Компенсация за использование личного автомобиля можно ли списать гсм
Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсация за использование личного автомобиля можно ли списать гсм (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2024 N 417 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N 92"
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 8)Обратите внимание, что компенсация работодателя может составлять больше, чем установленные нормы. Списать в расходы можно только установленные лимиты. Причем в эту сумму уже включены затраты на бензин. Поэтому работодатель не вправе списать на расходы еще и стоимость ГСМ, которая выплачивается сверх суммы компенсации.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 8)Обратите внимание, что компенсация работодателя может составлять больше, чем установленные нормы. Списать в расходы можно только установленные лимиты. Причем в эту сумму уже включены затраты на бензин. Поэтому работодатель не вправе списать на расходы еще и стоимость ГСМ, которая выплачивается сверх суммы компенсации.
Статья: УСН. Вопросы по доходам и расходам
(Фролова Т.С.)
("Горячая линия бухгалтера", 2009, N 7)На практике часто встречается ситуация, когда компенсация за использование личных автомобилей выплачивается по приказу руководителя, при этом отсутствуют путевые листы, не утверждены нормы списания ГСМ, нет копий документов, подтверждающих право собственности на автомобиль. Попробуем разобраться, как правильно оформить выплату компенсации за использование личных автомобилей, чтобы избежать споров с налоговыми органами.
(Фролова Т.С.)
("Горячая линия бухгалтера", 2009, N 7)На практике часто встречается ситуация, когда компенсация за использование личных автомобилей выплачивается по приказу руководителя, при этом отсутствуют путевые листы, не утверждены нормы списания ГСМ, нет копий документов, подтверждающих право собственности на автомобиль. Попробуем разобраться, как правильно оформить выплату компенсации за использование личных автомобилей, чтобы избежать споров с налоговыми органами.
Статья: Три способа приобрести автомобиль: налоговые последствия каждого
(Жадан Л.Г.)
("Главбух", 2006, N 9)Поэтому возмещение за пользование личными грузовиками можно учитывать для исчисления налога на прибыль в полном объеме на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. Что подтвердил и Минфин России в Письме от 15 августа 2005 г. N 03-03-02/61. Другое дело, что чиновники, как и в случае с легковыми автомобилями, скорее всего, не позволят списать затраты на ГСМ сверх компенсации.
(Жадан Л.Г.)
("Главбух", 2006, N 9)Поэтому возмещение за пользование личными грузовиками можно учитывать для исчисления налога на прибыль в полном объеме на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. Что подтвердил и Минфин России в Письме от 15 августа 2005 г. N 03-03-02/61. Другое дело, что чиновники, как и в случае с легковыми автомобилями, скорее всего, не позволят списать затраты на ГСМ сверх компенсации.
Статья: Путевой лист: с учетом новых требований
(Мухин В.)
("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2017, N 17)На самом деле у путевого листа довольно широкое применение. Это документ, который подтверждает, к примеру, факт использования личного автомобиля сотрудника в служебных целях. То есть он нужен для расчета работнику компенсации за использование личного имущества и для списания соответствующих затрат для целей налогообложения прибыли. Кроме того, по путевому листу признаются расходы на ГСМ (к нему нужно приложить "платежки" и авансовый отчет, если сотрудник покупал бензин на деньги, выданные на подотчет). Также путевые листы позволят "оправдать" для целей налогообложения прибыли расходы на парковку и т.д. и т.п. (с приложением платежных документов).
(Мухин В.)
("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2017, N 17)На самом деле у путевого листа довольно широкое применение. Это документ, который подтверждает, к примеру, факт использования личного автомобиля сотрудника в служебных целях. То есть он нужен для расчета работнику компенсации за использование личного имущества и для списания соответствующих затрат для целей налогообложения прибыли. Кроме того, по путевому листу признаются расходы на ГСМ (к нему нужно приложить "платежки" и авансовый отчет, если сотрудник покупал бензин на деньги, выданные на подотчет). Также путевые листы позволят "оправдать" для целей налогообложения прибыли расходы на парковку и т.д. и т.п. (с приложением платежных документов).
"Перевозки и автотранспорт"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)Начнем по порядку. Расходы на ГСМ в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль могут быть учтены в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ), причем в НК РФ данный вид расходов не является нормируемым. К нормируемым расходам в данном случае будут относиться только суммы компенсации, которые организация выплачивает своим сотрудникам, если те используют свой личный транспорт в служебных целях.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)Начнем по порядку. Расходы на ГСМ в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль могут быть учтены в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ), причем в НК РФ данный вид расходов не является нормируемым. К нормируемым расходам в данном случае будут относиться только суммы компенсации, которые организация выплачивает своим сотрудникам, если те используют свой личный транспорт в служебных целях.
