Конкурентное право в схемах
Подборка наиболее важных документов по запросу Конкурентное право в схемах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.36 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации" ЗК РФ"Из системного анализа положений Закона о торговой деятельности, статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 года N 402 следует, что законность нахождения НТО должна подтверждаться схемой размещения НТО и соответствующим договором на право размещения НТО, заключенным с применением определенной конкурентной процедуры или без таковой в случаях, определенных в нормативном акте, отсутствие которых означает нарушение законодательных норм, предусматривающих ответственность за такое нарушение."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 10 "Особенности размещения нестационарных торговых объектов" Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации""Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ, ст. 10 Закона N 381-ФЗ, содержащие порядок размещения НТО, отклоняется судом, поскольку, как уже установлено судом, земельный участок, на котором располагается спорный НТО, предоставлен МАУК "ЕЦПКиО им. В.В. Маяковского" в постоянное (бессрочное) пользование, то есть обременен правами третьих лиц, поэтому порядок разработки и утверждения Схем размещения НТО, а равно само размещение на нем НТО, в силу прямого указания абз. 9 подп. 2 п. 16, п. 26 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области 27.04.2017 N 295-ПП, не могут регулироваться данным порядком. При этом конкурентные процедуры при заключении агентского договора МАУК "ЕЦПКиО им. В.В. Маяковского" соблюдены."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Учебники для студентов""Конкурентное право в таблицах и схемах: Учебное пособие"
Статья: О развитии регуляторных норм функционирования (деятельности) экосистем на рынке финансовых услуг
(Ларионова И.В., Мешкова Е.И.)
("Банковское право", 2025, N 1)Наличие как позитивных, так и негативных сторон активного развития экосистем на рынке финансовых услуг ставит вопрос о целесообразности и направлениях регулирования возникающих рисков. Специального регулирования экосистем на финансовом рынке в настоящее время не существует, вопрос относится к числу наиболее дискуссионных. На наш взгляд, в условиях российских реалий целесообразно использовать комбинированный подход: на законодательном уровне определить основы функционирования экосистем, сформировав базу для последующей оценки их развития, а кроме того, дополнить уже существующее законодательство по таким направлениям, как конкуренция, права потребителей, сохранность персональных данных, финансовая устойчивость участников. Предлагаемая схема регулирования рисков экосистем на рынке финансовых услуг определена на рис. 2.
(Ларионова И.В., Мешкова Е.И.)
("Банковское право", 2025, N 1)Наличие как позитивных, так и негативных сторон активного развития экосистем на рынке финансовых услуг ставит вопрос о целесообразности и направлениях регулирования возникающих рисков. Специального регулирования экосистем на финансовом рынке в настоящее время не существует, вопрос относится к числу наиболее дискуссионных. На наш взгляд, в условиях российских реалий целесообразно использовать комбинированный подход: на законодательном уровне определить основы функционирования экосистем, сформировав базу для последующей оценки их развития, а кроме того, дополнить уже существующее законодательство по таким направлениям, как конкуренция, права потребителей, сохранность персональных данных, финансовая устойчивость участников. Предлагаемая схема регулирования рисков экосистем на рынке финансовых услуг определена на рис. 2.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)- введение параллельно обязанности уплачивать НДС при повышении порога выручки - 60 млн рублей (с целью создания условий равной конкуренции между разными экономическими субъектами, снижения интереса к выстраиванию схем от ухода из-под налогообложения путем дробления бизнеса):
(разработаны Минфином России)- введение параллельно обязанности уплачивать НДС при повышении порога выручки - 60 млн рублей (с целью создания условий равной конкуренции между разными экономическими субъектами, снижения интереса к выстраиванию схем от ухода из-под налогообложения путем дробления бизнеса):
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 06.02.2020 N АПЛ19-525
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 23.10.2019 N АКПИ19-623, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 17, 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156>Общество с ограниченной ответственностью "Красноярская рециклинговая компания" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 17, 18 Правил, указав, что они не соответствующих пунктам 1, 10 статьи 24.6, пунктам 1, 2, 4, 6 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) в той мере, в которой они допускают возможность самостоятельной ликвидации собственниками земельных участков мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов без заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого находятся данные земельные участки, договора на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Полагает, что оспариваемые нормы Правил допускают организацию потоков твердых коммунальных отходов от мест их несанкционированного размещения до объектов их размещения, обработки, обезвреживания, захоронения, не соответствующих территориальной схеме обращения с отходами субъекта Российской Федерации, что противоречит основной цели введенного законодателем правового регулирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края и осуществляет соответствующую деятельность. По мнению административного истца, оспариваемые положения Правил позволяют собственникам земельных участков, находящихся в территориальной зоне деятельности Общества как регионального оператора, не заключать с ним договоры об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусматривающие ликвидацию мест их несанкционированного размещения. На практике места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов часто располагаются на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности. При этом органы местного самоуправления, руководствуясь оспариваемыми пунктами Правил, по итогам проведенных конкурентных процедур закупок заключают длящиеся договоры об оказании услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с лицами, не являющимися региональными операторами по обращению с ними. Это приводит к организации регулярных потоков твердых коммунальных отходов, не соответствующих территориальным схемам обращения с отходами субъектов Российской Федерации. Общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным электронного аукциона на право заключения контракта об оказании услуг по сбору и транспортировке отходов с несанкционированных свалок, находящихся на территории Октябрьского района г. Красноярска, с участником, не обладающим статусом регионального оператора в территориальной зоне, включающей указанный район, а также заключенного по его итогам договора. Однако решение по данному делу судом не принято. Считает, что Правила должны содержать для собственников земельных участков обязанность ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов исключительно путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 23.10.2019 N АКПИ19-623, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 17, 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156>Общество с ограниченной ответственностью "Красноярская рециклинговая компания" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 17, 18 Правил, указав, что они не соответствующих пунктам 1, 10 статьи 24.6, пунктам 1, 2, 4, 6 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) в той мере, в которой они допускают возможность самостоятельной ликвидации собственниками земельных участков мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов без заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого находятся данные земельные участки, договора на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Полагает, что оспариваемые нормы Правил допускают организацию потоков твердых коммунальных отходов от мест их несанкционированного размещения до объектов их размещения, обработки, обезвреживания, захоронения, не соответствующих территориальной схеме обращения с отходами субъекта Российской Федерации, что противоречит основной цели введенного законодателем правового регулирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края и осуществляет соответствующую деятельность. По мнению административного истца, оспариваемые положения Правил позволяют собственникам земельных участков, находящихся в территориальной зоне деятельности Общества как регионального оператора, не заключать с ним договоры об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусматривающие ликвидацию мест их несанкционированного размещения. На практике места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов часто располагаются на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности. При этом органы местного самоуправления, руководствуясь оспариваемыми пунктами Правил, по итогам проведенных конкурентных процедур закупок заключают длящиеся договоры об оказании услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с лицами, не являющимися региональными операторами по обращению с ними. Это приводит к организации регулярных потоков твердых коммунальных отходов, не соответствующих территориальным схемам обращения с отходами субъектов Российской Федерации. Общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным электронного аукциона на право заключения контракта об оказании услуг по сбору и транспортировке отходов с несанкционированных свалок, находящихся на территории Октябрьского района г. Красноярска, с участником, не обладающим статусом регионального оператора в территориальной зоне, включающей указанный район, а также заключенного по его итогам договора. Однако решение по данному делу судом не принято. Считает, что Правила должны содержать для собственников земельных участков обязанность ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов исключительно путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
"Момент заключения договора в российском гражданском праве: монография"
(Танага А.Н.)
("Проспект", 2023)До включения в гражданское законодательство генерального требования добросовестности, предъявляемого к любого рода гражданско-правовой активности, незаключенность и недействительность служили не столько средствами защиты нарушенных прав, сколько средствами недобросовестной конкурентной борьбы и всякого рода мошеннических схем. В настоящее время принцип эстоппель, требующий непротиворечивого поведения в обороте и запрещающий обратное, не позволяет стороне, принявшей от другой стороны исполнение обязательства или иным образом подтвердившей действие договора, требовать признания договора незаключенным (п. 3 ст. 432 ГК РФ).
(Танага А.Н.)
("Проспект", 2023)До включения в гражданское законодательство генерального требования добросовестности, предъявляемого к любого рода гражданско-правовой активности, незаключенность и недействительность служили не столько средствами защиты нарушенных прав, сколько средствами недобросовестной конкурентной борьбы и всякого рода мошеннических схем. В настоящее время принцип эстоппель, требующий непротиворечивого поведения в обороте и запрещающий обратное, не позволяет стороне, принявшей от другой стороны исполнение обязательства или иным образом подтвердившей действие договора, требовать признания договора незаключенным (п. 3 ст. 432 ГК РФ).
