Конкурс на строительство
Подборка наиболее важных документов по запросу Конкурс на строительство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка строительного контроля по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...предметом открытого конкурса является строительный контроль заказчика (застройщика)... указанные работы... подпадают под действие пункта 32 Перечня [утв. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 - ред.]...
(КонсультантПлюс, 2025)...предметом открытого конкурса является строительный контроль заказчика (застройщика)... указанные работы... подпадают под действие пункта 32 Перечня [утв. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 - ред.]...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести открытую конкурентную закупку строительных работ по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Для закупки строительных работ по общему правилу вы можете проводить как электронный аукцион, так и электронный конкурс, поскольку эти работы не включены в аукционный Перечень. Если закупка проводится для нужд субъекта РФ, надо убедиться и в том, что строительных работ нет также в дополнительном перечне (устанавливает высший исполнительный орган субъекта РФ) (ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Для закупки строительных работ по общему правилу вы можете проводить как электронный аукцион, так и электронный конкурс, поскольку эти работы не включены в аукционный Перечень. Если закупка проводится для нужд субъекта РФ, надо убедиться и в том, что строительных работ нет также в дополнительном перечне (устанавливает высший исполнительный орган субъекта РФ) (ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (май 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. В другом примере Комиссия ФАС России в рамках проведения внеплановой проверки пришла к выводу о ненадлежащем установлении в Извещении о проведении Конкурса видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения иных лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. В другом примере Комиссия ФАС России в рамках проведения внеплановой проверки пришла к выводу о ненадлежащем установлении в Извещении о проведении Конкурса видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения иных лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 110.2. Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 110.2. Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства
<Письмо> Госстроя РФ от 26.10.2000 N СК-4781/6
"О подрядных конкурсах в строительстве"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О подрядных конкурсах в строительстве"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (июль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3. Заказчик при формировании порядка оценки заявок участников конкурса на выполнение работ по строительству должен установить вид и предмет договоров, соответствующих объекту закупки и принимаемых к оценке.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3. Заказчик при формировании порядка оценки заявок участников конкурса на выполнение работ по строительству должен установить вид и предмет договоров, соответствующих объекту закупки и принимаемых к оценке.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В случае наличия у застройщика объекта незавершенного строительства конкурсный управляющий (в ходе внешнего управления - внешний управляющий) обязан вынести на рассмотрение собрания участников строительства вопрос об обращении в суд с ходатайством о погашении требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок специализированному потребительскому кооперативу, например ЖСК, специально созданному для этого участниками строительства. Условия передачи участникам строительства объекта незавершенного строительства, а также требования, которым должен соответствовать создаваемый ими кооператив, определяются ст. 201.10 Закона о банкротстве. В этом случае права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок передаются кооперативу в качестве отступного по требованиям о передаче жилых помещений и денежным требованиям. Государственная регистрация перехода прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок к кооперативу осуществляется после государственной регистрации такого кооператива на основании заявления застройщика в лице арбитражного управляющего и определения суда о передаче объекта незавершенного строительства. С момента регистрации перехода прав к такому кооперативу переходят право собственности на объект незавершенного строительства и право собственности или права и обязанности арендатора в отношении земельного участка.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В случае наличия у застройщика объекта незавершенного строительства конкурсный управляющий (в ходе внешнего управления - внешний управляющий) обязан вынести на рассмотрение собрания участников строительства вопрос об обращении в суд с ходатайством о погашении требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок специализированному потребительскому кооперативу, например ЖСК, специально созданному для этого участниками строительства. Условия передачи участникам строительства объекта незавершенного строительства, а также требования, которым должен соответствовать создаваемый ими кооператив, определяются ст. 201.10 Закона о банкротстве. В этом случае права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок передаются кооперативу в качестве отступного по требованиям о передаче жилых помещений и денежным требованиям. Государственная регистрация перехода прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок к кооперативу осуществляется после государственной регистрации такого кооператива на основании заявления застройщика в лице арбитражного управляющего и определения суда о передаче объекта незавершенного строительства. С момента регистрации перехода прав к такому кооперативу переходят право собственности на объект незавершенного строительства и право собственности или права и обязанности арендатора в отношении земельного участка.
