реализацию услуг с такими свойствами, которые смогут удовлетворять определенные потребности. На рынке также определяется, насколько качество оказанных услуг соответствует его реальным потребностям.
Готовое решение: НДС при оказании услуг между резидентами России и Казахстана
(КонсультантПлюс, 2025)по консультационным, юридическим, бухгалтерским, рекламным, дизайнерским, маркетинговым услугам - страна заказчика этих услуг (пп. 4 п. 29 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС в ред. Протокола от 31.03.2022, Письмо Минфина России от 17.08.2023 N 03-07-13/1/77649). Например, если российская компания оказывает рекламные услуги казахстанской компании, местом их реализации будет признаваться Казахстан. Если резидент одной страны покупает услугу, а потребляет ее филиал (представительство), который ведет деятельность и (или) находится в другой стране, то место оказания услуги определяется по месту ведения деятельности (месту нахождения) этого филиала (представительства).
(КонсультантПлюс, 2025)по консультационным, юридическим, бухгалтерским, рекламным, дизайнерским, маркетинговым услугам - страна заказчика этих услуг (пп. 4 п. 29 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС в ред. Протокола от 31.03.2022, Письмо Минфина России от 17.08.2023 N 03-07-13/1/77649). Например, если российская компания оказывает рекламные услуги казахстанской компании, местом их реализации будет признаваться Казахстан. Если резидент одной страны покупает услугу, а потребляет ее филиал (представительство), который ведет деятельность и (или) находится в другой стране, то место оказания услуги определяется по месту ведения деятельности (месту нахождения) этого филиала (представительства).