Компетенция обрАзовательной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Компетенция обрАзовательной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28 "Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации""Уставом Центра внешкольной работы и в силу пункта 4 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что установление штатного расписания относится к компетенции директора образовательной организации."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28 "Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации""По смыслу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
Ситуация: Когда по расписанию начинаются школьные каникулы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу разработка и утверждение образовательных программ, в том числе календарного учебного графика, относятся к компетенции образовательной организации, которая самостоятельно определяет сроки начала и окончания каникул. При этом федеральные и региональные государственные органы, а также органы местного самоуправления, которые осуществляют управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график образовательных организаций (п. 9 ст. 2, ч. 10 ст. 13, п. 6 ч. 3 ст. 28 Закона N 273-ФЗ; п. 22 Порядка).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу разработка и утверждение образовательных программ, в том числе календарного учебного графика, относятся к компетенции образовательной организации, которая самостоятельно определяет сроки начала и окончания каникул. При этом федеральные и региональные государственные органы, а также органы местного самоуправления, которые осуществляют управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график образовательных организаций (п. 9 ст. 2, ч. 10 ст. 13, п. 6 ч. 3 ст. 28 Закона N 273-ФЗ; п. 22 Порядка).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
<Письмо> Рособрнадзора от 12.07.2023 N 07-569
<О компетенции образовательной организации>ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
<О компетенции образовательной организации>ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Статья: Образовательные программы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
Статья: К вопросу о системе источников трудового права как отрасли
(Чиканова Л.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Так, противоречат Трудовому кодексу РФ положения ст. 28 Закона об образовании, определяющие компетенцию образовательной организации. Названная статья предусматривает, что в компетенцию образовательной организации входят: прием на работу, заключение и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено данным Федеральным законом. Из этой формулировки следует, что прием на работу предшествует заключению трудового договора. Однако в соответствии с трудовым законодательством термин "прием на работу" означает издание приказа (распоряжения) работодателя, содержание которого должно соответствовать условиям уже заключенного трудового договора (ст. 68 ТК РФ).
(Чиканова Л.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Так, противоречат Трудовому кодексу РФ положения ст. 28 Закона об образовании, определяющие компетенцию образовательной организации. Названная статья предусматривает, что в компетенцию образовательной организации входят: прием на работу, заключение и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено данным Федеральным законом. Из этой формулировки следует, что прием на работу предшествует заключению трудового договора. Однако в соответствии с трудовым законодательством термин "прием на работу" означает издание приказа (распоряжения) работодателя, содержание которого должно соответствовать условиям уже заключенного трудового договора (ст. 68 ТК РФ).
Статья: Социально-психологическое тестирование в образовательных организациях
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из п. 15.1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в установленном порядке.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из п. 15.1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в установленном порядке.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)- организацию повышения компетенции родителей и работников детских образовательных организаций в области цифровой грамотности и информационной безопасности и т.д.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)- организацию повышения компетенции родителей и работников детских образовательных организаций в области цифровой грамотности и информационной безопасности и т.д.
Готовое решение: Каковы последствия представления работодателю подложных документов при приеме на работу
(КонсультантПлюс, 2025)Устанавливать факты подложности документов или сообщения заведомо ложных сведений не в вашей компетенции. Подделку документа должна установить компетентная инстанция, например образовательная организация, выдавшая диплом, правоохранительные органы или суд (Доклад о профилактике нарушений, утвержденный Рострудом). Вам для выявления такого факта необходимо обратиться с запросом в соответствующую инстанцию.
(КонсультантПлюс, 2025)Устанавливать факты подложности документов или сообщения заведомо ложных сведений не в вашей компетенции. Подделку документа должна установить компетентная инстанция, например образовательная организация, выдавшая диплом, правоохранительные органы или суд (Доклад о профилактике нарушений, утвержденный Рострудом). Вам для выявления такого факта необходимо обратиться с запросом в соответствующую инстанцию.
Статья: Управленческий учет и отчетность как инструмент повышения эффективности функционирования образовательных организаций
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)К существующим угрозам следует отнести неприятие многими сотрудниками и преподавателями образовательных организаций современных реалий, когда вузы работают в жесткой конкурентной среде. Это требует от сотрудников образовательных организаций новых навыков и компетенций. В ряде случаев как руководители высшего уровня управления, так и заведующие департаментами и кафедрами не готовы отвечать за финансовый результат курируемых ими подразделений. Другой серьезной угрозой в деятельности образовательной организации является частое внесение изменений в план закупок.
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)К существующим угрозам следует отнести неприятие многими сотрудниками и преподавателями образовательных организаций современных реалий, когда вузы работают в жесткой конкурентной среде. Это требует от сотрудников образовательных организаций новых навыков и компетенций. В ряде случаев как руководители высшего уровня управления, так и заведующие департаментами и кафедрами не готовы отвечать за финансовый результат курируемых ими подразделений. Другой серьезной угрозой в деятельности образовательной организации является частое внесение изменений в план закупок.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Еще одним проявлением автономии образовательной организации выступает нормотворческая компетенция в сфере регулирования образовательных отношений с применением цифровых технологий <1>. Локальными нормативными актами устанавливается порядок:
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Еще одним проявлением автономии образовательной организации выступает нормотворческая компетенция в сфере регулирования образовательных отношений с применением цифровых технологий <1>. Локальными нормативными актами устанавливается порядок: