Компенсация за использование грузового автомобиля
Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсация за использование грузового автомобиля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Омского областного суда от 22.11.2023 по делу N 33-6503/2023 (УИД 55RS0003-01-2023-003509-81)
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: 1) О взыскании страхового возмещения; 2) О взыскании неустойки и штрафа; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В результате ДТП принадлежащее истцу транспортное средство получило механические повреждения. Ответчик обязанность по выплате страхового возмещения своевременно в полном объеме не исполнил.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.В такой ситуации, выводы суда о взыскании в пользу истца денежной компенсации морального вреда за нарушение ее прав как потребителя, сомнений в правильности не вызывают. Использование грузового автомобиля для личных, семейных нужд не исключается, что и имело место в данном случае.
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: 1) О взыскании страхового возмещения; 2) О взыскании неустойки и штрафа; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В результате ДТП принадлежащее истцу транспортное средство получило механические повреждения. Ответчик обязанность по выплате страхового возмещения своевременно в полном объеме не исполнил.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.В такой ситуации, выводы суда о взыскании в пользу истца денежной компенсации морального вреда за нарушение ее прав как потребителя, сомнений в правильности не вызывают. Использование грузового автомобиля для личных, семейных нужд не исключается, что и имело место в данном случае.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023 N 19АП-1490/2023 по делу N А64-9281/2022
Требование: О взыскании убытков, понесенных на оплату труда локомотивных бригад и сверхнормативные траты на топливно-энергетические ресурсы.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Указание суда первой инстанции о том, что затраты на оплату труда, материальные отчисления включены в тарифы, сборы и плату по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта при грузовых перевозках, не свидетельствует о том, что в связи с указанным у истца не имеется расходов либо такие расходы могут производиться без каких-либо ограничений, в том числе и в случае, если такие расходы вызваны неправомерными действиями иных лиц. Плата за услуги истца, ограниченная утвержденными тарифами, составляет доходы истца, а расходы произведенные истцом в результате неправомерных действий иных лиц, а не в рамках обычной хозяйственной деятельности, составляют убытки истца, подлежащие компенсации за счет лиц, виновных в причинении ущерба.
Требование: О взыскании убытков, понесенных на оплату труда локомотивных бригад и сверхнормативные траты на топливно-энергетические ресурсы.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Указание суда первой инстанции о том, что затраты на оплату труда, материальные отчисления включены в тарифы, сборы и плату по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта при грузовых перевозках, не свидетельствует о том, что в связи с указанным у истца не имеется расходов либо такие расходы могут производиться без каких-либо ограничений, в том числе и в случае, если такие расходы вызваны неправомерными действиями иных лиц. Плата за услуги истца, ограниченная утвержденными тарифами, составляет доходы истца, а расходы произведенные истцом в результате неправомерных действий иных лиц, а не в рамках обычной хозяйственной деятельности, составляют убытки истца, подлежащие компенсации за счет лиц, виновных в причинении ущерба.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как при расчете налога на прибыль учесть расходы на персонал
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в расходах учитываются затраты на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ. По мнению Минфина России, для названных целей нельзя учесть расходы на компенсацию за использование личных легковых автомобилей, категории которых не предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 (в частности, электромобилей) (Письмо от 19.08.2025 N 03-03-06/1/80897). Ранее Минфин России допускал возможность учета для целей налогообложения прибыли компенсации за использование грузового транспорта, если она соответствует общим требованиям ст. 252 НК РФ (Письмо от 18.03.2010 N 03-03-06/1/150).
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в расходах учитываются затраты на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ. По мнению Минфина России, для названных целей нельзя учесть расходы на компенсацию за использование личных легковых автомобилей, категории которых не предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 (в частности, электромобилей) (Письмо от 19.08.2025 N 03-03-06/1/80897). Ранее Минфин России допускал возможность учета для целей налогообложения прибыли компенсации за использование грузового транспорта, если она соответствует общим требованиям ст. 252 НК РФ (Письмо от 18.03.2010 N 03-03-06/1/150).