Статья: Судебная доктрина налоговой выгоды нуждается в новой формализации
(Воложбенская Д.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)При этом каждое налогообязанное лицо вправе правомерно и добросовестно оптимизировать свои налоговые обязательства. Однако свобода устраивать свои дела, минимизируя налоговые обязательства, исключает право на искажение смысла налоговых норм и попытки обойти закон, выстраивая искусственные налоговые схемы, пусть формально и соответствующие букве закона. Никому не дозволено снижать налоговую нагрузку, злоупотребляя субъективными правами и законными интересами. Ведь уклонение от налогообложения путем совершения действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, приводит не только к угрозам публичным интересам в виде полновесного формирования бюджетных доходов, но и нарушает принципы справедливой рыночной конкуренции, приводя к возникновению у налогообязанных лиц неоправданного преимущества в сравнении с другими рыночными игроками.
(Воложбенская Д.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)При этом каждое налогообязанное лицо вправе правомерно и добросовестно оптимизировать свои налоговые обязательства. Однако свобода устраивать свои дела, минимизируя налоговые обязательства, исключает право на искажение смысла налоговых норм и попытки обойти закон, выстраивая искусственные налоговые схемы, пусть формально и соответствующие букве закона. Никому не дозволено снижать налоговую нагрузку, злоупотребляя субъективными правами и законными интересами. Ведь уклонение от налогообложения путем совершения действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, приводит не только к угрозам публичным интересам в виде полновесного формирования бюджетных доходов, но и нарушает принципы справедливой рыночной конкуренции, приводя к возникновению у налогообязанных лиц неоправданного преимущества в сравнении с другими рыночными игроками.
Статья: К вопросу об уплате алиментов по соглашению и в порядке приказного производства как инструмента уклонения от кредиторских требований
(Халилов Д.И.)
("Мировой судья", 2023, N 1)Современное общество основывается на рыночном механизме со всеми вытекающими последствиями. Совокупное количество людей, имеющих кредит или заем на II квартал 2022 г., составило 42,1 млн человек (29% от численности постоянного населения) <1>. Сложившийся деловой обычай поголовной выдачи кредитов продиктован нежеланием терять потенциальных заемщиков, которые в случае отказа могут получить заемные средства у банков-конкурентов. В силу указанных факторов, а также добавляющегося падения уровня жизни и доходов населения граждане - сами либо при помощи юристов - вырабатывают схемы уклонения от долговых обязательств, пользуясь существующими пробелами в праве и коллизией между декларированными правами и ужасающей действительностью их применения.
(Халилов Д.И.)
("Мировой судья", 2023, N 1)Современное общество основывается на рыночном механизме со всеми вытекающими последствиями. Совокупное количество людей, имеющих кредит или заем на II квартал 2022 г., составило 42,1 млн человек (29% от численности постоянного населения) <1>. Сложившийся деловой обычай поголовной выдачи кредитов продиктован нежеланием терять потенциальных заемщиков, которые в случае отказа могут получить заемные средства у банков-конкурентов. В силу указанных факторов, а также добавляющегося падения уровня жизни и доходов населения граждане - сами либо при помощи юристов - вырабатывают схемы уклонения от долговых обязательств, пользуясь существующими пробелами в праве и коллизией между декларированными правами и ужасающей действительностью их применения.
Статья: Право как обязанность: корпоративно-управленческий аспект. Часть 1
(Осипенко О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)18. Осипенко О.В. О перспективах развития теории и практики корпоративного управления в Российской Федерации // Современная конкуренция. 2020. N 3 (79).
(Осипенко О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 2)18. Осипенко О.В. О перспективах развития теории и практики корпоративного управления в Российской Федерации // Современная конкуренция. 2020. N 3 (79).
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Результаты нашего исследования свидетельствуют и подтверждают факт регулирования публичных закупок нормами финансового, административного и гражданского права (см. схему 1).
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Результаты нашего исследования свидетельствуют и подтверждают факт регулирования публичных закупок нормами финансового, административного и гражданского права (см. схему 1).
Статья: Картельное соглашение и номинальное участие в торгах
(Есаков Г.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 12)Например, при первой схеме ("недостаточно связанных субъектов") как минимум возникают сложности с субъектным составом привлекаемых к ответственности. И ст. 14.32 КоАП РФ, и ст. 178 УК РФ построены по модели так называемого необходимого соучастия. Эта конструкция (которая в уголовном праве также используется в случаях дачи и получения взятки, коммерческого подкупа и ряде иных составов) означает, что в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) с разных сторон такого картеля (т.е. действуя от имени разных юридических лиц) принимают участие минимум два лица. Данная правовая позиция в целом подтверждена в Определении Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 12.04.2010 по делам N 46-О10-26сп, 46-О10-27сп, которым из-за совершения преступления только одним лицом уголовное дело по ст. 178 УК РФ было прекращено ввиду отсутствия состава преступления. При привлечении к уголовной ответственности одно из таких лиц может быть, например, освобождено от нее по нереабилитирующему основанию (т.е. не требуется обязательное осуждение всех лиц, заключивших картель), однако наличие как минимум двух физических лиц обязательно.
