Компетенция европЕйского союза
Подборка наиболее важных документов по запросу Компетенция европЕйского союза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Опыт международного сотрудничества в сфере обслуживания воздушного движения в Европе: от Евроконтроля к Единому европейскому небу
(Баталов А.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)Европейский союз и правовой режим Единого европейского неба. Расширение компетенции Европейского союза в сфере регулирования вопросов ОВД и реализация им концепции (программы) "Единое европейское небо" при одновременном развитии сотрудничества государств - членов ЕС в рамках Евроконтроля обусловлены несколькими основными факторами.
(Баталов А.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)Европейский союз и правовой режим Единого европейского неба. Расширение компетенции Европейского союза в сфере регулирования вопросов ОВД и реализация им концепции (программы) "Единое европейское небо" при одновременном развитии сотрудничества государств - членов ЕС в рамках Евроконтроля обусловлены несколькими основными факторами.
Статья: Временное применение международных договоров: вызов конституционным принципам или неотъемлемый атрибут международных отношений?
(Булатов Е.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Схожие вопросы возникают не только в связи с временным применением международного договора. Проблема соотношения национального законодательства и международного права возникает и в контексте выражения согласия государства на обязательность международного договора <3>. Ее причины заключаются в конституционных требованиях к нормативному воплощению принципа разделения властей в сфере международных отношений государства и поиске должного распределения компетенции органов, уполномоченных выразить согласие от имени государства на обязательность международного договора. В рамках наднациональных объединений государства также сталкиваются со схожими сложностями - например, Федеральный конституционный суд ФРГ в свете принципов демократии рассматривал основы разделения полномочий в Европейском союзе, признав неправомерными меры Европейского центрального банка, направленные на стимулирование экономики еврозоны денежными вливаниями <4>.
(Булатов Е.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)Схожие вопросы возникают не только в связи с временным применением международного договора. Проблема соотношения национального законодательства и международного права возникает и в контексте выражения согласия государства на обязательность международного договора <3>. Ее причины заключаются в конституционных требованиях к нормативному воплощению принципа разделения властей в сфере международных отношений государства и поиске должного распределения компетенции органов, уполномоченных выразить согласие от имени государства на обязательность международного договора. В рамках наднациональных объединений государства также сталкиваются со схожими сложностями - например, Федеральный конституционный суд ФРГ в свете принципов демократии рассматривал основы разделения полномочий в Европейском союзе, признав неправомерными меры Европейского центрального банка, направленные на стимулирование экономики еврозоны денежными вливаниями <4>.
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Гармонизация цивилистического процесса, понимаемая в Европе в первую очередь через вертикальную методологию и соотношение компетенций Евросоюза и национальных юрисдикций, привела к попытке "европейского процессуального права". Впрочем, объявление его было несколько поспешным - на практике, помимо нескольких процедурных регламентов ЕС (относительно бесспорных <1> и малозначительных требований <2> и частью - обеспечительных мер <3>), методология по-прежнему строилась на традиционном механизме взаимодействия национальных юрисдикций через их взаимное признание <4> (которое могло основываться на различных принципах). Одним из наглядных примеров так и не найденного согласия может служить, казалось бы, частный вопрос об астрэнте в странах ЕС. Несмотря на то что именно данный институт стал одной из первых ласточек успешной унификации в Законе Бенилюкса "Об астрэнте" 1980 г., до настоящего времени он не нашел единого нормативного воплощения в регламентах ЕС и точного доктринального толкования <5>. Тем не менее выражение "европеизация процессуального права" в начале нового тысячелетия обрело устойчивость и нередко употреблялось как синоним горизонтальной гармонизации цивилистического процесса, выражаемой через его основополагающие принципы и в особенности - через процедуры.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Гармонизация цивилистического процесса, понимаемая в Европе в первую очередь через вертикальную методологию и соотношение компетенций Евросоюза и национальных юрисдикций, привела к попытке "европейского процессуального права". Впрочем, объявление его было несколько поспешным - на практике, помимо нескольких процедурных регламентов ЕС (относительно бесспорных <1> и малозначительных требований <2> и частью - обеспечительных мер <3>), методология по-прежнему строилась на традиционном механизме взаимодействия национальных юрисдикций через их взаимное признание <4> (которое могло основываться на различных принципах). Одним из наглядных примеров так и не найденного согласия может служить, казалось бы, частный вопрос об астрэнте в странах ЕС. Несмотря на то что именно данный институт стал одной из первых ласточек успешной унификации в Законе Бенилюкса "Об астрэнте" 1980 г., до настоящего времени он не нашел единого нормативного воплощения в регламентах ЕС и точного доктринального толкования <5>. Тем не менее выражение "европеизация процессуального права" в начале нового тысячелетия обрело устойчивость и нередко употреблялось как синоним горизонтальной гармонизации цивилистического процесса, выражаемой через его основополагающие принципы и в особенности - через процедуры.
