Компенсация за некачественный товар
Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсация за некачественный товар (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""Установив, что истцом недостаток товара обнаружен в пределах 15 дней с момента покупки, о чем было заявлено в направленной ответчику претензии, наличие указанного недостатка было подтверждено самим ответчиком, который произвел ремонт некачественного товара, учитывая нарушения прав потребителя продажей ему некачественного товара, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований об отказе от исполнения договора купли-продажи, взыскании стоимости некачественного товара, убытков и компенсации морального вреда."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 503 "Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества" ГК РФСсылаясь на отсутствие правовых оснований для взыскания с продавца компенсации морального вреда, суд не принял во внимание положения ст. ст. 4, 15 Закона о защите прав потребителей, в силу которых продажа потребителю некачественного товара является достаточным основанием для компенсации морального вреда."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как продавцу в целях налога на прибыль учесть расходы на компенсацию покупателю (организации) стоимости доставки некачественных товаров от покупателя к продавцу?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Вопрос: Как продавцу в целях налога на прибыль учесть расходы на компенсацию покупателю (организации) стоимости доставки некачественных товаров от покупателя к продавцу?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Вопрос: Как продавцу в целях налога на прибыль учесть расходы на компенсацию покупателю (организации) стоимости доставки некачественных товаров от покупателя к продавцу?
Готовое решение: НДС при возмещении расходов
(КонсультантПлюс, 2025)Так, в Письме Минфина России от 30.11.2010 N 03-07-08/343 сказано, что средства, полученные покупателем в качестве компенсации затрат на утилизацию некачественной продукции, в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
(КонсультантПлюс, 2025)Так, в Письме Минфина России от 30.11.2010 N 03-07-08/343 сказано, что средства, полученные покупателем в качестве компенсации затрат на утилизацию некачественной продукции, в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)Общество по защите прав потребителей <2> обратилось в защиту интересов П. в суд с иском к обществу (импортеру) о взыскании стоимости некачественного товара, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, с перечислением 50% суммы штрафа в пользу общественной организации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)Общество по защите прав потребителей <2> обратилось в защиту интересов П. в суд с иском к обществу (импортеру) о взыскании стоимости некачественного товара, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, с перечислением 50% суммы штрафа в пользу общественной организации.
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023)М. обратилась в суд с иском к обществу (импортеру) о взыскании уплаченной за товар денежной суммы, процентов за пользование кредитом, неустойки за просрочку исполнения требования о безвозмездном устранении недостатков товара, неустойки за просрочку исполнения требования о возврате стоимости некачественного товара, о возмещении убытков, компенсации морального вреда, а также о взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023)М. обратилась в суд с иском к обществу (импортеру) о взыскании уплаченной за товар денежной суммы, процентов за пользование кредитом, неустойки за просрочку исполнения требования о безвозмездном устранении недостатков товара, неустойки за просрочку исполнения требования о возврате стоимости некачественного товара, о возмещении убытков, компенсации морального вреда, а также о взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Ситуация: Каковы права потребителя?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Наличие неоговоренных недостатков в товаре является основанием для того, чтобы предъявить к продавцу (уполномоченной организации или уполномоченному ИП) определенные требования, например требования о возврате уплаченной за товар суммы (при отказе от исполнения договора купли-продажи) и о возмещении убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества, а также о компенсации морального вреда (п. 2 ст. 12, ст. 15, п. п. 1, 2 ст. 18 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Наличие неоговоренных недостатков в товаре является основанием для того, чтобы предъявить к продавцу (уполномоченной организации или уполномоченному ИП) определенные требования, например требования о возврате уплаченной за товар суммы (при отказе от исполнения договора купли-продажи) и о возмещении убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества, а также о компенсации морального вреда (п. 2 ст. 12, ст. 15, п. п. 1, 2 ст. 18 Закона N 2300-1).
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Приведенный подход апелляционного суда о необходимости исследования вещественных доказательств в судебном заседании скорее исключение из современной практики, чем единообразная судебная практика. Чаще суды ограничиваются назначением экспертизы и по результатам его исследования принимают соответствующее решение, что подтверждается, к примеру, следующим делом. Региональное отделение общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей "Объединение потребителей России" в Краснодарском крае (общественная организация) обратилось в защиту интересов Е.Е. Прохоренко в суд с иском к ООО "Эппл Рус" (общество, импортер) о взыскании стоимости некачественного товара, компенсации морального вреда, штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Как установлено судами и следует из материалов дела, 15 ноября 2015 г. между Е.Е. Прохоренко (покупателем) и ООО "реСтор" (продавцом) заключен договор купли-продажи портативного персонального компьютера Apple MacBook Pro 15,4 Retina QC i7 2,5CHZ/16GB/512GB FLASH. Ссылаясь на наличие дефектов в приобретенном компьютере, препятствующих его использованию по назначению, покупатель направил в адрес импортера указанного товара на территории Российской Федерации претензию с просьбой возвратить стоимость компьютера, общество претензию не удовлетворило, направив покупателю ответ с предложением ознакомиться с информацией о правилах продажи, правилах возврата товара в магазин либо технического обслуживания товара, что и послужило мотивом его обращения в суд. Определением Ейского городского суда Краснодарского края по делу назначена судебная экспертиза.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Приведенный подход апелляционного суда о необходимости исследования вещественных доказательств в судебном заседании скорее исключение из современной практики, чем единообразная судебная практика. Чаще суды ограничиваются назначением экспертизы и по результатам его исследования принимают соответствующее решение, что подтверждается, к примеру, следующим делом. Региональное отделение общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей "Объединение потребителей России" в Краснодарском крае (общественная организация) обратилось в защиту интересов Е.Е. Прохоренко в суд с иском к ООО "Эппл Рус" (общество, импортер) о взыскании стоимости некачественного товара, компенсации морального вреда, штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Как установлено судами и следует из материалов дела, 15 ноября 2015 г. между Е.Е. Прохоренко (покупателем) и ООО "реСтор" (продавцом) заключен договор купли-продажи портативного персонального компьютера Apple MacBook Pro 15,4 Retina QC i7 2,5CHZ/16GB/512GB FLASH. Ссылаясь на наличие дефектов в приобретенном компьютере, препятствующих его использованию по назначению, покупатель направил в адрес импортера указанного товара на территории Российской Федерации претензию с просьбой возвратить стоимость компьютера, общество претензию не удовлетворило, направив покупателю ответ с предложением ознакомиться с информацией о правилах продажи, правилах возврата товара в магазин либо технического обслуживания товара, что и послужило мотивом его обращения в суд. Определением Ейского городского суда Краснодарского края по делу назначена судебная экспертиза.
Статья: Правовая природа регрессных требований
(Фролова Н.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Таким образом, ст. 18 Закона о защите прав потребителей предлагает потребителю предъявить требования, связанные с приобретением некачественного товара, либо стороне договора (продавцу, который приобрел некачественный товар у производителя и продал его потребителю), либо непосредственному причинителю вреда - лицу, который произвел некачественный товар. По смыслу ст. 15, 1064 ГК РФ негативные последствия выпуска на рынок некачественного товара в виде компенсации потребителю расходов на ремонт или замену товара, а также возмещение вызванных приобретением некачественного товара убытков должны лечь на производителя, виновного в выпуске некачественного товара. Продавец же товара законодателем предложен в качестве лица, к которому потребитель может предъявить требования, по большей части из-за досягаемости такого продавца для потребителя. Как правило, только продавец зарегистрирован на территории Российской Федерации в качестве юридического лица или предпринимателя. Производитель в большинстве случаев может даже не иметь филиалов на территории Российской Федерации и уж тем более не быть зарегистрированным в качестве юридического лица или предпринимателя.
(Фролова Н.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)Таким образом, ст. 18 Закона о защите прав потребителей предлагает потребителю предъявить требования, связанные с приобретением некачественного товара, либо стороне договора (продавцу, который приобрел некачественный товар у производителя и продал его потребителю), либо непосредственному причинителю вреда - лицу, который произвел некачественный товар. По смыслу ст. 15, 1064 ГК РФ негативные последствия выпуска на рынок некачественного товара в виде компенсации потребителю расходов на ремонт или замену товара, а также возмещение вызванных приобретением некачественного товара убытков должны лечь на производителя, виновного в выпуске некачественного товара. Продавец же товара законодателем предложен в качестве лица, к которому потребитель может предъявить требования, по большей части из-за досягаемости такого продавца для потребителя. Как правило, только продавец зарегистрирован на территории Российской Федерации в качестве юридического лица или предпринимателя. Производитель в большинстве случаев может даже не иметь филиалов на территории Российской Федерации и уж тем более не быть зарегистрированным в качестве юридического лица или предпринимателя.
Ситуация: Как потребитель может вернуть продавцу некачественный продовольственный товар?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В связи с недостатками продовольственного товара в суд обычно обращаются с исковым заявлением о возврате уплаченных за некачественный товар денежных средств. При этом вы вправе также заявить требование о компенсации морального вреда; о возмещении убытков, причиненных в связи с продажей некачественного товара (ст. 15, п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В связи с недостатками продовольственного товара в суд обычно обращаются с исковым заявлением о возврате уплаченных за некачественный товар денежных средств. При этом вы вправе также заявить требование о компенсации морального вреда; о возмещении убытков, причиненных в связи с продажей некачественного товара (ст. 15, п. 1 ст. 18 Закона N 2300-1).
Статья: Трансформация механизма совершения хищений с использованием средств сотовой связи: постановка проблемы
(Поддубный И.В.)
("Российский следователь", 2021, N 7)Для примера рассмотрим приговор Первомайского районного суда г. Новосибирска <8>. Согласно разработанному плану участники организованной группы путем набора абонентских номеров клиентов колл-центра "Новосибирский центр здоровья" обзванивали граждан, представляясь ответившим на звонок незнакомым гражданам от имени сотрудников Министерства здравоохранения Российской Федерации, проводившего проверку в отношении организации, услугами которой ранее пользовался гражданин, ответивший на звонок, а также сотрудников других государственных органов. Злоумышленники сообщали гражданам, что им полагается компенсация за ранее приобретенный некачественный товар, для получения которой необходимо предварительно компенсировать расходы на ее выплату, такие как подоходный налог и страховой взнос, либо оплатить разницу стоимости приобретенного товара.
(Поддубный И.В.)
("Российский следователь", 2021, N 7)Для примера рассмотрим приговор Первомайского районного суда г. Новосибирска <8>. Согласно разработанному плану участники организованной группы путем набора абонентских номеров клиентов колл-центра "Новосибирский центр здоровья" обзванивали граждан, представляясь ответившим на звонок незнакомым гражданам от имени сотрудников Министерства здравоохранения Российской Федерации, проводившего проверку в отношении организации, услугами которой ранее пользовался гражданин, ответивший на звонок, а также сотрудников других государственных органов. Злоумышленники сообщали гражданам, что им полагается компенсация за ранее приобретенный некачественный товар, для получения которой необходимо предварительно компенсировать расходы на ее выплату, такие как подоходный налог и страховой взнос, либо оплатить разницу стоимости приобретенного товара.