Готовое решение: Как учесть компенсацию сотруднику за использование личного транспорта при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)В расходах вы можете учесть компенсацию, которую выплачиваете работнику за использование его легкового автомобиля или мотоцикла для служебных целей (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Компенсацию за использование иного транспорта (например, грузового) учесть не получится, поскольку такой вид расходов не предусмотрен п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)В расходах вы можете учесть компенсацию, которую выплачиваете работнику за использование его легкового автомобиля или мотоцикла для служебных целей (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Компенсацию за использование иного транспорта (например, грузового) учесть не получится, поскольку такой вид расходов не предусмотрен п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Нормативные акты
Приказ ФСТ России от 30.08.2013 N 166-т/1
(ред. от 15.11.2024)
"Об утверждении Методических указаний по вопросу государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30374) - размер доходов от реализации услуг по перевозке грузов и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при грузовых перевозках в соответствии с данными раздельного учета доходов и расходов за последний отчетный год, предшествующий периоду действия базового капитала;
(ред. от 15.11.2024)
"Об утверждении Методических указаний по вопросу государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30374) - размер доходов от реализации услуг по перевозке грузов и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при грузовых перевозках в соответствии с данными раздельного учета доходов и расходов за последний отчетный год, предшествующий периоду действия базового капитала;
Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 N 3363-р
(ред. от 06.11.2024)
<О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года>Частично рост потребности в энергоресурсах будет компенсирован ростом эффективности их использования (исторически рост энергоэффективности транспорта составляет около 0,9 процента в год). В период до 2035 года ожидается снижение удельного расхода топлива на транспорте на 13 - 15 процентов к уровню 2019 года. В результате ожидаемый рост потребности в традиционных энергетических ресурсах для транспорта может составить около 5 процентов.
(ред. от 06.11.2024)
<О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года>Частично рост потребности в энергоресурсах будет компенсирован ростом эффективности их использования (исторически рост энергоэффективности транспорта составляет около 0,9 процента в год). В период до 2035 года ожидается снижение удельного расхода топлива на транспорте на 13 - 15 процентов к уровню 2019 года. В результате ожидаемый рост потребности в традиционных энергетических ресурсах для транспорта может составить около 5 процентов.
Статья: Обзор практики ВС РФ за IV квартал 2023 года: о самом важном для банков
(Мовсисян Л., Саламатова А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 4)В-третьих, истец не раскрыл данные, на основании которых в договоре была установлена твердая величина "суммы закрытия сделки" в размере 8,7 млн руб., и не пояснил, на компенсацию каких имущественных потерь лизингодателя направлена эта сумма.
(Мовсисян Л., Саламатова А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 4)В-третьих, истец не раскрыл данные, на основании которых в договоре была установлена твердая величина "суммы закрытия сделки" в размере 8,7 млн руб., и не пояснил, на компенсацию каких имущественных потерь лизингодателя направлена эта сумма.
Вопрос: Как наиболее выгодно оформить правоотношения по использованию в служебных целях личного имущества (автомобиля) директора или иного работника?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Кроме того, по мнению Минфина России, пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ не включает в расходы компенсацию за использование работниками личного грузового транспорта. Они могут быть учтены в составе прочих расходов в размере фактических затрат на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо от 18.03.2010 N 03-03-06/1/150).
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Кроме того, по мнению Минфина России, пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ не включает в расходы компенсацию за использование работниками личного грузового транспорта. Они могут быть учтены в составе прочих расходов в размере фактических затрат на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо от 18.03.2010 N 03-03-06/1/150).
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Истица обратилась в суд с иском к ответчику с требованием отменить приказ руководителя УФССП по РК от 11 сентября 2017 г. "Об увольнении Е.В. Головкиной", признать данный приказ незаконным, восстановить ее на замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Печоре, взыскать компенсацию морального вреда, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула, расходы по оплате услуг представителя. В обоснование требований указала, что приказом УФССП России по РК от 11 сентября 2017 г. с ней был расторгнут служебный контракт, и она была освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Печоре и уволена с федеральной государственной гражданской службы 11 сентября 2017 г. в связи с несоблюдением ограничений и несоблюдением обязательств, установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Основанием для увольнения послужила докладная записка начальника отдела противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами, и вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны УФССП по РК от 11 сентября 2017 г. N... вн. В исковом заявлении истец указала, что ранее 27 мая 2016 г. она была уволена по инициативе работодателя, решением Печорского городского суда она была восстановлена на работе, апелляционным определением Верховного Суда РК решение Печорского городского суда было оставлено в силе. 16 марта 2017 г. истец была вновь уволена по инициативе работодателя, она обратилась в Печорский городской суд об отмене приказа об увольнении, решением Печорского городского суда истцу было отказано в удовлетворении исковых требований. Апелляционным определением Верховного Суда РК решение Печорского городского суда отменено, Г. восстановлена на замещаемой должности 28 августа 2017 г. Однако, проработав две недели, истец вновь была уволена по инициативе работодателя 11 сентября 2017 г. С докладной запиской, послужившей основанием для увольнения, истец не ознакомлена, служебное расследование не проводилось, объяснения у истца работодателем не запрашивались, т.