Конкурс как способ определения поставщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Конкурс как способ определения поставщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при осуществлении закупки вторым способом фактически происходит конкурсный способ определения поставщиков, что противоречит положениям пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о закупках, регламентирующим закупку у единственного поставщика, не предусматривающую выбор потенциальных поставщиков и их предложений.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при осуществлении закупки вторым способом фактически происходит конкурсный способ определения поставщиков, что противоречит положениям пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о закупках, регламентирующим закупку у единственного поставщика, не предусматривающую выбор потенциальных поставщиков и их предложений.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конкурс или аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Оспариваемым решением антимонопольного органа... ФГБУ... вменяется нарушение... выразившееся в неверном выборе способа определения поставщика: открытый конкурс вместо электронного аукциона.
(КонсультантПлюс, 2025)Оспариваемым решением антимонопольного органа... ФГБУ... вменяется нарушение... выразившееся в неверном выборе способа определения поставщика: открытый конкурс вместо электронного аукциона.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О закупках при наличии обязанности проведения конкурсов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством о контрактной системе.
(Письмо Минфина России от 28.12.2023 N 07-02-10/127144)Вопрос: О закупках при наличии обязанности проведения конкурсов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством о контрактной системе.
(Письмо Минфина России от 28.12.2023 N 07-02-10/127144)Вопрос: О закупках при наличии обязанности проведения конкурсов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Готовое решение: В каком порядке проводить закупку аудиторских услуг в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)если вы относитесь к заказчикам из ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности и проводите закупку обязательного аудита, выбирайте электронный конкурс в качестве способа определения поставщика. Остальные заказчики могут выбрать способ определения поставщика с учетом общих правил Закона N 44-ФЗ;
(КонсультантПлюс, 2025)если вы относитесь к заказчикам из ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности и проводите закупку обязательного аудита, выбирайте электронный конкурс в качестве способа определения поставщика. Остальные заказчики могут выбрать способ определения поставщика с учетом общих правил Закона N 44-ФЗ;
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)7. В случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 - 30, 34, 35 настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)7. В случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 - 30, 34, 35 настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статья: Механизм гражданско-правового регулирования возникновения договорных обязательств в цифровой среде
(Демин А.А.)
("Цивилист", 2023, N 2)К данному способу заключения договора относится заключение контракта для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулируется порядок заключения контракта посредством использования электронной площадки. Закон о контрактной системе определяет под электронной площадкой сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором реализуются конкурсные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также закупки товара у единственного поставщика в электронной форме <10>. Субъекты гражданского права допускаются к участию в закупке при условии их регистрации на электронной площадке с представлением всех необходимых документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым для участников закупки требованиям (идентификация лица). В течение пяти рабочих дней после проведения торгов победитель подписывает электронной цифровой подписью размещенный на электронной цифровой площадке проект контракта. Подписание контракта электронной цифровой подписью заказчиком приводит к заключению государственного или муниципального контракта.
(Демин А.А.)
("Цивилист", 2023, N 2)К данному способу заключения договора относится заключение контракта для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулируется порядок заключения контракта посредством использования электронной площадки. Закон о контрактной системе определяет под электронной площадкой сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором реализуются конкурсные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также закупки товара у единственного поставщика в электронной форме <10>. Субъекты гражданского права допускаются к участию в закупке при условии их регистрации на электронной площадке с представлением всех необходимых документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым для участников закупки требованиям (идентификация лица). В течение пяти рабочих дней после проведения торгов победитель подписывает электронной цифровой подписью размещенный на электронной цифровой площадке проект контракта. Подписание контракта электронной цифровой подписью заказчиком приводит к заключению государственного или муниципального контракта.
Готовое решение: Как проводить открытый конкурс в электронном виде для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Электронный конкурс является одним из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который проводится в электронной форме (ч. 3, 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Электронный конкурс является одним из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который проводится в электронной форме (ч. 3, 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Готовое решение: Как проводить закрытый конкурс для закупки по 223-ФЗ (в том числе в электронной форме)
(КонсультантПлюс, 2025)Закрытый конкурс является одним из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 3, 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Он позволяет выявить участника, чья заявка (окончательное предложение) соответствует требованиям документации и содержит лучшие условия исполнения договора (ч. 16 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). При выборе данного способа закупки для заказчика важна не только стоимость договора, но и другие его условия. Можно выявить лицо, которое, например, предлагает лучшие характеристики товара (работ, услуг).
(КонсультантПлюс, 2025)Закрытый конкурс является одним из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 3, 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Он позволяет выявить участника, чья заявка (окончательное предложение) соответствует требованиям документации и содержит лучшие условия исполнения договора (ч. 16 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). При выборе данного способа закупки для заказчика важна не только стоимость договора, но и другие его условия. Можно выявить лицо, которое, например, предлагает лучшие характеристики товара (работ, услуг).