Вопрос: Организация применяет упрощенную систему налогообложения и использует в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В каком порядке учитываются в 2006 г. при исчислении единого налога расходы на приобретение горюче-смазочных материалов для служебных автомобилей, а также для личных легковых автомобилей, используемых для служебных поездок?
(Консультация эксперта, Роснедвижимость, 2006)Таким образом, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, вправе учитывать в 2006 г. при исчислении единого налога расходы на содержание служебных автомобилей, в том числе и на приобретение ГСМ. Что касается личных легковых автомобилей, то расходы на компенсацию за их использование для служебных поездок, включая расходы на приобретение ГСМ, принимаются в пределах норм, установленных вышеупомянутым Постановлением Правительства РФ (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 и пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
(Консультация эксперта, Роснедвижимость, 2006)Таким образом, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, вправе учитывать в 2006 г. при исчислении единого налога расходы на содержание служебных автомобилей, в том числе и на приобретение ГСМ. Что касается личных легковых автомобилей, то расходы на компенсацию за их использование для служебных поездок, включая расходы на приобретение ГСМ, принимаются в пределах норм, установленных вышеупомянутым Постановлением Правительства РФ (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 и пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Статья: Транспортный вопрос: свой автомобиль или чужой?
(Горбик Ю.)
("Московский бухгалтер", 2006, N 21)Нередко компании арендуют транспортные средства у своих сотрудников. В такой ситуации также оформляется один из указанных договоров. Но возможен и третий вариант. Фирмы вправе выплачивать работнику, с которым заключен трудовой договор, компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях (ст. 188 ТК). Работодатель в такой ситуации обязан будет покрыть сотруднику расходы, связанные с использованием машины. Компенсация и возмещение затрат не подлежат налогообложению ЕСН и НДФЛ (ст. ст. 238 и 217 НК). Налог на доходы с физических лиц удерживается только в случае, если работодатель оформит страховку на арендованное имущество, так как в полисе ОСАГО будет указан определенный сотрудник. Следовательно, такие расходы являются личными затратами работника. Единственный аргумент фирмы в такой ситуации, что машину используют исключительно для нужд предприятия.
(Горбик Ю.)
("Московский бухгалтер", 2006, N 21)Нередко компании арендуют транспортные средства у своих сотрудников. В такой ситуации также оформляется один из указанных договоров. Но возможен и третий вариант. Фирмы вправе выплачивать работнику, с которым заключен трудовой договор, компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях (ст. 188 ТК). Работодатель в такой ситуации обязан будет покрыть сотруднику расходы, связанные с использованием машины. Компенсация и возмещение затрат не подлежат налогообложению ЕСН и НДФЛ (ст. ст. 238 и 217 НК). Налог на доходы с физических лиц удерживается только в случае, если работодатель оформит страховку на арендованное имущество, так как в полисе ОСАГО будет указан определенный сотрудник. Следовательно, такие расходы являются личными затратами работника. Единственный аргумент фирмы в такой ситуации, что машину используют исключительно для нужд предприятия.
"Документооборот и первичные документы в бухгалтерском учете"
(Семенихин В.В.)
("Московская финансово-промышленная академия", 2012)Теперь что касается норм расходов ГСМ. Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р утверждены Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. У организаций очень часто возникает вопрос: следует ли учитывать данные Нормы для целей налогового учета или же организация может утвердить собственные нормы расхода? Начнем по порядку. Расходы на ГСМ в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль могут быть учтены в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом в НК РФ данный вид расходов не является нормируемым. К нормируемым расходам в данном случае будут относиться только суммы компенсации, которую организация выплачивает своим сотрудникам, если те используют свой личный транспорт в целях организации. Казалось бы, что при отсутствии норм расходы на ГСМ можно учесть в фактическом объеме. Однако при этом следует иметь в виду, что каждый автомобиль имеет определенные технические характеристики, позволяющие определить, сколько топлива расходует то или иное транспортное средство при его эксплуатации. Поэтому при осуществлении выездной налоговой проверки первое, что сделают налоговики, - проверят соответствие списанных расходов пройденному расстоянию. Поэтому применение Норм в данном случае является объективной необходимостью не только, чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, но и для целей контроля расходования ГСМ в вашей организации. Однако это не означает, что организация обязана руководствоваться утвержденными Нормами. Лучше всего произвести замеры расходуемого топлива и утвердить самостоятельные нормы расхода ГСМ. Однако имейте в виду, что при значительном расхождении ваших норм с Нормами Минтранса интерес налоговиков только повысится. Что касается разъяснений Минфина России, то он в Письме от 3 сентября 2010 г. N 03-03-06/2/57 не обязывает налогоплательщиков применять утвержденные Нормы, но указывает на то, что налогоплательщик при определении обоснованности произведенных затрат должен учитывать данные Нормы. Однако вышесказанное не мешает некоторым отчаянным налогоплательщикам признавать расходы на ГСМ в фактическом объеме. Не удивительно, что подобные действия налогоплательщика приводят к судебным разбирательствам. И, что самое интересное, некоторым из них удается доказать свою точку зрения. Так, например, стоит ознакомиться с Постановлением ФАС Центрального округа от 4 апреля 2008 г. по делу N А09-3658/07-29 (Определением ВАС РФ от 14 августа 2008 г. N 9586/08 по делу N А09-3658/07-29 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). Такая судебная практика является, скорее всего, исключением, нежели нормой.
