Компенсация предпринимателям коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсация предпринимателям коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2023 N 88-19542/2023 (УИД 54RS0007-01-2022-002799-68)
Категория спора: Защита прав и интересов работника в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Подпись работника в трудовом договоре имеет место только на конечном листе договора, тогда как условие о сроке договора отражено на первом листе, на котором подпись истца отсутствует.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Согласно ответа на судебный запрос из МИФНС России N 21 по Новосибирской области о предоставлении надлежащим образом заверенной копии трудового договора, заключенного между Ш. и ООО "Красивые платья", предоставленного в МИФНС России N 21 по Новосибирской области в рамках получения субсидии для частичной компенсации затрат организаций и предпринимателей, пострадавших в связи с коронавирусом, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда работников, следует, что данный запрос не относится к компетенции Инспекции.
Категория спора: Защита прав и интересов работника в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Подпись работника в трудовом договоре имеет место только на конечном листе договора, тогда как условие о сроке договора отражено на первом листе, на котором подпись истца отсутствует.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Согласно ответа на судебный запрос из МИФНС России N 21 по Новосибирской области о предоставлении надлежащим образом заверенной копии трудового договора, заключенного между Ш. и ООО "Красивые платья", предоставленного в МИФНС России N 21 по Новосибирской области в рамках получения субсидии для частичной компенсации затрат организаций и предпринимателей, пострадавших в связи с коронавирусом, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда работников, следует, что данный запрос не относится к компетенции Инспекции.
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Суточные при загранкомандировках
(КонсультантПлюс, 2025)"...Ш. обратился в суд с иском... просил взыскать с индивидуального предпринимателя М. денежные средства... в счет компенсации расходов, связанных со служебной командировкой, а именно суточные...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Ш. обратился в суд с иском... просил взыскать с индивидуального предпринимателя М. денежные средства... в счет компенсации расходов, связанных со служебной командировкой, а именно суточные...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Федеральным законом N 382-ФЗ ст. 217 НК РФ дополнена п. 89, согласно которому освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы в виде оплаты труда работников в размере, не превышающем 12 792 рублей, выплаченные работодателями, получившими субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней в октябре и ноябре 2021 года, а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции. Указанные доходы освобождаются от налогообложения однократно в календарном месяце получения такой субсидии или в следующем за ним календарном месяце.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Федеральным законом N 382-ФЗ ст. 217 НК РФ дополнена п. 89, согласно которому освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы в виде оплаты труда работников в размере, не превышающем 12 792 рублей, выплаченные работодателями, получившими субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней в октябре и ноябре 2021 года, а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции. Указанные доходы освобождаются от налогообложения однократно в календарном месяце получения такой субсидии или в следующем за ним календарном месяце.
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отказывая в иске, суды исходили из того, что основной вид деятельности заявителя, фактически осуществляемый им и отраженный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, включен в Перечень N 434. Суды отклонили доводы налогового органа о нераспространении Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" на спорные правоотношения ввиду его вступления в законную силу после обращения общества с заявлением о предоставлении субсидии, указав, что такая позиция фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года (при этом указанное Постановление N 927 принято до истечения срока на подачу заявления о перечислении субсидии и не имеется оснований полагать, что при его принятии преследовалась цель ограничить действие Правил N 576 посредством исключения из числа получателей субсидий за апрель и май 2020 года (как форм прямой финансовой поддержки) субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отраслях, перечисленных в упомянутом Постановлении N 927).
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отказывая в иске, суды исходили из того, что основной вид деятельности заявителя, фактически осуществляемый им и отраженный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, включен в Перечень N 434. Суды отклонили доводы налогового органа о нераспространении Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" на спорные правоотношения ввиду его вступления в законную силу после обращения общества с заявлением о предоставлении субсидии, указав, что такая позиция фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года (при этом указанное Постановление N 927 принято до истечения срока на подачу заявления о перечислении субсидии и не имеется оснований полагать, что при его принятии преследовалась цель ограничить действие Правил N 576 посредством исключения из числа получателей субсидий за апрель и май 2020 года (как форм прямой финансовой поддержки) субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отраслях, перечисленных в упомянутом Постановлении N 927).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.11.2021 N 382-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"89) доходы в виде оплаты труда работников в размере, не превышающем 12 792 рублей, выплаченные работодателями, получившими субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней в октябре и ноябре 2021 года, а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции. Доходы, указанные в настоящем пункте, освобождаются от налогообложения однократно в календарном месяце получения такой субсидии или в следующем за ним календарном месяце.";
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"89) доходы в виде оплаты труда работников в размере, не превышающем 12 792 рублей, выплаченные работодателями, получившими субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней в октябре и ноябре 2021 года, а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции. Доходы, указанные в настоящем пункте, освобождаются от налогообложения однократно в календарном месяце получения такой субсидии или в следующем за ним календарном месяце.";
Статья: Антимонопольный иммунитет в картелях и иных формах группового антиконкурентного поведения хозяйствующих субъектов
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)4. Башлаков-Николаев И.В. О компенсации ущерба в случае правомерного ограничения конкуренции в Российской Федерации / И.В. Башлаков-Николаев // Предпринимательское право. 2021. N 1. С. 66 - 74. DOI: 10.18572/1999-4788-2021-1-66-74.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)4. Башлаков-Николаев И.В. О компенсации ущерба в случае правомерного ограничения конкуренции в Российской Федерации / И.В. Башлаков-Николаев // Предпринимательское право. 2021. N 1. С. 66 - 74. DOI: 10.18572/1999-4788-2021-1-66-74.
Статья: К вопросу о страховой сумме в договоре страхования предпринимательского риска
(Побережная И.Ю., Побережный С.Г., Семенов А.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)<4> Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (ред. от 20.06.2020) // СЗ РФ. 2020. N 18. Ст. 2895.
(Побережная И.Ю., Побережный С.Г., Семенов А.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)<4> Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (ред. от 20.06.2020) // СЗ РФ. 2020. N 18. Ст. 2895.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Федеральным законом от 08.08.2024 N 259-ФЗ признан утратившим силу подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, предусматривавший исключение из налоговой базы доходов в виде субсидий (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученных из федерального и (или) регионального бюджетов в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на дату получения субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) относящимися к социально ориентированным некоммерческим организациям.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Федеральным законом от 08.08.2024 N 259-ФЗ признан утратившим силу подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, предусматривавший исключение из налоговой базы доходов в виде субсидий (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученных из федерального и (или) регионального бюджетов в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на дату получения субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) относящимися к социально ориентированным некоммерческим организациям.
Статья: К вопросу о выявлении и пресечении незаконной предпринимательской деятельности в социальных сетях
(Зебницкая А.К.)
("Адвокатская практика", 2021, N 5)За прошедший год преимущества удаленной работы посредством социальных сетей в связи с пандемией коронавируса оценили многие россияне. Однако государство крайне обеспокоено ситуацией. Сложилась тенденция: гражданин оказывает услуги на дому, рекламирует свою услугу посредством размещения информации о ней в социальных сетях, но при этом не встает на учет в качестве индивидуального предпринимателя в Федеральной налоговой службе России. Соответственно, государство не получает налог в доход бюджета, гражданин не перечисляет и страховые взносы. Кроме того, компенсируя Пенсионному фонду РФ недостающие денежные средства, Россия вынуждена тратить дополнительные ресурсы. Такие бюджетные потери и расходы будут только расти, поскольку незаконная самозанятость граждан только растет.
(Зебницкая А.К.)
("Адвокатская практика", 2021, N 5)За прошедший год преимущества удаленной работы посредством социальных сетей в связи с пандемией коронавируса оценили многие россияне. Однако государство крайне обеспокоено ситуацией. Сложилась тенденция: гражданин оказывает услуги на дому, рекламирует свою услугу посредством размещения информации о ней в социальных сетях, но при этом не встает на учет в качестве индивидуального предпринимателя в Федеральной налоговой службе России. Соответственно, государство не получает налог в доход бюджета, гражданин не перечисляет и страховые взносы. Кроме того, компенсируя Пенсионному фонду РФ недостающие денежные средства, Россия вынуждена тратить дополнительные ресурсы. Такие бюджетные потери и расходы будут только расти, поскольку незаконная самозанятость граждан только растет.
