Конкурентные способы закупки сро
Подборка наиболее важных документов по запросу Конкурентные способы закупки сро (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2024 N 09АП-50921/2024 по делу N А40-17275/2024
Категория: Споры об участии в юридическом лице.
Требования: О взыскании компенсационной выплаты за счет средств компенсационного фонда национального объединения саморегулируемой организации.
Обстоятельства: Установлено отсутствие у ответчика обязанности по возмещению спорных убытков.
Решение: Отказано.При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку Договор N РТС223А170092 в отношении НОСТРОЙ никаких прав и обязанностей не порождает, так как субсидиарная ответственность СРО в области строительства за их членов введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01.07.2017, то есть после заключения спорного договора от 11.04.2017, что в силу статьи 4 ГК РФ не позволяет распространить его действие на спорные правоотношения, связанные с обеспечением имущественной ответственности членов СРО по обязательствам, возникшим из договоров, заключенных с использованием конкурентных способов закупки.
Категория: Споры об участии в юридическом лице.
Требования: О взыскании компенсационной выплаты за счет средств компенсационного фонда национального объединения саморегулируемой организации.
Обстоятельства: Установлено отсутствие у ответчика обязанности по возмещению спорных убытков.
Решение: Отказано.При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку Договор N РТС223А170092 в отношении НОСТРОЙ никаких прав и обязанностей не порождает, так как субсидиарная ответственность СРО в области строительства за их членов введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01.07.2017, то есть после заключения спорного договора от 11.04.2017, что в силу статьи 4 ГК РФ не позволяет распространить его действие на спорные правоотношения, связанные с обеспечением имущественной ответственности членов СРО по обязательствам, возникшим из договоров, заключенных с использованием конкурентных способов закупки.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 55.16 "Компенсационные фонды саморегулируемой организации" Градостроительного кодекса РФ"Из системного толкования статей 55.8, 55.16 ГрК РФ следует, что компенсационный фонд возмещения вреда формируется СРО в обязательном порядке, размер взноса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения, а компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса которого зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом СРО с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)У организаторов конкурентных процедур по Закону N 44-ФЗ (т.е. у заказчиков) может сложиться впечатление, что единственным требованием, которое они должны предъявлять к участникам закупок строительных работ на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, является требование о наличии у них взноса в КФ ОДО, соответствующего уровню ответственности, необходимому для заключения контракта по результатам проводимой заказчиком конкурентной процедуры. Ведь это фонд, который специально формируется, чтобы обеспечить исполнение членами СРО обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов закупок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ). Наличие взноса в КФ ВВ как бы презюмируется: если бы его не было, организация в принципе не смогла бы вступить в ряды членов СРО.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)У организаторов конкурентных процедур по Закону N 44-ФЗ (т.е. у заказчиков) может сложиться впечатление, что единственным требованием, которое они должны предъявлять к участникам закупок строительных работ на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, является требование о наличии у них взноса в КФ ОДО, соответствующего уровню ответственности, необходимому для заключения контракта по результатам проводимой заказчиком конкурентной процедуры. Ведь это фонд, который специально формируется, чтобы обеспечить исполнение членами СРО обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов закупок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ). Наличие взноса в КФ ВВ как бы презюмируется: если бы его не было, организация в принципе не смогла бы вступить в ряды членов СРО.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (ноябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Участник закупки - член СРО имеет право осуществлять строительство по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Участник закупки - член СРО имеет право осуществлять строительство по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3) обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов заключения договоров).
(ред. от 31.07.2025)3) обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов заключения договоров).
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"11.1. Некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, при наличии заявления члена такой некоммерческой организации о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным, обязана использовать доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного до 4 июля 2016 года, и размещенные на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в качестве взноса (части взноса) члена такой некоммерческой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств пропорционально размеру ранее внесенного им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"11.1. Некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, при наличии заявления члена такой некоммерческой организации о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным, обязана использовать доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного до 4 июля 2016 года, и размещенные на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в качестве взноса (части взноса) члена такой некоммерческой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств пропорционально размеру ранее внесенного им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Статья: Правовые проблемы формирования конкурентной среды в строительстве
(Макаров О.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Статья 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) <4> знает такое понятие, как конкурентные способы заключения договоров. По неясному стечению обстоятельств к ним отнесены договоры подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоры строительного подряда во всех случаях, когда источники права предусматривают обязательность организации и проведения торгов в тех или иных формах (контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения публичных нужд, закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и вообще в любом случае, установленном источниками права). Смысл применения конкурентных способов заключения договоров в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта недвижимости заключается в том, что в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения возможна субсидиарная ответственность соответствующей саморегулируемой организации или национального объединения саморегулируемых организаций.
