Комплексное развитие транспортной инфраструктуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Комплексное развитие транспортной инфраструктуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок установки дорожных знаков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из содержания ч. 2 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон об организации дорожного движения), документация по организации дорожного движения разрабатывается на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с ГрК РФ, долгосрочных целевых программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципальных округов, городских округов, поселений, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации. В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из содержания ч. 2 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон об организации дорожного движения), документация по организации дорожного движения разрабатывается на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с ГрК РФ, долгосрочных целевых программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципальных округов, городских округов, поселений, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации. В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 27 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано определение программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа как документов, устанавливающих перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, муниципального округа, городского округа. Под транспортной инфраструктурой следует понимать совокупность всех видов транспорта и транспортных структур, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий функционирования всех отраслей экономики.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 27 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано определение программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа как документов, устанавливающих перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, муниципального округа, городского округа. Под транспортной инфраструктурой следует понимать совокупность всех видов транспорта и транспортных структур, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий функционирования всех отраслей экономики.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)27) программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, муниципального округа, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, муниципального округа, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения;
(ред. от 31.07.2025)27) программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, муниципального округа, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, муниципального округа, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения;
Статья: О новом публично-правовом инструменте - едином документе территориального планирования и градостроительного зонирования
(Майборода В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)Отметим, что именно в едином документе предполагается причинность между установлением функционального зонирования документом территориального планирования и градостроительным зонированием, определяемым правилами землепользования и застройки. В обычном, разделенном порядке правовым значимым следствием принятия документа территориального планирования являются подготовка и утверждение документации по планировке территории и принятие в течение полугода программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры и программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
(Майборода В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)Отметим, что именно в едином документе предполагается причинность между установлением функционального зонирования документом территориального планирования и градостроительным зонированием, определяемым правилами землепользования и застройки. В обычном, разделенном порядке правовым значимым следствием принятия документа территориального планирования являются подготовка и утверждение документации по планировке территории и принятие в течение полугода программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры и программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
Статья: Контрактная система в сфере закупок как средство обеспечения финансовой безопасности
(Юдин В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 5)И.И. Кучеров при исследовании отдельных правовых аспектов финансовой безопасности государства рассматривает ее как "сложное многоаспектное комплексное понятие, предполагающее определенную защищенность важнейших элементов финансовой системы посредством задействования совокупности самых различных, в том числе правовых, средств" <2>. На комплексный характер отношений в процессе обеспечения финансовой безопасности указывается также в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. <3>, согласно которой обеспечение финансовой безопасности неразрывно связано с повышением качества функционирования национальной финансовой системы, повышением уровня регионального развития Российской Федерации, совершенствованием профессионального образования, комплексным развитием транспортной инфраструктуры и др.
(Юдин В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 5)И.И. Кучеров при исследовании отдельных правовых аспектов финансовой безопасности государства рассматривает ее как "сложное многоаспектное комплексное понятие, предполагающее определенную защищенность важнейших элементов финансовой системы посредством задействования совокупности самых различных, в том числе правовых, средств" <2>. На комплексный характер отношений в процессе обеспечения финансовой безопасности указывается также в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. <3>, согласно которой обеспечение финансовой безопасности неразрывно связано с повышением качества функционирования национальной финансовой системы, повышением уровня регионального развития Российской Федерации, совершенствованием профессионального образования, комплексным развитием транспортной инфраструктуры и др.
Статья: Комплексное развитие территории муниципального образования: правовая и организационная основа
(Антонова Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Однако если обратиться к действующей редакции Федерального закона N 131-ФЗ, то в подп. 6.1 ч. 1 ст. 17, посвященной полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в качестве одного из полномочий значатся разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Другими словами, речь идет не в целом о комплексном развитии территории муниципального образования, а об отдельных направлениях такого развития: развитии коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры. При этом в качестве полномочий органов местного самоуправления определены полномочия по разработке и утверждению программы комплексного развития, однако не сказано о полномочии органов местного самоуправления по реализации этих программ.
(Антонова Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Однако если обратиться к действующей редакции Федерального закона N 131-ФЗ, то в подп. 6.1 ч. 1 ст. 17, посвященной полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в качестве одного из полномочий значатся разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Другими словами, речь идет не в целом о комплексном развитии территории муниципального образования, а об отдельных направлениях такого развития: развитии коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры. При этом в качестве полномочий органов местного самоуправления определены полномочия по разработке и утверждению программы комплексного развития, однако не сказано о полномочии органов местного самоуправления по реализации этих программ.
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г. "экономическая безопасность" рассматривается в аналогичном аспекте - как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Под угрозой экономической безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере. Применительно к проблеме транспортной безопасности существенное значение имеет положение Стратегии о том, что основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, является в том числе комплексное развитие транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических комплексов, а также разработка и внедрение современных транспортных средств.
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г. "экономическая безопасность" рассматривается в аналогичном аспекте - как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Под угрозой экономической безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере. Применительно к проблеме транспортной безопасности существенное значение имеет положение Стратегии о том, что основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, является в том числе комплексное развитие транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических комплексов, а также разработка и внедрение современных транспортных средств.