Статья: Преодоление последствий пандемии коронавируса в туриндустрии: немецкий опыт
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Решение о предоставлении единовременной государственной финансовой помощи было принято 12 июня 2020 г. правительством ФРГ по предложению федерального министерства экономики и энергетики и федерального министерства финансов. Срок предоставления помощи рассчитан на три месяца (июнь - июль - август). Помощь оказывается малым и средним предприятиям, а также индивидуальным предпринимателям и некоммерческим организациям, прекратившим или существенно ограничившим свою деятельность с началом эпидемии, в виде прямых дотаций в фиксированные издержки предприятия. Подать заявку могут предприятия и организации, чей оборот с апреля по май 2020 г. сократился не менее чем на 60% по сравнению с тем же периодом 2019 г. Размер дотации зависит от объема фиксированных издержек предприятия и масштаба снижения оборота (не менее чем на 40% в месяц). При снижении оборота в диапазоне от 40 до 50% по сравнению с предыдущим годом возмещается 40% фиксированных издержек, от 50 до 70% - 50%, свыше 70% - 80%. Максимальный размер дотации составляет 50 000 евро в месяц. Предприятия и организации с менее чем десятью работниками получат не более 5 000, а малые предприятия с менее чем пятью работниками и индивидуальные предприниматели - не более 3 000 евро в месяц. Следует отметить, что 97% предприятий туристической отрасли входят в группу предприятий, насчитывающих менее 20 работников. Заявки можно подать на общефедеральном онлайн-портале (https://www.ueberbrueckungshilfe-unternehmen.de) через налогового консультанта, налогового инспектора или присяжного бухгалтера-ревизора. Выплаты начались уже в июле, последний день, когда можно было подать заявку - 31 августа 2020 г. Программа финансирования в целом составляет 24,6 млрд евро. В рамках единовременной помощи турагентствам могут частично компенсироваться потери комиссионных вознаграждений из-за аннулированных поездок в связи с пандемией, а туроператорам, имеющим в своем штате до 249 работников, может возмещаться маржа за поездки с предварительной оплатой всех расходов <2>. В целях оказания консультационной помощи Немецкая ассоциация путешествий (нем. der Deutsche Reiseverband, сокр. DRV) провела для предпринимателей 9 июля 2020 г. вебинар на тему "COVID-19: Как турагентствам и туроператорам правильно оформить заявку на единовременную финансовую помощь" <3>.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Решение о предоставлении единовременной государственной финансовой помощи было принято 12 июня 2020 г. правительством ФРГ по предложению федерального министерства экономики и энергетики и федерального министерства финансов. Срок предоставления помощи рассчитан на три месяца (июнь - июль - август). Помощь оказывается малым и средним предприятиям, а также индивидуальным предпринимателям и некоммерческим организациям, прекратившим или существенно ограничившим свою деятельность с началом эпидемии, в виде прямых дотаций в фиксированные издержки предприятия. Подать заявку могут предприятия и организации, чей оборот с апреля по май 2020 г. сократился не менее чем на 60% по сравнению с тем же периодом 2019 г. Размер дотации зависит от объема фиксированных издержек предприятия и масштаба снижения оборота (не менее чем на 40% в месяц). При снижении оборота в диапазоне от 40 до 50% по сравнению с предыдущим годом возмещается 40% фиксированных издержек, от 50 до 70% - 50%, свыше 70% - 80%. Максимальный размер дотации составляет 50 000 евро в месяц. Предприятия и организации с менее чем десятью работниками получат не более 5 000, а малые предприятия с менее чем пятью работниками и индивидуальные предприниматели - не более 3 000 евро в месяц. Следует отметить, что 97% предприятий туристической отрасли входят в группу предприятий, насчитывающих менее 20 работников. Заявки можно подать на общефедеральном онлайн-портале (https://www.ueberbrueckungshilfe-unternehmen.de) через налогового консультанта, налогового инспектора или присяжного бухгалтера-ревизора. Выплаты начались уже в июле, последний день, когда можно было подать заявку - 31 августа 2020 г. Программа финансирования в целом составляет 24,6 млрд евро. В рамках единовременной помощи турагентствам могут частично компенсироваться потери комиссионных вознаграждений из-за аннулированных поездок в связи с пандемией, а туроператорам, имеющим в своем штате до 249 работников, может возмещаться маржа за поездки с предварительной оплатой всех расходов <2>. В целях оказания консультационной помощи Немецкая ассоциация путешествий (нем. der Deutsche Reiseverband, сокр. DRV) провела для предпринимателей 9 июля 2020 г. вебинар на тему "COVID-19: Как турагентствам и туроператорам правильно оформить заявку на единовременную финансовую помощь" <3>.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<38> См.: Информация Росимущества от 10.04.2020 "Меры, принимаемые Росимуществом, в рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции".
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<38> См.: Информация Росимущества от 10.04.2020 "Меры, принимаемые Росимуществом, в рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции".