е. была нарушена процедура ее увольнения. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, в связи с чем истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Истица обратилась в суд с иском к ответчику с требованием отменить приказ руководителя УФССП по РК от 11 сентября 2017 г. "Об увольнении Е.В. Головкиной", признать данный приказ незаконным, восстановить ее на замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Печоре, взыскать компенсацию морального вреда, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула, расходы по оплате услуг представителя. В обоснование требований указала, что приказом УФССП России по РК от 11 сентября 2017 г. с ней был расторгнут служебный контракт, и она была освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Печоре и уволена с федеральной государственной гражданской службы 11 сентября 2017 г. в связи с несоблюдением ограничений и несоблюдением обязательств, установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Основанием для увольнения послужила докладная записка начальника отдела противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами, и вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны УФССП по РК от 11 сентября 2017 г. N... вн. В исковом заявлении истец указала, что ранее 27 мая 2016 г. она была уволена по инициативе работодателя, решением Печорского городского суда она была восстановлена на работе, апелляционным определением Верховного Суда РК решение Печорского городского суда было оставлено в силе. 16 марта 2017 г. истец была вновь уволена по инициативе работодателя, она обратилась в Печорский городской суд об отмене приказа об увольнении, решением Печорского городского суда истцу было отказано в удовлетворении исковых требований. Апелляционным определением Верховного Суда РК решение Печорского городского суда отменено, Г. восстановлена на замещаемой должности 28 августа 2017 г. Однако, проработав две недели, истец вновь была уволена по инициативе работодателя 11 сентября 2017 г. С докладной запиской, послужившей основанием для увольнения, истец не ознакомлена, служебное расследование не проводилось, объяснения у истца работодателем не запрашивались, т.е. была нарушена процедура ее увольнения. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, в связи с чем истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.
Типовая ситуация: Как выплатить и учесть компенсацию за использование личного автомобиля работника в служебных целях (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Сумма, которую можно учесть в расходах при использовании грузового автомобиля работника, законом не ограничена.
(Издательство "Главная книга", 2025)Сумма, которую можно учесть в расходах при использовании грузового автомобиля работника, законом не ограничена.
Статья: Спор о взыскании страхового возмещения по договору добровольного автострахования (по риску "каско") (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В удовлетворении иска о взыскании компенсации морального вреда, штрафа отказано, так как оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда и штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке не имелось исходя из субъектного состава участников, поскольку истец в данном контексте не является потребителем, так как использовал грузовой автомобиль в предпринимательских целях.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В удовлетворении иска о взыскании компенсации морального вреда, штрафа отказано, так как оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда и штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке не имелось исходя из субъектного состава участников, поскольку истец в данном контексте не является потребителем, так как использовал грузовой автомобиль в предпринимательских целях.
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)При этом возможность учета в расходах компенсаций за использование грузовых автомобилей чиновниками не оспаривается, хотя в отношении грузовых автомобилей никаких норм тоже нет (Письмо Минфина России от 18.03.2010 N 03-03-06/1/150).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)При этом возможность учета в расходах компенсаций за использование грузовых автомобилей чиновниками не оспаривается, хотя в отношении грузовых автомобилей никаких норм тоже нет (Письмо Минфина России от 18.03.2010 N 03-03-06/1/150).
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)В отсутствие четких официальных разъяснений можно установить размер компенсации за использование микроавтобуса (грузового автомобиля и пр.), например в пропорции к размеру компенсации за использование легкового автомобиля, сравнив рабочий объем двигателей.
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)В отсутствие четких официальных разъяснений можно установить размер компенсации за использование микроавтобуса (грузового автомобиля и пр.), например в пропорции к размеру компенсации за использование легкового автомобиля, сравнив рабочий объем двигателей.
Готовое решение: Как бюджетному (автономному) учреждению учесть расходы на персонал при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Ранее Минфин России допускал возможность учета для целей налогообложения прибыли компенсации за использование грузового транспорта, если она соответствует общим требованиям ст. 252 НК РФ (Письмо от 18.03.2010 N 03-03-06/1/150).
(КонсультантПлюс, 2025)Ранее Минфин России допускал возможность учета для целей налогообложения прибыли компенсации за использование грузового транспорта, если она соответствует общим требованиям ст. 252 НК РФ (Письмо от 18.03.2010 N 03-03-06/1/150).