(Семенихин В.В.)
("Московская финансово-промышленная академия", 2012)Теперь что касается норм расходов ГСМ. Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р утверждены Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. У организаций очень часто возникает вопрос: следует ли учитывать данные Нормы для целей налогового учета или же организация может утвердить собственные нормы расхода? Начнем по порядку. Расходы на ГСМ в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль могут быть учтены в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом в НК РФ данный вид расходов не является нормируемым. К нормируемым расходам в данном случае будут относиться только суммы компенсации, которую организация выплачивает своим сотрудникам, если те используют свой личный транспорт в целях организации. Казалось бы, что при отсутствии норм расходы на ГСМ можно учесть в фактическом объеме. Однако при этом следует иметь в виду, что каждый автомобиль имеет определенные технические характеристики, позволяющие определить, сколько топлива расходует то или иное транспортное средство при его эксплуатации. Поэтому при осуществлении выездной налоговой проверки первое, что сделают налоговики, - проверят соответствие списанных расходов пройденному расстоянию. Поэтому применение Норм в данном случае является объективной необходимостью не только, чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, но и для целей контроля расходования ГСМ в вашей организации. Однако это не означает, что организация обязана руководствоваться утвержденными Нормами. Лучше всего произвести замеры расходуемого топлива и утвердить самостоятельные нормы расхода ГСМ. Однако имейте в виду, что при значительном расхождении ваших норм с Нормами Минтранса интерес налоговиков только повысится. Что касается разъяснений Минфина России, то он в Письме от 3 сентября 2010 г. N 03-03-06/2/57 не обязывает налогоплательщиков применять утвержденные Нормы, но указывает на то, что налогоплательщик при определении обоснованности произведенных затрат должен учитывать данные Нормы. Однако вышесказанное не мешает некоторым отчаянным налогоплательщикам признавать расходы на ГСМ в фактическом объеме. Не удивительно, что подобные действия налогоплательщика приводят к судебным разбирательствам. И, что самое интересное, некоторым из них удается доказать свою точку зрения. Так, например, стоит ознакомиться с Постановлением ФАС Центрального округа от 4 апреля 2008 г. по делу N А09-3658/07-29 (Определением ВАС РФ от 14 августа 2008 г. N 9586/08 по делу N А09-3658/07-29 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). Такая судебная практика является, скорее всего, исключением, нежели нормой.
"Годовой отчет. Упрощенная система налогообложения - 2022"
(под общей редакцией д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Для налогового учета расходов нужны не только подтверждающие покупку ГСМ документы, но и документы, подтверждающие списание топлива для использования служебным транспортом. Но в гл. 26.2 НК РФ не содержится требований о нормировании расходов на топливо для служебного транспорта. В подпункте 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ говорится лишь о необходимости нормирования в целях налогообложения затрат на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов. И ничего не сказано об обязанности налогоплательщика нормировать расходы на ГСМ для служебного транспорта.
(под общей редакцией д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Для налогового учета расходов нужны не только подтверждающие покупку ГСМ документы, но и документы, подтверждающие списание топлива для использования служебным транспортом. Но в гл. 26.2 НК РФ не содержится требований о нормировании расходов на топливо для служебного транспорта. В подпункте 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ говорится лишь о необходимости нормирования в целях налогообложения затрат на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов. И ничего не сказано об обязанности налогоплательщика нормировать расходы на ГСМ для служебного транспорта.
Тематический выпуск: Автотранспорт на предприятии
(Антошина О.А.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2007, N 8)Компенсация за использование личных автомобилей
(Антошина О.А.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2007, N 8)Компенсация за использование личных автомобилей
Статья: Компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях при ЕСХН
("Налоги" (газета), 2009, N 26)А ФАС Уральского округа в Постановлении от 18 марта 2008 г. N Ф09-511/08-С2 установил, что арендованные машины использовались как личный транспорт, а при использовании личного транспорта в служебных целях предусмотрена компенсация за использование личного транспорта в служебных целях.
("Налоги" (газета), 2009, N 26)А ФАС Уральского округа в Постановлении от 18 марта 2008 г. N Ф09-511/08-С2 установил, что арендованные машины использовались как личный транспорт, а при использовании личного транспорта в служебных целях предусмотрена компенсация за использование личного транспорта в служебных целях.