Статья: Туризм в Германии сегодня: социальные и правовые аспекты
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Антропов Роман Владимирович, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Забайкальского государственного университета, заведующий Лабораторией контрастивных исследований немецкой и российской систем права Забайкальского института предпринимательства - филиала Центросоюза Российской Федерации "Сибирский университет потребительской кооперации", кандидат юридических наук, доцент.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Антропов Роман Владимирович, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Забайкальского государственного университета, заведующий Лабораторией контрастивных исследований немецкой и российской систем права Забайкальского института предпринимательства - филиала Центросоюза Российской Федерации "Сибирский университет потребительской кооперации", кандидат юридических наук, доцент.
Статья: Увольнения по соглашению сторон в кризис - практика споров
(Алексеевская А.)
("Трудовое право", 2022, N 4)Наряду с понятием соглашения в гражданском праве, когда речь идет о соглашении в праве трудовом, включаются специфические нормы, которые обусловлены признанием работника более слабой стороной в отношениях работник - работодатель. Теперь суды тщательнее исследуют вопрос добровольности волеизъявления работника на увольнение по соглашению сторон, отсутствия давления со стороны работодателя, вопрос о том, не прикрывает ли увольнение по соглашению другие основания прекращения трудовых отношений. В последние годы понятие кризиса стало весьма абстрактным и по времени протяженным. Первые бурные обсуждения вопроса изменений в трудовом законодательстве, а также применения трудового законодательства в изменившихся условиях начались с введением государством ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Объявление нерабочих дней за счет работодателя, переход на удаленку, приостановление деятельности многих предприятий сферы розничной торговли, оказания услуг, общественного питания породили массу вопросов правового характера. В настоящее время при сохранении актуальности распространения коронавирусной инфекции добавился вопрос применения экономических санкций, также повлиявший на нормальное осуществление предпринимательской деятельности многих предприятий. Несмотря на то что политика государства была направлена на сохранение рабочих мест в период кризиса, выделялись субсидии организациям на компенсацию зарплат сотрудникам, у многих работодателей остро встал вопрос о возможности сохранения рабочих мест, источников дальнейшей прибыли для выплаты зарплат сотрудникам и в целом возможности сохранения бизнеса. На фоне таких оснований прекращения трудового договора, как сокращение численности или штата, изменение организационных или технологических условий труда, увольнение по соглашению сторон выглядит наиболее простым прежде всего с точки зрения исполнения. Оно не требует обязательного заблаговременного уведомления работников, предложения другой работы, обоснования изменений условий и т.д. Вместе с тем соглашением стороны могут предусмотреть выплату работнику материальной компенсации в связи с потерей работы, а также срок, в который трудовой договор будет прекращен.
(Алексеевская А.)
("Трудовое право", 2022, N 4)Наряду с понятием соглашения в гражданском праве, когда речь идет о соглашении в праве трудовом, включаются специфические нормы, которые обусловлены признанием работника более слабой стороной в отношениях работник - работодатель. Теперь суды тщательнее исследуют вопрос добровольности волеизъявления работника на увольнение по соглашению сторон, отсутствия давления со стороны работодателя, вопрос о том, не прикрывает ли увольнение по соглашению другие основания прекращения трудовых отношений. В последние годы понятие кризиса стало весьма абстрактным и по времени протяженным. Первые бурные обсуждения вопроса изменений в трудовом законодательстве, а также применения трудового законодательства в изменившихся условиях начались с введением государством ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Объявление нерабочих дней за счет работодателя, переход на удаленку, приостановление деятельности многих предприятий сферы розничной торговли, оказания услуг, общественного питания породили массу вопросов правового характера. В настоящее время при сохранении актуальности распространения коронавирусной инфекции добавился вопрос применения экономических санкций, также повлиявший на нормальное осуществление предпринимательской деятельности многих предприятий. Несмотря на то что политика государства была направлена на сохранение рабочих мест в период кризиса, выделялись субсидии организациям на компенсацию зарплат сотрудникам, у многих работодателей остро встал вопрос о возможности сохранения рабочих мест, источников дальнейшей прибыли для выплаты зарплат сотрудникам и в целом возможности сохранения бизнеса. На фоне таких оснований прекращения трудового договора, как сокращение численности или штата, изменение организационных или технологических условий труда, увольнение по соглашению сторон выглядит наиболее простым прежде всего с точки зрения исполнения. Оно не требует обязательного заблаговременного уведомления работников, предложения другой работы, обоснования изменений условий и т.д. Вместе с тем соглашением стороны могут предусмотреть выплату работнику материальной компенсации в связи с потерей работы, а также срок, в который трудовой договор будет прекращен.