Комплексное освоение территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Комплексное освоение территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Расторжение предварительного и основного договора купли-продажи недвижимости (в т.ч. земельного участка)
(КонсультантПлюс, 2025)В договор купли-продажи публичного земельного участка может быть включено условие о том, что договор подлежит расторжению по требованию продавца, если покупатель в определенный договором срок не исполнит обязанности по комплексному освоению территории
(КонсультантПлюс, 2025)В договор купли-продажи публичного земельного участка может быть включено условие о том, что договор подлежит расторжению по требованию продавца, если покупатель в определенный договором срок не исполнит обязанности по комплексному освоению территории
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Соответствует ли антимонопольному законодательству передача прав и обязанностей по договору о комплексном освоении территории, заключенному по результатам торгов?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
Готовое решение: Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)расходы на создание объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктур по договору о комплексном развитии территории, предусматривающему строительство многоквартирного дома (домов) или дома (домов) блокированной застройки, или комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья (по договору, заключенному до 30.12.2020) (далее - расходы по договору о комплексном развитии территории) (пп. 5 п. 2 ст. 286.1 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)расходы на создание объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктур по договору о комплексном развитии территории, предусматривающему строительство многоквартирного дома (домов) или дома (домов) блокированной застройки, или комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья (по договору, заключенному до 30.12.2020) (далее - расходы по договору о комплексном развитии территории) (пп. 5 п. 2 ст. 286.1 НК РФ);
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"Статья 16.1. Особенности продажи земельных участков единого института развития, передачи земельных участков единого института развития в аренду или безвозмездное пользование по результатам аукционов на право заключения соответствующих договоров, особенности заключения единым институтом развития договоров о комплексном освоении территории, особенности отказа от договоров (исполнения договоров) аренды земельных участков единого института развития
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"Статья 16.1. Особенности продажи земельных участков единого института развития, передачи земельных участков единого института развития в аренду или безвозмездное пользование по результатам аукционов на право заключения соответствующих договоров, особенности заключения единым институтом развития договоров о комплексном освоении территории, особенности отказа от договоров (исполнения договоров) аренды земельных участков единого института развития
"Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)IV. Отдельные вопросы, связанные с применением
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)IV. Отдельные вопросы, связанные с применением
"Учетная политика 2023: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)- расходы на создание объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур (не более 80% суммы расходов), в том числе расходы на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, с учетом НДС и акцизов, не принимаемых к вычету в соответствии с положениями глав 21 и 22 НК РФ. При этом создание указанных объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур является обязательством, предусмотренным условиями договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенного с налогоплательщиком в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ;
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)- расходы на создание объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур (не более 80% суммы расходов), в том числе расходы на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, с учетом НДС и акцизов, не принимаемых к вычету в соответствии с положениями глав 21 и 22 НК РФ. При этом создание указанных объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур является обязательством, предусмотренным условиями договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенного с налогоплательщиком в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ;
Готовое решение: Как распоряжаться земельными участками, госсобственность на которые не разграничена
(КонсультантПлюс, 2025)образованные из участков, предоставленных для комплексного освоения территории, ИЖС, дачного хозяйства или садоводства;
(КонсультантПлюс, 2025)образованные из участков, предоставленных для комплексного освоения территории, ИЖС, дачного хозяйства или садоводства;
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования обеспечения строящихся объектов инженерными сетями в рамках комплексного развития территории
(Белоплотов А.О.)
("Закон", 2025, N 3)Так, если обратиться к ранее действовавшему институту комплексного освоения территории (далее - КОТ), то можно найти примеры, когда договор аренды земельного участка включал в перечень мероприятий КОТ в том числе обустройство территории в границах участка и за его границами посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с техническими условиями на подключение <37>.
(Белоплотов А.О.)
