Компетенция органов государственной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Компетенция органов государственной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.5 "Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно" ЗК РФТаким образом, порядок и случаи предоставления земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Подсудность гражданских дел областным, городским и иным равным им судам
(КонсультантПлюс, 2025)...Гражданский процессуальный закон не относит заявленные истицей требования о взыскании компенсации имущественного вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, к компетенции верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, в связи с чем на данные требования распространяются правила родовой подсудности, установленные статьей 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
(КонсультантПлюс, 2025)...Гражданский процессуальный закон не относит заявленные истицей требования о взыскании компенсации имущественного вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, к компетенции верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, в связи с чем на данные требования распространяются правила родовой подсудности, установленные статьей 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как получить визу в РФ (туристическую, деловую, транзитную и др.)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 3. Обратитесь с документами в компетентный государственный орган РФ
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 3. Обратитесь с документами в компетентный государственный орган РФ
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации
Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
"О континентальном шельфе Российской Федерации"Статья 6. Компетенция федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе
(ред. от 19.10.2023)
"О континентальном шельфе Российской Федерации"Статья 6. Компетенция федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Кроме того, в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Кроме того, в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Ситуация: Каков порядок присвоения почтового адреса вновь построенному частному жилому дому?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Единые правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, а также требования к структуре адреса установлены Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221. Решение данных вопросов относится к компетенции органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также органов публичной власти федеральной территории "Сириус" (п. 21 ч. 1 ст. 14, п. 34 ч. 1 ст. 15, п. 27 ч. 1 ст. 16 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ; ч. 3, 4 ст. 5 Закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Единые правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, а также требования к структуре адреса установлены Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221. Решение данных вопросов относится к компетенции органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также органов публичной власти федеральной территории "Сириус" (п. 21 ч. 1 ст. 14, п. 34 ч. 1 ст. 15, п. 27 ч. 1 ст. 16 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ; ч. 3, 4 ст. 5 Закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ).
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)При отсутствии законодательных ограничений по делу N А41-57719/2022 суды исходили из широкого понимания и применения принципа свободы договора, действие которого в гражданско-правовых отношениях с участием публично-правового образования должно иметь специальные смысл и значение. Принцип свободы договора не может допускать подмену нормы закона, устанавливающей обязанности и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления договорными условиями сделки и договора. Только условия обязательства и сделки, но не компетенция органов государственной власти и местного самоуправления выражают исключительно частные интересы и взаимопритязания сторон договора - должника и кредитора в обязательстве. Соответственно, компетенция органов государственной власти и местного самоуправления ни при каких обстоятельствах не может облекаться в условия гражданско-правового договора, создавая тем самым формальные и заведомо незаконные основания получения необоснованных выгод от частного лица за ее реализацию, то есть ложную видимость договора как основания взимания и получения имущества от предпринимателя. При этом соответствующая компетенция и без договора должна быть признана непосредственно действующей и обязательной к реализации органами государственной власти и местного самоуправления.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)При отсутствии законодательных ограничений по делу N А41-57719/2022 суды исходили из широкого понимания и применения принципа свободы договора, действие которого в гражданско-правовых отношениях с участием публично-правового образования должно иметь специальные смысл и значение. Принцип свободы договора не может допускать подмену нормы закона, устанавливающей обязанности и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления договорными условиями сделки и договора. Только условия обязательства и сделки, но не компетенция органов государственной власти и местного самоуправления выражают исключительно частные интересы и взаимопритязания сторон договора - должника и кредитора в обязательстве. Соответственно, компетенция органов государственной власти и местного самоуправления ни при каких обстоятельствах не может облекаться в условия гражданско-правового договора, создавая тем самым формальные и заведомо незаконные основания получения необоснованных выгод от частного лица за ее реализацию, то есть ложную видимость договора как основания взимания и получения имущества от предпринимателя. При этом соответствующая компетенция и без договора должна быть признана непосредственно действующей и обязательной к реализации органами государственной власти и местного самоуправления.
Вопрос: Допускается ли органам государственной власти (органам местного самоуправления) ссылаться на положения антимонопольного законодательства в рамках своей компетенции?
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025