Концепция формирования общего финансового рынка еаэс
Подборка наиболее важных документов по запросу Концепция формирования общего финансового рынка еаэс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие общего финансового рынка ЕАЭС: правовые аспекты
(Реут А.В.)
("Финансовое право", 2024, N 10)В развитие положений Договора Высший совет ЕАЭС утвердил в 2019 г. Концепцию формирования общего финансового рынка ЕАЭС (далее - Концепция) <2>. Общий финансовый рынок должен объединить три сектора - банковский, страховой и рынок ценных бумаг - и предполагает трехуровневую систему правового регулирования:
(Реут А.В.)
("Финансовое право", 2024, N 10)В развитие положений Договора Высший совет ЕАЭС утвердил в 2019 г. Концепцию формирования общего финансового рынка ЕАЭС (далее - Концепция) <2>. Общий финансовый рынок должен объединить три сектора - банковский, страховой и рынок ценных бумаг - и предполагает трехуровневую систему правового регулирования:
Статья: Критический анализ международного опыта в контексте решения задачи по формированию наднационального органа ЕАЭС по регулированию финансового рынка
(Касьянов Р.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Важное значение для развития финансовой интеграции имеет Концепция формирования общего финансового рынка ЕАЭС (далее - Концепция ОФР), утвержденная решением Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) от 1 октября 2019 г. N 20. Документы стратегического планирования приобретают все большее значение в финансовой сфере <2>, поэтому неудивительно, что стратегические цели, связанные с построением общего финансового рынка ЕАЭС (далее - ОФР ЕАЭС), были изложены именно в Концепции ОФР, которая представляет собой первый важнейший программный документ, закрепляющий девять направлений формирования ОФР ЕАЭС. В качестве примера таких направлений можно назвать: регулирование общего финансового рынка; гармонизацию законодательства государств-членов в финансовой сфере; обеспечение взаимного допуска участников финансовых рынков государств-членов и др. В Концепции ОФР, которую совместными усилиями разработали национальные (центральные) банки и компетентные министерства государств - членов ЕАЭС, а также ЕЭК, дано определение ОФР ЕАЭС: "Финансовый рынок государств - членов Союза (далее - государства-члены), дающий возможность упрощенного и недискриминационного доступа субъектов финансового рынка на рынки друг друга. Общий финансовый рынок охватывает банковский сектор, сектор рынка ценных бумаг и страховой сектор каждого государства-члена, а также совокупность отношений, регулирующих взаимодействие секторов финансового рынка". Там же отмечается, что "общий финансовый рынок является неотъемлемой частью евразийской интеграции и обеспечительным условием реализации основных целей Союза". Столь высокая оценка, данная ОФР ЕАЭС, придает этому вопросу особое значение в общей евразийской интеграционной повестке. Успехи интеграции на финансовых рынках должны быть сопоставимы с лучшими интеграционными результатами на других направлениях, так как от их реализации зависит будущее всего интеграционного проекта, который уже сейчас можно оценить как самый масштабный за постсоветскую историю.
(Касьянов Р.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Важное значение для развития финансовой интеграции имеет Концепция формирования общего финансового рынка ЕАЭС (далее - Концепция ОФР), утвержденная решением Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) от 1 октября 2019 г. N 20. Документы стратегического планирования приобретают все большее значение в финансовой сфере <2>, поэтому неудивительно, что стратегические цели, связанные с построением общего финансового рынка ЕАЭС (далее - ОФР ЕАЭС), были изложены именно в Концепции ОФР, которая представляет собой первый важнейший программный документ, закрепляющий девять направлений формирования ОФР ЕАЭС. В качестве примера таких направлений можно назвать: регулирование общего финансового рынка; гармонизацию законодательства государств-членов в финансовой сфере; обеспечение взаимного допуска участников финансовых рынков государств-членов и др. В Концепции ОФР, которую совместными усилиями разработали национальные (центральные) банки и компетентные министерства государств - членов ЕАЭС, а также ЕЭК, дано определение ОФР ЕАЭС: "Финансовый рынок государств - членов Союза (далее - государства-члены), дающий возможность упрощенного и недискриминационного доступа субъектов финансового рынка на рынки друг друга. Общий финансовый рынок охватывает банковский сектор, сектор рынка ценных бумаг и страховой сектор каждого государства-члена, а также совокупность отношений, регулирующих взаимодействие секторов финансового рынка". Там же отмечается, что "общий финансовый рынок является неотъемлемой частью евразийской интеграции и обеспечительным условием реализации основных целей Союза". Столь высокая оценка, данная ОФР ЕАЭС, придает этому вопросу особое значение в общей евразийской интеграционной повестке. Успехи интеграции на финансовых рынках должны быть сопоставимы с лучшими интеграционными результатами на других направлениях, так как от их реализации зависит будущее всего интеграционного проекта, который уже сейчас можно оценить как самый масштабный за постсоветскую историю.
Нормативные акты
Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2021 N 4
(ред. от 12.09.2025)
"О плане мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.11.2025)1.4. Формирование общего финансового рынка в соответствии с Концепцией формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза
(ред. от 12.09.2025)
"О плане мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.11.2025)1.4. Формирование общего финансового рынка в соответствии с Концепцией формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза
Статья: Защита прав потребителей финансовых услуг: выбор компетентной судебной юрисдикции
(Щукин А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)Активные шаги на пути к созданию подлинного единого рынка розничных финансовых услуг с поддержкой технологий, где потребители могут получать лучшие предложения, будучи хорошо защищенными, предпринимаются и государствами - участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Концепция формирования общего финансового рынка ЕАЭС основана на принципе обеспечения гарантированной и эффективной защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов. На это указано в подп. 2 п. 1 ст. 70 Договора о Евразийском экономическом союзе 2014 г. <3>.
(Щукин А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)Активные шаги на пути к созданию подлинного единого рынка розничных финансовых услуг с поддержкой технологий, где потребители могут получать лучшие предложения, будучи хорошо защищенными, предпринимаются и государствами - участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Концепция формирования общего финансового рынка ЕАЭС основана на принципе обеспечения гарантированной и эффективной защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов. На это указано в подп. 2 п. 1 ст. 70 Договора о Евразийском экономическом союзе 2014 г. <3>.
Статья: Некоторые направления развития законодательства о фондовом рынке
(Молодыко К.Ю., Галиахметова Л.И.)
("Закон", 2022, N 2)6. Как гармонизировать критерии для допуска к приобретению рискованных активов в рамках Евразийского экономического союза? Например, действующее казахское законодательство выдвигает требование соответствия одновременно двум таким критериям: (а) наличие высшего экономического, математического или юридического образования и (б) стаж работы в финансовой организации не менее трех лет <44>. Это достаточно сильно отличается от российского подхода и потребует гармонизации в ходе реализации положений Концепции формирования общего финансового рынка ЕАЭС <45>.
(Молодыко К.Ю., Галиахметова Л.И.)
("Закон", 2022, N 2)6. Как гармонизировать критерии для допуска к приобретению рискованных активов в рамках Евразийского экономического союза? Например, действующее казахское законодательство выдвигает требование соответствия одновременно двум таким критериям: (а) наличие высшего экономического, математического или юридического образования и (б) стаж работы в финансовой организации не менее трех лет <44>. Это достаточно сильно отличается от российского подхода и потребует гармонизации в ходе реализации положений Концепции формирования общего финансового рынка ЕАЭС <45>.
Статья: Есть ли шанс у валютной интеграции в ЕАЭС?
(Безбородов Ю.С., Понаморенко В.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Интеграция валютных пространств государств невозможна без формирования общего платежного пространства, и показательным примером функционирования такого пространства является созданная в Европейском союзе SEPA - единая зона платежей в евро (Single Euro Payments Area). При этом в разделе 5.9 Концепции формирования общего финансового рынка ЕАЭС были даже зафиксированы основные цели развития общего платежного пространства: повышение доступности, качества, безопасности и надежности услуг, снижение издержек, содействие интеграционным процессам в финансовой сфере. Таким образом, верный шаг в этом направлении был сделан, но не завершен.
(Безбородов Ю.С., Понаморенко В.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Интеграция валютных пространств государств невозможна без формирования общего платежного пространства, и показательным примером функционирования такого пространства является созданная в Европейском союзе SEPA - единая зона платежей в евро (Single Euro Payments Area). При этом в разделе 5.9 Концепции формирования общего финансового рынка ЕАЭС были даже зафиксированы основные цели развития общего платежного пространства: повышение доступности, качества, безопасности и надежности услуг, снижение издержек, содействие интеграционным процессам в финансовой сфере. Таким образом, верный шаг в этом направлении был сделан, но не завершен.
Статья: Кибербезопасность банковской системы и этические правила взаимодействия человека с ИИ: к вопросу о необходимости сосуществования
(Попова А.В.)
("Банковское право", 2021, N 1)<9> Решение Высшего Евразийского экономического совета от 1 октября 2019 г. N 20 "О Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза" // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: www.eaeunion.org, 02.10.2019.
(Попова А.В.)
("Банковское право", 2021, N 1)<9> Решение Высшего Евразийского экономического совета от 1 октября 2019 г. N 20 "О Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза" // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: www.eaeunion.org, 02.10.2019.
Статья: Вексель как инструмент международных расчетов в национальной валюте в рамках Евразийского экономического союза
(Козачук Ю.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 6)Обобщая изложенное, подчеркнем, что отмеченные в этой работе различия валютного законодательства и правоприменительной практики государств - членов ЕАЭС в сфере международных вексельных расчетов во многом связаны с обособлением их национальных систем вексельного обращения. Устранению таких различий должны способствовать меры, направленные на гармонизацию вексельного, валютного, налогового и банковского законодательства этих государств, а также введение в рамках ЕАЭС единой формы вексельных бланков. Механизм реализации перечисленных мероприятий может быть закреплен, по нашему мнению, в Концепции формирования общего финансового рынка ЕАЭС, утвержденной Высшим Евразийским экономическим советом 1 октября 2019 г., а также в Соглашении о гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка, подписанном 6 ноября 2018 г., путем дополнения их соответствующими положениями.
(Козачук Ю.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 6)Обобщая изложенное, подчеркнем, что отмеченные в этой работе различия валютного законодательства и правоприменительной практики государств - членов ЕАЭС в сфере международных вексельных расчетов во многом связаны с обособлением их национальных систем вексельного обращения. Устранению таких различий должны способствовать меры, направленные на гармонизацию вексельного, валютного, налогового и банковского законодательства этих государств, а также введение в рамках ЕАЭС единой формы вексельных бланков. Механизм реализации перечисленных мероприятий может быть закреплен, по нашему мнению, в Концепции формирования общего финансового рынка ЕАЭС, утвержденной Высшим Евразийским экономическим советом 1 октября 2019 г., а также в Соглашении о гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка, подписанном 6 ноября 2018 г., путем дополнения их соответствующими положениями.
Статья: Концепция законодательного регулирования оборота цифровых прав: доктринальные основания и перспективы практической реализации
(Курбанов Р.А., Баланюк Л.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)Этап синхронизируется с Концепцией формирования общего финансового рынка ЕАЭС, утвержденной решением Высшего Евразийского экономического совета от 1 октября 2019 г. N 20.
(Курбанов Р.А., Баланюк Л.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)Этап синхронизируется с Концепцией формирования общего финансового рынка ЕАЭС, утвержденной решением Высшего Евразийского экономического совета от 1 октября 2019 г. N 20.
Статья: Институт финансового омбудсмена в России и странах Евросоюза: доводы за и против
(Петрухин М.В., Петрухина А.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Также на уровне Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) принято решение Совета Евразийской экономической комиссии от 8 августа 2019 г. N 70, которым одобрен проект решения Высшего Евразийского экономического совета "О Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза". В указанной Концепции предлагается создание механизма защиты прав и законных интересов инвесторов и потребителей финансовых услуг, в частности планируется осуществлять по следующим направлениям: определение и формирование перечня финансовых услуг, в отношении которых государствами-членами будет осуществляться координация политики регулирования защиты прав потребителей и инвесторов; повышение уровня информированности потребителей и поставщиков финансовых услуг: об особенностях государственного регулирования предоставления финансовых услуг, учреждения и деятельности; о возможностях общего финансового рынка и порядке его регулирования; об инвестиционных продуктах в рамках общего финансового рынка; о возможностях защиты своих прав и интересов; взаимодействие национальных регуляторов, бизнес-сообществ государств-членов и финансовых омбудсменов, в том числе посредством обмена информацией о практике работы с потребителями, инвесторами, защиты их прав и интересов и разрешения споров (включая создание в государствах-членах институтов досудебного урегулирования споров, в том числе через институт финансового омбудсмена).
(Петрухин М.В., Петрухина А.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Также на уровне Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) принято решение Совета Евразийской экономической комиссии от 8 августа 2019 г. N 70, которым одобрен проект решения Высшего Евразийского экономического совета "О Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза". В указанной Концепции предлагается создание механизма защиты прав и законных интересов инвесторов и потребителей финансовых услуг, в частности планируется осуществлять по следующим направлениям: определение и формирование перечня финансовых услуг, в отношении которых государствами-членами будет осуществляться координация политики регулирования защиты прав потребителей и инвесторов; повышение уровня информированности потребителей и поставщиков финансовых услуг: об особенностях государственного регулирования предоставления финансовых услуг, учреждения и деятельности; о возможностях общего финансового рынка и порядке его регулирования; об инвестиционных продуктах в рамках общего финансового рынка; о возможностях защиты своих прав и интересов; взаимодействие национальных регуляторов, бизнес-сообществ государств-членов и финансовых омбудсменов, в том числе посредством обмена информацией о практике работы с потребителями, инвесторами, защиты их прав и интересов и разрешения споров (включая создание в государствах-членах институтов досудебного урегулирования споров, в том числе через институт финансового омбудсмена).