Конфликт интересов в унитарном предприятии
Подборка наиболее важных документов по запросу Конфликт интересов в унитарном предприятии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Конфликт интересов на муниципальной службе
(КонсультантПлюс, 2025)"...прокурор Республики... обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения... комиссии Совета народных депутатов муниципального образования... по урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности (далее - Комиссия), об отсутствии конфликта интересов в действиях депутата А.
(КонсультантПлюс, 2025)"...прокурор Республики... обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения... комиссии Совета народных депутатов муниципального образования... по урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности (далее - Комиссия), об отсутствии конфликта интересов в действиях депутата А.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О привлечении к субсидиарной ответственности публично-правовых образований по обязательствам их предприятий и учреждений
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Также интересна позиция А.В. Егорова <22>. Так, комментируя Постановление Президиума ВАС РФ от 2 февраля 2010 года N 12566/09, автор подчеркнул, что считает такие вещные права, как право хозяйственного ведения и право оперативного управления, анахронизмом, пережитком советского прошлого, и потому все конфликты между интересами собственника имущества унитарного предприятия и его кредиторами должны решаться в пользу последних.
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Также интересна позиция А.В. Егорова <22>. Так, комментируя Постановление Президиума ВАС РФ от 2 февраля 2010 года N 12566/09, автор подчеркнул, что считает такие вещные права, как право хозяйственного ведения и право оперативного управления, анахронизмом, пережитком советского прошлого, и потому все конфликты между интересами собственника имущества унитарного предприятия и его кредиторами должны решаться в пользу последних.
Готовое решение: Как сдать в аренду имущество (в том числе недвижимое), находящееся в государственной или муниципальной собственности и оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)Для казенных предприятий крупной будет сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанных с прямым либо косвенным приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, цена или балансовая стоимость которого превышает 10% балансовой стоимости активов казенного предприятия. Балансовая стоимость активов определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия на последнюю отчетную дату. Иное может быть установлено федеральными законами или правовыми актами, принятыми в соответствии с ними (п. п. 1, 2 ст. 23 Закона об унитарных предприятиях). Сделкой с заинтересованностью (конфликтом интересов) договор аренды будет считаться, если руководство арендодателя связано с руководством арендатора семейными, трудовыми или корпоративными отношениями. На это указано в п. 1 ст. 27 Закона о некоммерческих организациях, ст. 16 Закона об автономных учреждениях, п. 1 ст. 22 Закона об унитарных предприятиях.
(КонсультантПлюс, 2025)Для казенных предприятий крупной будет сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанных с прямым либо косвенным приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, цена или балансовая стоимость которого превышает 10% балансовой стоимости активов казенного предприятия. Балансовая стоимость активов определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия на последнюю отчетную дату. Иное может быть установлено федеральными законами или правовыми актами, принятыми в соответствии с ними (п. п. 1, 2 ст. 23 Закона об унитарных предприятиях). Сделкой с заинтересованностью (конфликтом интересов) договор аренды будет считаться, если руководство арендодателя связано с руководством арендатора семейными, трудовыми или корпоративными отношениями. На это указано в п. 1 ст. 27 Закона о некоммерческих организациях, ст. 16 Закона об автономных учреждениях, п. 1 ст. 22 Закона об унитарных предприятиях.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)Важной новеллой Закона N 44-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года, является норма, устанавливающая требование к участникам закупки об отсутствии между участником закупки и государственным или муниципальным заказчиком либо, в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, бюджетным учреждением, осуществляющим закупки (далее - заказчиком), конфликта интересов, то есть случаев, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей указанной статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества (пункт 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, далее - конфликт интересов).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)Важной новеллой Закона N 44-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года, является норма, устанавливающая требование к участникам закупки об отсутствии между участником закупки и государственным или муниципальным заказчиком либо, в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, бюджетным учреждением, осуществляющим закупки (далее - заказчиком), конфликта интересов, то есть случаев, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей указанной статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества (пункт 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, далее - конфликт интересов).
Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615
(ред. от 10.02.2025)
"О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, о порядке осуществления специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, закупки товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и реализации закупленных и не использованных на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования)"
(вместе с "Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме", "Положением об осуществлении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, закупки товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и реализации закупленных и не использованных на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования)")"конфликт интересов" - случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по проведению предварительного отбора, комиссии по осуществлению закупок, должностное лицо заказчика, осуществляющее организационное сопровождение привлечения подрядных организаций, состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества, членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем учреждения или унитарного предприятия либо иных органов управления юридического лица - участника предварительного отбора, электронных аукционов, либо с физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками предварительного отбора, электронных аукционов либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями или сестрами), усыновителями указанных физических лиц или усыновленными ими. Под выгодоприобретателями в настоящем Положении понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10 процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
(ред. от 10.02.2025)
"О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, о порядке осуществления специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, закупки товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и реализации закупленных и не использованных на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования)"
(вместе с "Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме", "Положением об осуществлении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, закупки товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и реализации закупленных и не использованных на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования)")"конфликт интересов" - случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по проведению предварительного отбора, комиссии по осуществлению закупок, должностное лицо заказчика, осуществляющее организационное сопровождение привлечения подрядных организаций, состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества, членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем учреждения или унитарного предприятия либо иных органов управления юридического лица - участника предварительного отбора, электронных аукционов, либо с физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками предварительного отбора, электронных аукционов либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями или сестрами), усыновителями указанных физических лиц или усыновленными ими. Под выгодоприобретателями в настоящем Положении понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10 процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Ограничения прав учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия направлены главным образом на законное разрешение конфликта их интересов и интересов кредиторов должника в деле о банкротстве. Например, Законом о банкротстве предусмотрены запреты: на удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), на выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплату действительной стоимости доли (пая), на изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества, на выплату дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника (ст. 63, 81).
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Ограничения прав учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия направлены главным образом на законное разрешение конфликта их интересов и интересов кредиторов должника в деле о банкротстве. Например, Законом о банкротстве предусмотрены запреты: на удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), на выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплату действительной стоимости доли (пая), на изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества, на выплату дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника (ст. 63, 81).
Статья: Проблема исключения конфликта интересов в контрактной системе в сфере закупок
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)В настоящее время среди возможных участников конфликта интересов - унитарных организаций - упоминаются только учреждения и унитарные предприятия, в то время как круг унитарных организаций (возможных участников закупки) также включает в себя фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)В настоящее время среди возможных участников конфликта интересов - унитарных организаций - упоминаются только учреждения и унитарные предприятия, в то время как круг унитарных организаций (возможных участников закупки) также включает в себя фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.
Статья: Интересы в гражданском обороте, их оформление и обеспечение их баланса
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 2)Конфликт интересов при совершении сделок порождает особые требования к их процедурам <52>, причем это касается ЮЛ всех организационно-правовых форм и видов деятельности (Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <53>, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <54>, Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <55>).
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 2)Конфликт интересов при совершении сделок порождает особые требования к их процедурам <52>, причем это касается ЮЛ всех организационно-правовых форм и видов деятельности (Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <53>, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <54>, Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <55>).
Статья: Дисциплинарная ответственность за неурегулирование конфликта интересов при осуществлении государственных (муниципальных) закупок
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Пушкарев И.С. препятствовал и ограничивал участие субъектов предпринимательской деятельности в конкурсах, обеспечил победу муниципальному унитарному предприятию "Дороги Владивостока", которое заключило 90 контрактов с организациями его родственников <12>.
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Пушкарев И.С. препятствовал и ограничивал участие субъектов предпринимательской деятельности в конкурсах, обеспечил победу муниципальному унитарному предприятию "Дороги Владивостока", которое заключило 90 контрактов с организациями его родственников <12>.