Готовое решение: Как составить договор поручения
(КонсультантПлюс, 2025)объявить публичный конкурс на лучшее проектное предложение по строительству торгового комплекса на участке доверителя по адресу __________;
(КонсультантПлюс, 2025)объявить публичный конкурс на лучшее проектное предложение по строительству торгового комплекса на участке доверителя по адресу __________;
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Заказчик при формировании порядка оценки заявок участников конкурса на выполнение работ по строительству должен устанавливать виды договоров, принимаемых к оценке по критерию "Квалификация участников закупки", с учетом особенностей, установленных разделом VI Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Заказчик при формировании порядка оценки заявок участников конкурса на выполнение работ по строительству должен устанавливать виды договоров, принимаемых к оценке по критерию "Квалификация участников закупки", с учетом особенностей, установленных разделом VI Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ситуация: Что делать дольщику в случае банкротства застройщика?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сведения о признании застройщика банкротом и об открытии конкурсного производства опубликовываются в официальном издании (газете "Коммерсантъ"), а также размещаются в Едином государственном реестре юридических лиц. В течение десяти календарных дней с даты утверждения конкурсного управляющего руководитель застройщика передает ему сведения обо всех участниках строительства. Конкурсный управляющий в пятидневный срок с даты получения вышеуказанных сведений уведомляет всех выявленных участников строительства (дольщиков) об открытии конкурсного производства, о возможности и сроках предъявления ими требований, а также публикует соответствующее уведомление в газете "Коммерсантъ" (п. 1 ст. 28, п. 1 ст. 128, п. 2.7 ст. 201.1, п. 2 ст. 201.4 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ; п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р; Информация ФНС России).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сведения о признании застройщика банкротом и об открытии конкурсного производства опубликовываются в официальном издании (газете "Коммерсантъ"), а также размещаются в Едином государственном реестре юридических лиц. В течение десяти календарных дней с даты утверждения конкурсного управляющего руководитель застройщика передает ему сведения обо всех участниках строительства. Конкурсный управляющий в пятидневный срок с даты получения вышеуказанных сведений уведомляет всех выявленных участников строительства (дольщиков) об открытии конкурсного производства, о возможности и сроках предъявления ими требований, а также публикует соответствующее уведомление в газете "Коммерсантъ" (п. 1 ст. 28, п. 1 ст. 128, п. 2.7 ст. 201.1, п. 2 ст. 201.4 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ; п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р; Информация ФНС России).
Вопрос: О возврате остатка аванса при расторжении госконтракта на строительство объекта капитального строительства с головным исполнителем, в отношении которого открыто конкурсное производство.
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-12-12/115075)Вопрос: О возврате остатка аванса при расторжении госконтракта на строительство объекта капитального строительства с головным исполнителем, в отношении которого открыто конкурсное производство.
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-12-12/115075)Вопрос: О возврате остатка аванса при расторжении госконтракта на строительство объекта капитального строительства с головным исполнителем, в отношении которого открыто конкурсное производство.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Наконец, сама современная организация строительной деятельности ("застройки") провоцирует появление различных недостатков и даже злоупотреблений. Традиционно сторонами этих отношений являлись заказчик, имеющий (или обеспечивающий) финансирование проектных и строительных работ, и подрядчик (генеральный подрядчик), обладающий необходимой строительной техникой и квалифицированными работниками (по крайней мере для осуществления "общестроительных работ"). Теперь же оба они заменены непонятной фигурой "застройщика", которым в соответствии с п. 16 ст. 1 ГрК РФ является лицо, каким-либо образом обеспечивающее проведение строительных, а также изыскательских и проектных работ с целью создания объекта капитального строительства. Такое лицо может не иметь (и зачастую не имеет) ни финансирования (т.е. не является заказчиком), ни строительной техники и квалифицированных работников (т.е. не является подрядчиком-исполнителем), но тем не менее каким-то образом выигрывает конкурс (торги) на право строительства объекта, после чего начинает искать финансирование (в том числе путем сбора наличных денег с граждан-"дольщиков") и нанимать для исполнения работ "соисполнителей" ("субподрядчиков"); оно также может получить "на основании соглашений полномочия государственного (муниципального) заказчика" (с соответствующим бюджетным финансированием). Фактически это "лицо" нередко представляет собой организацию с минимальным (т.е. обычно символическим) уставным капиталом (размер которого остался без увеличения в ходе реформы корпоративного права 2014 г.) и небольшим штатом руководителей и их помощников (либо даже просто "физическое лицо, действующее на профессиональной основе" и уполномоченное застройщиком в соответствии с п. 22 ст. 1 ГрК РФ, которое осуществляет функции "менеджера" ("технического заказчика"), заключающего необходимые договоры от имени "застройщика". Такая ситуация создает возможности для злоупотреблений, особенно финансовых (примером которых являются проблемы "обманутых дольщиков").