Готовое решение: Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)расходы на создание объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктур по договору о комплексном развитии территории, предусматривающему строительство многоквартирного дома (домов) или дома (домов) блокированной застройки, или комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья (по договору, заключенному до 30.12.2020) (далее - расходы по договору о комплексном развитии территории) (пп. 5 п. 2 ст. 286.1 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)расходы на создание объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктур по договору о комплексном развитии территории, предусматривающему строительство многоквартирного дома (домов) или дома (домов) блокированной застройки, или комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья (по договору, заключенному до 30.12.2020) (далее - расходы по договору о комплексном развитии территории) (пп. 5 п. 2 ст. 286.1 НК РФ);
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры в границы территории, подлежащей комплексному развитию, могут включаться земельные участки, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не обремененные правами третьих лиц, при условии, что такие земельные участки являются смежными по отношению к одному или нескольким земельным участкам правообладателей земельных участков.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры в границы территории, подлежащей комплексному развитию, могут включаться земельные участки, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не обремененные правами третьих лиц, при условии, что такие земельные участки являются смежными по отношению к одному или нескольким земельным участкам правообладателей земельных участков.
Статья: Что же останется от местного самоуправления в единой системе публичной власти? (Проблемы законодательной интерпретации конституционных поправок)
(Гриценко Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Организационный акцент единства системы явно преобладает и в принятом Законе о публичной власти в субъектах РФ, предмет регулирования которого, судя по названию, в отличие от Закона о Госсовете, напротив, заявлен шире его нормативного содержания <31>. Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о публичной власти в субъектах "органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации". Соответственно, и сами общие принципы организации публичной власти в субъектах РФ подаются в ст. 2 как "принципы деятельности органов, входящих в эту систему". В этом же ключе в законопроекте об МСУ функциональные основы организации местного самоуправления (гл. 4) следуют за организационными основами (гл. 3), причем рассматриваются исключительно сквозь призму "полномочий органов местного самоуправления" (ст. 32 - 40 законопроекта). Неудивительно, что в ряду этих полномочий вовсе "теряются" вопросы стратегического планирования, планирования комплексного территориального развития муниципалитетов, а полномочия по "разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, программ комплексного развития социальной инфраструктуры муниципальных образований", как и полномочия в сферах территориального планирования и градостроительной деятельности муниципалитетов, оказываются в перечне тех функций, которые могут быть закреплены за муниципальными образованиями лишь в порядке перераспределения законами субъектов из компетенции органов государственной власти регионов (п. 4, 16 ч. 2 и ч. 3 ст. 32 законопроекта).
(Гриценко Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Организационный акцент единства системы явно преобладает и в принятом Законе о публичной власти в субъектах РФ, предмет регулирования которого, судя по названию, в отличие от Закона о Госсовете, напротив, заявлен шире его нормативного содержания <31>. Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о публичной власти в субъектах "органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации". Соответственно, и сами общие принципы организации публичной власти в субъектах РФ подаются в ст. 2 как "принципы деятельности органов, входящих в эту систему". В этом же ключе в законопроекте об МСУ функциональные основы организации местного самоуправления (гл. 4) следуют за организационными основами (гл. 3), причем рассматриваются исключительно сквозь призму "полномочий органов местного самоуправления" (ст. 32 - 40 законопроекта). Неудивительно, что в ряду этих полномочий вовсе "теряются" вопросы стратегического планирования, планирования комплексного территориального развития муниципалитетов, а полномочия по "разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, программ комплексного развития социальной инфраструктуры муниципальных образований", как и полномочия в сферах территориального планирования и градостроительной деятельности муниципалитетов, оказываются в перечне тех функций, которые могут быть закреплены за муниципальными образованиями лишь в порядке перераспределения законами субъектов из компетенции органов государственной власти регионов (п. 4, 16 ч. 2 и ч. 3 ст. 32 законопроекта).
Статья: Проблемы определения правового статуса городских агломераций в России
(Корабельникова Ю.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)В регионах также приняты иные правовые акты, направленные на развитие агломераций, региональные и муниципальные стратегии, программы развития. Так, например, важным этапом комплексного развития Московской агломерации стала принятая в 2011 г. Государственная программа "Градостроительная политика" <13>, целью которой является формирование благоприятной во всех отношениях среды обитания не только для самого города, но и близлежащих населенных пунктов. Примером может служить комплексное развитие транспортной инфраструктуры - не только метро, но и московских диаметров, которые связали Москву и Московскую область.
(Корабельникова Ю.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)В регионах также приняты иные правовые акты, направленные на развитие агломераций, региональные и муниципальные стратегии, программы развития. Так, например, важным этапом комплексного развития Московской агломерации стала принятая в 2011 г. Государственная программа "Градостроительная политика" <13>, целью которой является формирование благоприятной во всех отношениях среды обитания не только для самого города, но и близлежащих населенных пунктов. Примером может служить комплексное развитие транспортной инфраструктуры - не только метро, но и московских диаметров, которые связали Москву и Московскую область.
Статья: О месте общественных обсуждений, публичных слушаний в системе регулирования публичного сервитута для отдельных целей
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Согласно ч. 5.1 ст. 26 ГрК РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Согласно ч. 5.1 ст. 26 ГрК РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Получается, что учет обременений в виде платежей по договору о комплексном развитии территории, а также затрат на проектировку и строительство объектов транспортной инфраструктуры, пусть даже переданных государству, сложностей не вызывает - понесенные расходы в соответствии с указанными выше пунктами ч. 1 ст. 18 Закона N 214-ФЗ застройщик может включить в стоимость строительства.
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Получается, что учет обременений в виде платежей по договору о комплексном развитии территории, а также затрат на проектировку и строительство объектов транспортной инфраструктуры, пусть даже переданных государству, сложностей не вызывает - понесенные расходы в соответствии с указанными выше пунктами ч. 1 ст. 18 Закона N 214-ФЗ застройщик может включить в стоимость строительства.