(Есаков Г.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 12)Например, при первой схеме ("недостаточно связанных субъектов") как минимум возникают сложности с субъектным составом привлекаемых к ответственности. И ст. 14.32 КоАП РФ, и ст. 178 УК РФ построены по модели так называемого необходимого соучастия. Эта конструкция (которая в уголовном праве также используется в случаях дачи и получения взятки, коммерческого подкупа и ряде иных составов) означает, что в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) с разных сторон такого картеля (т.е. действуя от имени разных юридических лиц) принимают участие минимум два лица. Данная правовая позиция в целом подтверждена в Определении Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 12.04.2010 по делам N 46-О10-26сп, 46-О10-27сп, которым из-за совершения преступления только одним лицом уголовное дело по ст. 178 УК РФ было прекращено ввиду отсутствия состава преступления. При привлечении к уголовной ответственности одно из таких лиц может быть, например, освобождено от нее по нереабилитирующему основанию (т.е. не требуется обязательное осуждение всех лиц, заключивших картель), однако наличие как минимум двух физических лиц обязательно.
Статья: О правовом регулировании товарного знака
(Шеншин В.М.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)С принятием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N 10 судебная практика в отношении использования товарных знаков в ключевых словах изменилась. Теперь суды и Федеральная антимонопольная служба признают такое использование нарушением, так как с принятием указанного Постановления Пленума нарушение исключительных прав на товарный знак может повлечь ответственность за недобросовестную конкуренцию <9>.
(Шеншин В.М.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)С принятием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N 10 судебная практика в отношении использования товарных знаков в ключевых словах изменилась. Теперь суды и Федеральная антимонопольная служба признают такое использование нарушением, так как с принятием указанного Постановления Пленума нарушение исключительных прав на товарный знак может повлечь ответственность за недобросовестную конкуренцию <9>.
Статья: Аукционный робот: расширение человеческих возможностей или злоупотребление правом?
(Звонова А.А.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 2)Реализация схем недобросовестного поведения на торгах посредством использования аукционных роботов. По мнению О.А. Беляевой, предпосылкой появления электронных аукционов стала борьба со сговорами на торгах <11>. Однако сейчас технические средства позволяют реализовывать схемы сговоров и на электронных торгах, обходя требования закона.
(Звонова А.А.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 2)Реализация схем недобросовестного поведения на торгах посредством использования аукционных роботов. По мнению О.А. Беляевой, предпосылкой появления электронных аукционов стала борьба со сговорами на торгах <11>. Однако сейчас технические средства позволяют реализовывать схемы сговоров и на электронных торгах, обходя требования закона.
"Судебное признание в цивилистическом процессе: теоретические проблемы: монография"
(Тряпочкин Н.А.)
("Статут", 2024)Этот случай конкуренции, на наш взгляд, мало чем отличается от двух первых, поскольку общая схема, когда два спорящих лица договариваются о фактах прошлого для целей разрешения их личного спора, по сути остается той же. В связи с этим полагаем, что сформулированное нами правило о праве третьего лица оспаривать факты, содержащиеся в признании, в случае, когда такое признание было судом проигнорировано, может применяться и здесь. Вся разница между проанализированными примерами состоит лишь в том, что признание, затрагивающее интересы третьего лица, не существует само по себе, а включено в состав соглашения по фактическим обстоятельствам дела.
(Тряпочкин Н.А.)
("Статут", 2024)Этот случай конкуренции, на наш взгляд, мало чем отличается от двух первых, поскольку общая схема, когда два спорящих лица договариваются о фактах прошлого для целей разрешения их личного спора, по сути остается той же. В связи с этим полагаем, что сформулированное нами правило о праве третьего лица оспаривать факты, содержащиеся в признании, в случае, когда такое признание было судом проигнорировано, может применяться и здесь. Вся разница между проанализированными примерами состоит лишь в том, что признание, затрагивающее интересы третьего лица, не существует само по себе, а включено в состав соглашения по фактическим обстоятельствам дела.
"Военно-техническое сотрудничество: правовые вопросы: учебник для магистратуры"
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(Кудашкин В.В.)
(под общ. ред. С.В. Чемезова)
("Проспект", 2022)недопустимости конкуренции субъектов военно-технического сотрудничества на внешнем рынке и недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке - схема 4.29
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(Кудашкин В.В.)
(под общ. ред. С.В. Чемезова)
("Проспект", 2022)недопустимости конкуренции субъектов военно-технического сотрудничества на внешнем рынке и недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке - схема 4.29