("Закон", 2025, N 3)Так, если обратиться к ранее действовавшему институту комплексного освоения территории (далее - КОТ), то можно найти примеры, когда договор аренды земельного участка включал в перечень мероприятий КОТ в том числе обустройство территории в границах участка и за его границами посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с техническими условиями на подключение <37>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с этими требованиями Программа должна устанавливать перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития поселения, городского округа, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, договорами о развитии застроенных территорий, договорами о комплексном освоении территорий, иными инвестиционными программами и договорами, предусматривающими обязательства застройщиков по завершению в установленные сроки мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры. В п. 29 комментируемой статьи дано определение машино-места как предназначенной исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенной части здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Существуют и другие легальные определения машино-места. Так, ГК РФ определяет машино-места как предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений, если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (абз. 3 п. 1 ст. 130 ГК РФ).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с этими требованиями Программа должна устанавливать перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития поселения, городского округа, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, договорами о развитии застроенных территорий, договорами о комплексном освоении территорий, иными инвестиционными программами и договорами, предусматривающими обязательства застройщиков по завершению в установленные сроки мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры. В п. 29 комментируемой статьи дано определение машино-места как предназначенной исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенной части здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Существуют и другие легальные определения машино-места. Так, ГК РФ определяет машино-места как предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений, если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (абз. 3 п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Готовое решение: Как организации поставить на кадастровый учет недвижимость в виде земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)при заключении договора о комплексном освоении территории для строительства стандартного жилья - сторона этого договора (п. 5 ч. 4 ст. 46.6 ГрК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)при заключении договора о комплексном освоении территории для строительства стандартного жилья - сторона этого договора (п. 5 ч. 4 ст. 46.6 ГрК РФ);
Статья: О понятии механизма комплексного развития территории в разрезе предпринимательского права
(Гуркина Д.С.)
("Юрист", 2025, N 7)Представляется, что важнейшими категориями, которые проливают свет как на цели, так и на критерии эффективности механизма КРТ, являются категории комплексности и развития. Несмотря на то что характеристика того или иного механизма в качестве комплексного и способствующего развитию относится, скорее, к вопросам философии, без такого анализа представляется затруднительным раскрыть вопросы права <8>. Прежде чем обращаться к основным существующим позициям, следует сделать оговорку, что ранее в градостроительном законодательстве уже упоминались термины "комплексность" и "развитие", что только запутывало толкование таких категорий, как комплексное развитие жилой застройки, комплексное развитие застроенной территории, комплексное освоение территории, комплексное и устойчивое развитие территории, что не единожды порождало критику среди исследователей <9>.
(Гуркина Д.С.)
("Юрист", 2025, N 7)Представляется, что важнейшими категориями, которые проливают свет как на цели, так и на критерии эффективности механизма КРТ, являются категории комплексности и развития. Несмотря на то что характеристика того или иного механизма в качестве комплексного и способствующего развитию относится, скорее, к вопросам философии, без такого анализа представляется затруднительным раскрыть вопросы права <8>. Прежде чем обращаться к основным существующим позициям, следует сделать оговорку, что ранее в градостроительном законодательстве уже упоминались термины "комплексность" и "развитие", что только запутывало толкование таких категорий, как комплексное развитие жилой застройки, комплексное развитие застроенной территории, комплексное освоение территории, комплексное и устойчивое развитие территории, что не единожды порождало критику среди исследователей <9>.
Статья: Комплексное развитие территории как правовой инструмент государственно-частного партнерства
(Белицкая А.В., Кухаренко Л.В.)
("Юрист", 2023, N 2)Комплексное развитие территории - правовой инструмент реализации государственно-частного партнерства, позволяющий привлечь частные инвестиции в создание комфортной городской среды. Авторы обосновывают, что данный правовой инструмент явился следствием длительного поиска эффективной модели взаимодействия государства и бизнеса в сфере градостроительства, при формировании которой были учтены недостатки таких инструментов, как развитие застроенной территории, комплексное освоение территории, освоение территории в целях строительства жилья экономического класса, инвестиционные договоры/контракты.
(Белицкая А.В., Кухаренко Л.В.)
("Юрист", 2023, N 2)Комплексное развитие территории - правовой инструмент реализации государственно-частного партнерства, позволяющий привлечь частные инвестиции в создание комфортной городской среды. Авторы обосновывают, что данный правовой инструмент явился следствием длительного поиска эффективной модели взаимодействия государства и бизнеса в сфере градостроительства, при формировании которой были учтены недостатки таких инструментов, как развитие застроенной территории, комплексное освоение территории, освоение территории в целях строительства жилья экономического класса, инвестиционные договоры/контракты.