(Макаров О.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Статья 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) <4> знает такое понятие, как конкурентные способы заключения договоров. По неясному стечению обстоятельств к ним отнесены договоры подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договоры строительного подряда во всех случаях, когда источники права предусматривают обязательность организации и проведения торгов в тех или иных формах (контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения публичных нужд, закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и вообще в любом случае, установленном источниками права). Смысл применения конкурентных способов заключения договоров в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта недвижимости заключается в том, что в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения возможна субсидиарная ответственность соответствующей саморегулируемой организации или национального объединения саморегулируемых организаций.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (март 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Конкурсной документацией установлены требования к участникам Конкурса, в том числе: "Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также должен: иметь право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Конкурсной документацией установлены требования к участникам Конкурса, в том числе: "Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также должен: иметь право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
Вопрос: Об отдельных вопросах, связанных с закупками для государственных (муниципальных) нужд.
(Письмо Минфина России от 14.09.2023 N 24-06-06/87998)уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам (первый, второй, третий, четвертый или пятый), определяемый в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ, по договорам подряда на выполнение соответствующих работ, заключенным с использованием конкурентных способов, в соответствии с которыми указанным членом саморегулируемой организации внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
(Письмо Минфина России от 14.09.2023 N 24-06-06/87998)уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам (первый, второй, третий, четвертый или пятый), определяемый в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ, по договорам подряда на выполнение соответствующих работ, заключенным с использованием конкурентных способов, в соответствии с которыми указанным членом саморегулируемой организации внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (март 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 14 информационной карты Конкурсной документации к участникам закупки предъявляется требование о наличии членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 14 информационной карты Конкурсной документации к участникам закупки предъявляется требование о наличии членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
"Анализ практики проведения внеплановых проверок действий заказчиков при осуществлении закупок на соответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (апрель 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пунктом 29 Конкурсной документации установлено следующее требование к участникам закупки: "Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пунктом 29 Конкурсной документации установлено следующее требование к участникам закупки: "Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств".
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Согласно пункту 11 информационной карты Конкурсной документации установлено в том числе следующее требование к участникам закупки: "Участник должен быть членом СРО в области "работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем" (в соответствии с п. 32 Приказа от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства). СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ, совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, в составе заявки участник должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Согласно пункту 11 информационной карты Конкурсной документации установлено в том числе следующее требование к участникам закупки: "Участник должен быть членом СРО в области "работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем" (в соответствии с п. 32 Приказа от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства). СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ, совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, в составе заявки участник должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86".
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Фонд возмещения вреда следует отличать от компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в первую очередь по целям, которые преследуются при их формировании. Фонд обеспечения договорных обязательств дополнительно формируется СРО с целью обеспечения ответственности ее членов по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и наличие в закупочной документации требований к такому фонду не исключает обязанность заказчика предусмотреть в ней и требования к компенсационному фонду возмещения вреда в соответствии с положениями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Фонд возмещения вреда следует отличать от компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в первую очередь по целям, которые преследуются при их формировании. Фонд обеспечения договорных обязательств дополнительно формируется СРО с целью обеспечения ответственности ее членов по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и наличие в закупочной документации требований к такому фонду не исключает обязанность заказчика предусмотреть в ней и требования к компенсационному фонду возмещения вреда в соответствии с положениями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (июнь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пунктом 17 информационной карты документации об Аукционе установлено в том числе следующее требование к участникам закупки: "участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Соответствие требованиям подтверждается действующей выпиской из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации". Саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Указанные требования не распространяются на случаи, предусмотренные частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пунктом 17 информационной карты документации об Аукционе установлено в том числе следующее требование к участникам закупки: "участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Соответствие требованиям подтверждается действующей выпиской из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации". Саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Указанные требования не распространяются на случаи, предусмотренные частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (октябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. В ФАС России поступила жалоба Заявителя, согласно которой Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлено неправомерное требование о представлении участниками закупки в составе заявки выписки из реестра СРО.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. В ФАС России поступила жалоба Заявителя, согласно которой Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлено неправомерное требование о представлении участниками закупки в составе заявки выписки из реестра СРО.