Статья: Специфика проявления принципа федерализма в российском законотворческом процессе
(Фомичева О.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)<2> Васильева Т.А. Контроль государств-членов за соблюдением принципа субсидиарности при осуществлении компетенции Европейского союза / Под ред. Н.В. Варламовой, Т.А. Васильевой. М.: ИГП РАН, 2017. С. 170 - 187.
(Фомичева О.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)<2> Васильева Т.А. Контроль государств-членов за соблюдением принципа субсидиарности при осуществлении компетенции Европейского союза / Под ред. Н.В. Варламовой, Т.А. Васильевой. М.: ИГП РАН, 2017. С. 170 - 187.
Статья: Внешняя компетенция ЕС и международные соглашения Союза
(Диков Р.В.)
("Международное право и международные организации", 2023, N 2)Предметом исследования является правосубъектность и внешняя компетенция международной организации (интеграционного объединения) и непосредственно Европейского союза. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как понятие правосубъектности международной организации, понятия компетенции и внешней компетенции международного организации, международные торговые договоры Европейского союза в контексте реализации внешней компетенции, источники внешней компетенции Европейского союза, виды компетенции Европейского союза, типы международных соглашений торгового характера Европейского союза. Особое внимание уделяется именно правовым источникам внешней компетенции внешнеторгового характера Европейского союза и классификации заключенных с третьей стороной договоров Европейского союза. Основными выводами проведенного исследования является определение правосубъектности международных организаций и интеграционных объединений, правовых источников внешней компетенции международной организации и, в частности, Европейского союза. Особым вкладом автора в исследование темы и одновременно научной новизной является классификация международных соглашений, заключенных от лица Европейского союза совместно с государствами-членами, в контексте особенностей реализации его внешней компетенции торгово-экономического характера. Также к научной новизне относится и рекомендация для Евразийского экономического союза, на основе опыта и особенностей, а также скорости заключения международных договоров Европейским союзом.
(Диков Р.В.)
("Международное право и международные организации", 2023, N 2)Предметом исследования является правосубъектность и внешняя компетенция международной организации (интеграционного объединения) и непосредственно Европейского союза. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как понятие правосубъектности международной организации, понятия компетенции и внешней компетенции международного организации, международные торговые договоры Европейского союза в контексте реализации внешней компетенции, источники внешней компетенции Европейского союза, виды компетенции Европейского союза, типы международных соглашений торгового характера Европейского союза. Особое внимание уделяется именно правовым источникам внешней компетенции внешнеторгового характера Европейского союза и классификации заключенных с третьей стороной договоров Европейского союза. Основными выводами проведенного исследования является определение правосубъектности международных организаций и интеграционных объединений, правовых источников внешней компетенции международной организации и, в частности, Европейского союза. Особым вкладом автора в исследование темы и одновременно научной новизной является классификация международных соглашений, заключенных от лица Европейского союза совместно с государствами-членами, в контексте особенностей реализации его внешней компетенции торгово-экономического характера. Также к научной новизне относится и рекомендация для Евразийского экономического союза, на основе опыта и особенностей, а также скорости заключения международных договоров Европейским союзом.