Компетенция третЕйского суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Компетенция третЕйского суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 10 ГК РФ "Пределы осуществления гражданских прав"1.2.14.7. Если лицо вступило в третейское разбирательство непосредственно со своим контрагентом, оспаривание решения третейского суда из-за того, что полномочия на заключение третейской оговорки отсутствовали у представителя контрагента, является злоупотреблением правом (позиция ВС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Третейский суд
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах вывод судов об исполнимости арбитражной оговорки и наличии доказательств компетенции третейского суда... нельзя признать обоснованным...
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах вывод судов об исполнимости арбитражной оговорки и наличии доказательств компетенции третейского суда... нельзя признать обоснованным...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Третейский суд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Компетенция арбитража
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Компетенция арбитража
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Выкуп акций по требованию акционераСпор о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной компетенцией, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность (ст. 13 Закона об оценочной деятельности).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О третейских судах в Российской Федерации"Статья 17. Компетенция третейского суда
(ред. от 08.12.2020)
"О третейских судах в Российской Федерации"Статья 17. Компетенция третейского суда
Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"Глава 4. КОМПЕТЕНЦИЯ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА
(ред. от 08.08.2024)
"Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"Глава 4. КОМПЕТЕНЦИЯ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА
Статья: Конституционный Суд: идеология практики, касающейся третейских судов (постепенное продвижение либеральных идей, основанное на консервативном противостоянии радикализму судебной практики)
(Скворцов О.Ю.)
("Третейский суд", 2023, N 1/2)"...предъявленное заявителем к исполнению решение третейского суда, которым произведен раздел земельного участка между сособственниками расположенного на нем неоконченного строительством объекта недвижимости, затрагивает сферу разрешения публично-правовых споров, касающихся вопросов о праве собственности на объекты недвижимости, влекущих в последующем государственную регистрацию права, что к компетенции третейского суда не относится, в силу чего приведение его в исполнение противоречит основополагающим принципам российского права" <16>.
(Скворцов О.Ю.)
("Третейский суд", 2023, N 1/2)"...предъявленное заявителем к исполнению решение третейского суда, которым произведен раздел земельного участка между сособственниками расположенного на нем неоконченного строительством объекта недвижимости, затрагивает сферу разрешения публично-правовых споров, касающихся вопросов о праве собственности на объекты недвижимости, влекущих в последующем государственную регистрацию права, что к компетенции третейского суда не относится, в силу чего приведение его в исполнение противоречит основополагающим принципам российского права" <16>.
Статья: Содействие государственных судов третейским в принятии обеспечительных мер и получении доказательств
(Кудинова М.В.)
("Закон", 2024, N 11)Таким образом, если на национальном уровне законодательство конкретной юрисдикции или правоприменительная практика не устанавливают безграничных полномочий государственного суда, которые предполагают вторжение в компетенцию третейского суда, либо если стороны используют эффективные координационные механизмы, позволяющие разграничить компетенцию государственных судов и арбитров, то содействие государственного суда в процессе разрешения спора в международном коммерческом арбитраже следует рассматривать положительно.
(Кудинова М.В.)
("Закон", 2024, N 11)Таким образом, если на национальном уровне законодательство конкретной юрисдикции или правоприменительная практика не устанавливают безграничных полномочий государственного суда, которые предполагают вторжение в компетенцию третейского суда, либо если стороны используют эффективные координационные механизмы, позволяющие разграничить компетенцию государственных судов и арбитров, то содействие государственного суда в процессе разрешения спора в международном коммерческом арбитраже следует рассматривать положительно.
Статья: Нужна ли третейскому суду объективная беспристрастность? Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21 ноября 2022 года N 304-ЭС22-6536
(Гальперин М.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 3)Казалось бы, на этом можно остановиться: Завод выиграл спор, и у него нет больше необходимости настаивать на рассмотрении дела в третейском суде. Но судебная машина только набрала обороты - после окончательного решения ВС РФ о признании компетенции третейского суда суд первой инстанции был вынужден отменить свое решение по новым обстоятельствам <33>, подспудно возведя полномочия третейского суда в ранг конституционных ценностей, поставив их на один уровень с подсудностью суда государственного, гарантии соблюдения которой, как известно, закреплены в Основном Законе. Суд заявил, что Конституция и АПК РФ "прямо указывают" на необходимость признания незаконным любого судебного акта, которым рассмотрены требования в обход третейской оговорки, причем независимо от обжалования его сторонами или третьими лицами (т.е. ex officio (!)), поскольку такой акт не отвечает "основным принципам правосудия". Как говорится, ВАС РФ has turned in it's grave.
(Гальперин М.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 3)Казалось бы, на этом можно остановиться: Завод выиграл спор, и у него нет больше необходимости настаивать на рассмотрении дела в третейском суде. Но судебная машина только набрала обороты - после окончательного решения ВС РФ о признании компетенции третейского суда суд первой инстанции был вынужден отменить свое решение по новым обстоятельствам <33>, подспудно возведя полномочия третейского суда в ранг конституционных ценностей, поставив их на один уровень с подсудностью суда государственного, гарантии соблюдения которой, как известно, закреплены в Основном Законе. Суд заявил, что Конституция и АПК РФ "прямо указывают" на необходимость признания незаконным любого судебного акта, которым рассмотрены требования в обход третейской оговорки, причем независимо от обжалования его сторонами или третьими лицами (т.е. ex officio (!)), поскольку такой акт не отвечает "основным принципам правосудия". Как говорится, ВАС РФ has turned in it's grave.
Статья: Компетенция судов и подсудность споров в сфере управления земельными ресурсами
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)<25> Севастьянов Г.В. Правовая природа третейского разбирательства и компетенция третейского суда в сфере недвижимости: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 10.
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)<25> Севастьянов Г.В. Правовая природа третейского разбирательства и компетенция третейского суда в сфере недвижимости: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 10.
Статья: Конституционная модель арбитрабильности споров о недвижимом имуществе или замена формально-юридического контроля при выдаче исполнительного листа исследованием обстоятельств третейского решения - "судоизация" арбитража?
(Севастьянов Г.В.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)Ключевые слова: арбитрабильность споров в сфере недвижимости, компетенция третейского суда, третейский суд, арбитраж, третейская реформа.
(Севастьянов Г.В.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)Ключевые слова: арбитрабильность споров в сфере недвижимости, компетенция третейского суда, третейский суд, арбитраж, третейская реформа.
Статья: Подведомственность: перспективные направления исследования
(Туктамышев В.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Рассматривая подведомственность как механизм для разграничения компетенции государственных судов и третейских судов, индуктивно также возможно заключить об отсутствии необходимости в использовании субъективного критерия для определения компетенции третейского суда. Обусловливается это расширением круга субъектов, способных участвовать в третейском разбирательстве до предела включения всех субъектов в круг потенциальных участников третейского разбирательства <16>. Соответственно, в данном случае субъективный критерий приносит мало пользы.
(Туктамышев В.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Рассматривая подведомственность как механизм для разграничения компетенции государственных судов и третейских судов, индуктивно также возможно заключить об отсутствии необходимости в использовании субъективного критерия для определения компетенции третейского суда. Обусловливается это расширением круга субъектов, способных участвовать в третейском разбирательстве до предела включения всех субъектов в круг потенциальных участников третейского разбирательства <16>. Соответственно, в данном случае субъективный критерий приносит мало пользы.
Статья: Подведомственность - сущностный институт гражданского процессуального права или рудимент юридической техники?
(Баулин О.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Не утрачивают актуальности вопросы разграничения судебной подведомственности и компетенции третейских судов.
(Баулин О.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Не утрачивают актуальности вопросы разграничения судебной подведомственности и компетенции третейских судов.
Статья: Морской арбитраж в России: прошлое, настоящее, будущее
(Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)В советское время компетенция морских арбитражей рассматривалась как круг споров, нормативно за ними прямо закрепленных. Так, С.Н. Лебедев указывал, что "первоначально в компетенцию МАК входило лишь разрешение споров о вознаграждении за спасание и оказание помощи на море. Вскорости, однако, компетенция МАК была существенно расширена, перечень споров, могущих быть предметом арбитражного разбирательства, был дополнен" <15>. Анализ показал, что предметная компетенция МАК законодательно изменялась в 1933, 1936, 1960, 1980, 1993, 2015 и 2021 гг. В настоящее время компетенция третейских судов рассматривается иначе, в намного более широком контексте: этим термином принято не столько обозначать круг дел, сколько характеризовать полномочия юрисдикционного органа. В этом смысле компетенция морских арбитражей - это совокупность их полномочий по разрешению морских споров по существу, а также полномочий по ведению разбирательства, гарантирующих при разрешении дела выполнение требований справедливой процедуры.
(Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)В советское время компетенция морских арбитражей рассматривалась как круг споров, нормативно за ними прямо закрепленных. Так, С.Н. Лебедев указывал, что "первоначально в компетенцию МАК входило лишь разрешение споров о вознаграждении за спасание и оказание помощи на море. Вскорости, однако, компетенция МАК была существенно расширена, перечень споров, могущих быть предметом арбитражного разбирательства, был дополнен" <15>. Анализ показал, что предметная компетенция МАК законодательно изменялась в 1933, 1936, 1960, 1980, 1993, 2015 и 2021 гг. В настоящее время компетенция третейских судов рассматривается иначе, в намного более широком контексте: этим термином принято не столько обозначать круг дел, сколько характеризовать полномочия юрисдикционного органа. В этом смысле компетенция морских арбитражей - это совокупность их полномочий по разрешению морских споров по существу, а также полномочий по ведению разбирательства, гарантирующих при разрешении дела выполнение требований справедливой процедуры.
Статья: О понятии третейской записи
(Лобода А.И.)
("Третейский суд", 2022, N 4)Третейская запись как акт о полномочиях третейского суда
(Лобода А.И.)
("Третейский суд", 2022, N 4)Третейская запись как акт о полномочиях третейского суда
Статья: Об арбитрабельности споров, вытекающих из отношений, регулируемых Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(Шиткина И.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)На гражданско-правовой характер споров, вытекающих из Закона N 223-ФЗ, неоднократно указывал и Верховный Суд РФ: "...при закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Федерального закона N 223-ФЗ, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений". Верховный Суд РФ пришел к выводу, что к таким отношениям, вытекающим из закупок особых видов юридических лиц, применимы общие нормы об арбитрабельности гражданско-правовых споров, пока федеральным законом не установлено иное <10>. Эта правовая позиция вошла в Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, где Верховный Суд подчеркнул, что споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством о закупках товаров отдельными видами юридических лиц, в перечне споров, не подлежащих рассмотрению в третейских судах, не указаны, а иных законов, закрепляющих нормы об отсутствии компетенции третейских судов на рассмотрение таких споров, не имеется, не названы они и в качестве условно относящихся к компетенции третейских судов. Как отмечено Верховным Судом РФ, именно федеральный законодатель в силу диспозитивного характера гражданско-правовых отношений обладает прерогативой устанавливать баланс публичных и частных интересов в правоотношениях, которые по своей правовой природе предоставляют широкую свободу их участникам. До тех пор, пока не установлено иное в форме нормы закона, соответствующей критерию правовой определенности, диспозитивный характер гражданско-правовых отношений не предполагает выявления ограничений для участников гражданского оборота иными способами <11>.
(Шиткина И.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)На гражданско-правовой характер споров, вытекающих из Закона N 223-ФЗ, неоднократно указывал и Верховный Суд РФ: "...при закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Федерального закона N 223-ФЗ, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений". Верховный Суд РФ пришел к выводу, что к таким отношениям, вытекающим из закупок особых видов юридических лиц, применимы общие нормы об арбитрабельности гражданско-правовых споров, пока федеральным законом не установлено иное <10>. Эта правовая позиция вошла в Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, где Верховный Суд подчеркнул, что споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством о закупках товаров отдельными видами юридических лиц, в перечне споров, не подлежащих рассмотрению в третейских судах, не указаны, а иных законов, закрепляющих нормы об отсутствии компетенции третейских судов на рассмотрение таких споров, не имеется, не названы они и в качестве условно относящихся к компетенции третейских судов. Как отмечено Верховным Судом РФ, именно федеральный законодатель в силу диспозитивного характера гражданско-правовых отношений обладает прерогативой устанавливать баланс публичных и частных интересов в правоотношениях, которые по своей правовой природе предоставляют широкую свободу их участникам. До тех пор, пока не установлено иное в форме нормы закона, соответствующей критерию правовой определенности, диспозитивный характер гражданско-правовых отношений не предполагает выявления ограничений для участников гражданского оборота иными способами <11>.