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Наконец, сама современная организация строительной деятельности ("застройки") провоцирует появление различных недостатков и даже злоупотреблений. Традиционно сторонами этих отношений являлись заказчик, имеющий (или обеспечивающий) финансирование проектных и строительных работ, и подрядчик (генеральный подрядчик), обладающий необходимой строительной техникой и квалифицированными работниками (по крайней мере для осуществления "общестроительных работ"). Теперь же оба они заменены непонятной фигурой "застройщика", которым в соответствии с п. 16 ст. 1 ГрК РФ является лицо, каким-либо образом обеспечивающее проведение строительных, а также изыскательских и проектных работ с целью создания объекта капитального строительства. Такое лицо может не иметь (и зачастую не имеет) ни финансирования (т.е. не является заказчиком), ни строительной техники и квалифицированных работников (т.е. не является подрядчиком-исполнителем), но тем не менее каким-то образом выигрывает конкурс (торги) на право строительства объекта, после чего начинает искать финансирование (в том числе путем сбора наличных денег с граждан-"дольщиков") и нанимать для исполнения работ "соисполнителей" ("субподрядчиков"); оно также может получить "на основании соглашений полномочия государственного (муниципального) заказчика" (с соответствующим бюджетным финансированием). Фактически это "лицо" нередко представляет собой организацию с минимальным (т.е. обычно символическим) уставным капиталом (размер которого остался без увеличения в ходе реформы корпоративного права 2014 г.) и небольшим штатом руководителей и их помощников (либо даже просто "физическое лицо, действующее на профессиональной основе" и уполномоченное застройщиком в соответствии с п. 22 ст. 1 ГрК РФ, которое осуществляет функции "менеджера" ("технического заказчика"), заключающего необходимые договоры от имени "застройщика". Такая ситуация создает возможности для злоупотреблений, особенно финансовых (примером которых являются проблемы "обманутых дольщиков").
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (март 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, наряду с опытом работ по строительству, реконструкции, ремонту автомобильной дороги, должен позволять оценивать опыт выполнения работ по сносу автомобильной дороги.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, наряду с опытом работ по строительству, реконструкции, ремонту автомобильной дороги, должен позволять оценивать опыт выполнения работ по сносу автомобильной дороги.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Однако сам по себе такой способ строительства уже предполагает более низкий объем изменений в связи с более тесным сотрудничеством подрядчика с проектировщиком и, соответственно, более низкий уровень превышений стоимости строительства в сравнении с классическим типом строительства "проектирование - конкурс - строительство" (Design-Bid-Build - DBB). При этом необходимо также учесть, что контракты EPC/EPCM, заключаемые в основной массе с паушальной суммой, реализуются быстрее, но и дороже приблизительно на 30z именно из-за принятых подрядчиком более высоких рисков.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Однако сам по себе такой способ строительства уже предполагает более низкий объем изменений в связи с более тесным сотрудничеством подрядчика с проектировщиком и, соответственно, более низкий уровень превышений стоимости строительства в сравнении с классическим типом строительства "проектирование - конкурс - строительство" (Design-Bid-Build - DBB). При этом необходимо также учесть, что контракты EPC/EPCM, заключаемые в основной массе с паушальной суммой, реализуются быстрее, но и дороже приблизительно на 30z именно из-за принятых подрядчиком более высоких рисков.