Статья: Антикоррупционные стандарты в отношении публичных должностных лиц: применение субъектами Российской Федерации опережающего правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)В порядке ОПР такие практики созданы на региональном уровне. Например, это акты высших исполнительных органов государственной власти или высших должностных лиц субъектов РФ - Республики Крым, Пермского и Хабаровского краев, Московской, Ленинградской областей, Кемеровской области - Кузбасса, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, акты отдельных отраслевых исполнительных органов субъектов РФ - Алтайского края, Республики Коми, Краснодарского края и т.д. Примером служит Указ Главы Республики Крым от 27.02.2015 N 54-У "О мерах по противодействию коррупции в Республике Крым", Постановление Правительства Московской области от 14.03.2019 N 124/8 "О мерах по предупреждению коррупции в государственных учреждениях Московской области, государственных унитарных предприятиях Московской области, созданных для выполнения задач, поставленных перед центральными исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области", Постановление Правительства Хабаровского края от 03.12.2020 N 521-пр "О мерах по противодействию коррупции в государственных учреждениях Хабаровского края, государственных унитарных предприятиях Хабаровского края" и т.д. В Московской области утверждены Антикоррупционные стандарты государственного учреждения (далее - ГУ), государственного унитарного предприятия (далее - ГУП), Примерное положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов. В Республике Крым действуют Типовое положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в организациях, ГУ, ГУП, Типовое положение о комиссиях по обеспечению соблюдения лицами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, ГУ, ГУП, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)В порядке ОПР такие практики созданы на региональном уровне. Например, это акты высших исполнительных органов государственной власти или высших должностных лиц субъектов РФ - Республики Крым, Пермского и Хабаровского краев, Московской, Ленинградской областей, Кемеровской области - Кузбасса, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, акты отдельных отраслевых исполнительных органов субъектов РФ - Алтайского края, Республики Коми, Краснодарского края и т.д. Примером служит Указ Главы Республики Крым от 27.02.2015 N 54-У "О мерах по противодействию коррупции в Республике Крым", Постановление Правительства Московской области от 14.03.2019 N 124/8 "О мерах по предупреждению коррупции в государственных учреждениях Московской области, государственных унитарных предприятиях Московской области, созданных для выполнения задач, поставленных перед центральными исполнительными органами государственной власти Московской области и государственными органами Московской области", Постановление Правительства Хабаровского края от 03.12.2020 N 521-пр "О мерах по противодействию коррупции в государственных учреждениях Хабаровского края, государственных унитарных предприятиях Хабаровского края" и т.д. В Московской области утверждены Антикоррупционные стандарты государственного учреждения (далее - ГУ), государственного унитарного предприятия (далее - ГУП), Примерное положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов. В Республике Крым действуют Типовое положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в организациях, ГУ, ГУП, Типовое положение о комиссиях по обеспечению соблюдения лицами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, ГУ, ГУП, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Статья: Совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)При проведении прокурорами проверок соблюдения антикоррупционных требований нередко остаются без внимания соблюдение процедуры трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих, порядка совершения сделок, предусмотренного Федеральными законами от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", выявление коррупционных злоупотреблений. Направление информации в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов подменяется представлениями об устранении нарушений закона, допускается дублирование актов реагирования.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)При проведении прокурорами проверок соблюдения антикоррупционных требований нередко остаются без внимания соблюдение процедуры трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих, порядка совершения сделок, предусмотренного Федеральными законами от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", выявление коррупционных злоупотреблений. Направление информации в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов подменяется представлениями об устранении нарушений закона, допускается дублирование актов реагирования.
Готовое решение: Как урегулировать конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе
(КонсультантПлюс, 2025)Образец уведомления о конфликте интересов
(КонсультантПлюс, 2025)Образец уведомления о конфликте интересов
Готовое решение: В каких случаях отказ в приеме на работу запрещен законом
(КонсультантПлюс, 2025)Да, можно, если прием на работу кандидата приведет к конфликту интересов.
(КонсультантПлюс, 2025)Да, можно, если прием на работу кандидата приведет к конфликту интересов.
Статья: Может ли бухгалтер одновременно работать официально и по совместительству?
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Ограничения еще могут быть установлены для государственных предприятий, когда в результате совмещения должностей может быть конфликт интересов.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Ограничения еще могут быть установлены для государственных предприятий, когда в результате совмещения должностей может быть конфликт интересов.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Статья 22 Закона об унитарных предприятиях определяет основные принципы и признаки определения заинтересованности при совершении сделок руководителем унитарного предприятия <1>.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Статья 22 Закона об унитарных предприятиях определяет основные принципы и признаки определения заинтересованности при совершении сделок руководителем унитарного предприятия <1>.