Готовое решение: Как провести открытый электронный конкурс по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Электронный конкурс - один из открытых конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация о его проведении размещается в ЕИС и доступна неограниченному кругу лиц. Победителем электронного конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка которого на участие в закупке соответствует требованиям извещения (ч. 1, 2, 4 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Электронный конкурс - один из открытых конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация о его проведении размещается в ЕИС и доступна неограниченному кругу лиц. Победителем электронного конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка которого на участие в закупке соответствует требованиям извещения (ч. 1, 2, 4 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Конкурсы и аукционы могут проводиться по различным схемам - простым (обычным) без каких-либо ограничений и без усложнения процедур их проведения и, напротив, сложным, с какими-либо усложнениями и ограничениями. Например, конкурсы могут проводиться в два этапа: на первом этапе происходит предварительный предквалификационный отбор возможных участников закупок, на втором определяется победитель конкурса. Аукционы и конкурсы могут быть ограниченными по составу участников; такие аукционы и конкурсы называются закрытыми способами определения поставщиков-исполнителей. Аукционы могут проводиться в электронной форме; электронные аукционы проводятся специализированными фирмами, именуемыми в деловых кругах электронными площадками. При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров такие заказчики могут договориться о совместном проведении конкурса или аукциона на закупку товара одного вида. Условия совместного проведения конкурса или аукциона должны быть предусмотрены в соглашении заказчиков. Контракт с победителем/победителями совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком отдельно.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Конкурсы и аукционы могут проводиться по различным схемам - простым (обычным) без каких-либо ограничений и без усложнения процедур их проведения и, напротив, сложным, с какими-либо усложнениями и ограничениями. Например, конкурсы могут проводиться в два этапа: на первом этапе происходит предварительный предквалификационный отбор возможных участников закупок, на втором определяется победитель конкурса. Аукционы и конкурсы могут быть ограниченными по составу участников; такие аукционы и конкурсы называются закрытыми способами определения поставщиков-исполнителей. Аукционы могут проводиться в электронной форме; электронные аукционы проводятся специализированными фирмами, именуемыми в деловых кругах электронными площадками. При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров такие заказчики могут договориться о совместном проведении конкурса или аукциона на закупку товара одного вида. Условия совместного проведения конкурса или аукциона должны быть предусмотрены в соглашении заказчиков. Контракт с победителем/победителями совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком отдельно.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Согласно ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относятся конкурсы, аукционы и запрос котировок в электронной форме. Логично, что требования ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ в полной мере применимы к закупкам, проводимым с использованием указанных способов.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Согласно ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относятся конкурсы, аукционы и запрос котировок в электронной форме. Логично, что требования ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ в полной мере применимы к закупкам, проводимым с использованием указанных способов.
Готовое решение: Как проводить открытый конкурс для закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Открытый конкурс является одним из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который проводится в форме торгов (ч. 3, 3.1 ст. 3, ч. 16 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Он позволяет выявить участника, заявка которого соответствует требованиям документации и содержит лучшие условия исполнения договора (ч. 16 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Открытый конкурс является одним из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который проводится в форме торгов (ч. 3, 3.1 ст. 3, ч. 16 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Он позволяет выявить участника, заявка которого соответствует требованиям документации и содержит лучшие условия исполнения договора (ч. 16 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Статья: Особенности осуществления публичных закупок в условиях экстраординарных правовых режимов
(Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Приведенные принципы реализуются, в частности, через закрепление открытых конкурентных способов определения поставщика (конкурс, аукцион, запрос котировок) в качестве основных способов закупки. В свою очередь, проведение неконкурентных (закупка у единственного поставщика) и (или) закрытых процедур отбора контрагента рассматривается как исключение, применяемое в строго определенных законом случаях.
(Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Приведенные принципы реализуются, в частности, через закрепление открытых конкурентных способов определения поставщика (конкурс, аукцион, запрос котировок) в качестве основных способов закупки. В свою очередь, проведение неконкурентных (закупка у единственного поставщика) и (или) закрытых процедур отбора контрагента рассматривается как исключение, применяемое в строго определенных законом случаях.
Готовое решение: Как принять участие в открытом конкурсе в электронной форме по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Электронный конкурс является одним из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация о его проведении размещается в ЕИС, она доступна неограниченному кругу лиц. Победителем такого конкурса признается предложивший лучшие условия исполнения контракта участник, заявке которого присвоен первый номер. Условия оцениваются на основании критериев, указанных в извещении (ч. 2, 4 ст. 24, пп. "б" п. 1 ч. 3, пп. "б" п. 1 ч. 11, пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Электронный конкурс является одним из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация о его проведении размещается в ЕИС, она доступна неограниченному кругу лиц. Победителем такого конкурса признается предложивший лучшие условия исполнения контракта участник, заявке которого присвоен первый номер. Условия оцениваются на основании критериев, указанных в извещении (ч. 2, 4 ст. 24, пп. "б" п. 1 ч. 3, пп. "б" п. 1 ч. 11, пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).