Статья: Некоторые аспекты реализации жилищной политики в рамках программы комплексного развития территории жилой застройки
(Прощалыгин Р.А., Игошкина М.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)В последние несколько лет жилищная политика государства направлена на обеспечение нуждающихся граждан Российской Федерации (далее - РФ) благоустроенным и комфортным жильем. В первую очередь речь идет о тех гражданах, которые проживают в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. Исходя из обязанности государства, предусмотренной ст. 40 Конституции РФ, в Российской Федерации принимаются и реализуются различные программы по обеспечению жилыми помещениями. В связи с тем, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, на региональном уровне принимаются законодательные акты, в соответствии с которыми происходит обеспечение нуждающихся граждан жилыми помещениями. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" <1> в ряд нормативных актов были внесены существенные изменения, предусматривающие реализацию программы по комплексному развитию территории жилой застройки. При этом региональные власти наделяются достаточно широкими полномочиями по принятию решений в данной области жилищной политики. Как отмечают разработчики указанного нормативного акта, вместо действующего правового регулирования развития застроенных территорий, комплексного и устойчивого развития территорий и комплексного освоения территорий, законом устанавливается единый порядок комплексного развития территорий <2>.
(Прощалыгин Р.А., Игошкина М.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)В последние несколько лет жилищная политика государства направлена на обеспечение нуждающихся граждан Российской Федерации (далее - РФ) благоустроенным и комфортным жильем. В первую очередь речь идет о тех гражданах, которые проживают в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. Исходя из обязанности государства, предусмотренной ст. 40 Конституции РФ, в Российской Федерации принимаются и реализуются различные программы по обеспечению жилыми помещениями. В связи с тем, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, на региональном уровне принимаются законодательные акты, в соответствии с которыми происходит обеспечение нуждающихся граждан жилыми помещениями. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" <1> в ряд нормативных актов были внесены существенные изменения, предусматривающие реализацию программы по комплексному развитию территории жилой застройки. При этом региональные власти наделяются достаточно широкими полномочиями по принятию решений в данной области жилищной политики. Как отмечают разработчики указанного нормативного акта, вместо действующего правового регулирования развития застроенных территорий, комплексного и устойчивого развития территорий и комплексного освоения территорий, законом устанавливается единый порядок комплексного развития территорий <2>.
Статья: О заключении договора комплексного развития территории
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В качестве налоговой льготы по уплате налога на прибыль застройщику при определенных условиях также предоставляется инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода. Так, этот вычет устанавливается в размере "не более 80 процентов суммы расходов на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, в том числе расходы на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов, не принимаемых к вычету в соответствии с положениями глав 21 и 22 настоящего Кодекса. При этом создание указанных объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур является обязательством, предусмотренным условиями договора о комплексном развитии территории, предусматривающего строительство многоквартирного дома (домов) или дома (домов) блокированной застройки, либо договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенного с налогоплательщиком до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации" <62>.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В качестве налоговой льготы по уплате налога на прибыль застройщику при определенных условиях также предоставляется инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода. Так, этот вычет устанавливается в размере "не более 80 процентов суммы расходов на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, в том числе расходы на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов, не принимаемых к вычету в соответствии с положениями глав 21 и 22 настоящего Кодекса. При этом создание указанных объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур является обязательством, предусмотренным условиями договора о комплексном развитии территории, предусматривающего строительство многоквартирного дома (домов) или дома (домов) блокированной застройки, либо договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенного с налогоплательщиком до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации" <62>.
Статья: Комплексное развитие территории как механизм распределения затрат на создание объектов инфраструктуры между органами публичной власти и частными лицами
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)<22> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 г. N 265 "Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства" // СЗ РФ. 2007. N 20. Ст. 2429.
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)<22> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 г. N 265 "Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства" // СЗ РФ. 2007. N 20. Ст. 2429.