Компенсационный взнос СРО учет
Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсационный взнос СРО учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 55.16 "Компенсационные фонды саморегулируемой организации" Градостроительного кодекса РФУчитывая, что требования об уплате членом СРО дополнительного взноса в компенсационный фонд, признаны судом первой инстанции обоснованными, решение о приостановлении права принимать участие в заключении новых договоров подряда на подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров, в связи с невнесением дополнительного взноса является правомерным, соответствующим закону."
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Правопреемство при реорганизации в форме присоединения
(КонсультантПлюс, 2025)...заместив правопредшественника в правоотношении, возникшем в связи с членством в СРО, правопреемник имеет право на переоформление свидетельства о допуске с увеличением размера взноса в компенсационный фонд исходя из суммарного взноса реорганизованных юридических лиц.
(КонсультантПлюс, 2025)...заместив правопредшественника в правоотношении, возникшем в связи с членством в СРО, правопреемник имеет право на переоформление свидетельства о допуске с увеличением размера взноса в компенсационный фонд исходя из суммарного взноса реорганизованных юридических лиц.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности функционирования института арбитражных управляющих в России
(Назарова Н.А., Кусакин А.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)Система расходов арбитражных управляющих выглядит следующим образом: платежи по договору обязательного страхования арбитражного управляющего, членский взнос в саморегулируемую организацию, взносы в компенсационный фонд. Стоит учесть также сложность в налогообложении доходов арбитражных управляющих. Все денежные операции, производимые финансовыми управляющими, должны быть задокументированы. Кроме того, арбитражный управляющий как прямой распорядитель имущества должника полностью отвечает за это имущество.
(Назарова Н.А., Кусакин А.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)Система расходов арбитражных управляющих выглядит следующим образом: платежи по договору обязательного страхования арбитражного управляющего, членский взнос в саморегулируемую организацию, взносы в компенсационный фонд. Стоит учесть также сложность в налогообложении доходов арбитражных управляющих. Все денежные операции, производимые финансовыми управляющими, должны быть задокументированы. Кроме того, арбитражный управляющий как прямой распорядитель имущества должника полностью отвечает за это имущество.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Так, если организация, занимающаяся оценочной деятельностью, уплачивает за своих сотрудников ежегодные членские взносы в компенсационный фонд саморегулируемых организаций оценщиков, такие платежи не могут быть учтены в составе расходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (письмо Минфина России от 20.02.2015 N 03-11-06/2/8437).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Так, если организация, занимающаяся оценочной деятельностью, уплачивает за своих сотрудников ежегодные членские взносы в компенсационный фонд саморегулируемых организаций оценщиков, такие платежи не могут быть учтены в составе расходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (письмо Минфина России от 20.02.2015 N 03-11-06/2/8437).
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2023 года"Для того же, чтобы обеспечить разумный баланс интересов выбывающих из состава саморегулируемой организации и сохраняющих свое членство в ней юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), законодатель предусмотрел - в качестве переходного правового регулирования - механизм возврата бывшим членам саморегулируемой организации внесенных ими взносов. Вместе с тем нельзя не учитывать, что за четыре года, истекшие с момента прекращения лицом членства в саморегулируемой организации и до момента, с которым Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" связал возможность реализации права на возврат взноса в компенсационный фонд, размер компенсационного фонда конкретной саморегулируемой организации мог как уменьшиться, в частности в связи с привлечением ее к солидарной ответственности, так и увеличиться в случае успешного размещения (инвестирования) средств этого фонда; при этом всем членам саморегулируемой организации предоставляется возможность косвенным образом осуществлять контроль за судьбой размещенных в кредитной организации денежных средств. В обоих случаях взнос выбывшему члену саморегулируемой организации подлежит возврату именно в том размере, в каком он был внесен (за исключением случая причинения самим этим лицом вреда). Сказанное не позволяет усматривать нарушения вытекающего из статьи 19 Конституции Российской Федерации требования формального равенства между хозяйствующими субъектами, вышедшими (исключенными) из состава саморегулируемой организации и не вступившими в иную саморегулируемую организацию, и хозяйствующими субъектами, которые сохраняют членство в такой саморегулируемой организации, а следовательно, и нормативно обусловленные этим членством правовые возможности в области осуществления строительной деятельности.
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"10. Размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации.
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"10. Размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за декабрь 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)Суды, соглашаясь с позицией ответчика о том, что правопреемство в части взносов в компенсационные фонды не допускается, не учли, что такой подход создает ситуацию, когда правопреемник вынужден повторно уплачивать взносы в компенсационные фонды саморегулируемой организации в части перешедших к нему обязательств правопредшественника для того, чтобы иметь возможность продолжить исполнять его подрядные обязательства.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)Суды, соглашаясь с позицией ответчика о том, что правопреемство в части взносов в компенсационные фонды не допускается, не учли, что такой подход создает ситуацию, когда правопреемник вынужден повторно уплачивать взносы в компенсационные фонды саморегулируемой организации в части перешедших к нему обязательств правопредшественника для того, чтобы иметь возможность продолжить исполнять его подрядные обязательства.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (март 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно частям 5, 7 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации обязан самостоятельно либо при получении от саморегулируемой организации предупреждения о превышении установленного уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам и требования о необходимости увеличения размера внесенного таким членом взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно частям 5, 7 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации обязан самостоятельно либо при получении от саморегулируемой организации предупреждения о превышении установленного уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам и требования о необходимости увеличения размера внесенного таким членом взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (июнь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Учитывая изложенное, уровень ответственности члена саморегулируемой организации, в соответствии с которым указанным членом внесены взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда, не может быть меньше предложения участника закупки о цене контракта.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Учитывая изложенное, уровень ответственности члена саморегулируемой организации, в соответствии с которым указанным членом внесены взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда, не может быть меньше предложения участника закупки о цене контракта.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (ноябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)С учетом изложенного СРО самостоятельно отслеживает, в установленном законодательством порядке, соотношение размера компенсационного взноса и принятых участником закупки обязательств.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)С учетом изложенного СРО самостоятельно отслеживает, в установленном законодательством порядке, соотношение размера компенсационного взноса и принятых участником закупки обязательств.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)В связи с введением в 2017 году так называемого регионального (территориального) принципа членства в саморегулируемых организациях законодатель во вводном Законе к ГрК РФ <2> предусмотрел, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может - по сути, вынужденно - как покинуть прежнюю СРО вовсе, так и перейти в другую СРО (по месту своего нахождения). В первом случае такое лицо имело право по прошествии четырех лет потребовать от прежней СРО вернуть ему ранее внесенный взнос в компенсационный фонд в полном объеме, за исключением лишь случая, если по вине такого лица эта СРО будет привлечена к ответственности (ч. 14 ст. 3.3). Во втором случае лицо могло потребовать перечисления в новую СРО внесенного им ранее взноса в компенсационный фонд, однако в этом случае взнос мог быть перечислен в меньшем размере с учетом как отрицательного финансового результата инвестирования средств фонда, так и произведенных из него выплат по вине любого участника прежней СРО (ч. 13 - 13.2 этой же статьи). При этом следует отметить, что в силу указанных норм прежняя СРО продолжает нести солидарную ответственность за вред, причиненный ее бывшим членом, вплоть до самого момента возврата (перечисления) его взноса.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)В связи с введением в 2017 году так называемого регионального (территориального) принципа членства в саморегулируемых организациях законодатель во вводном Законе к ГрК РФ <2> предусмотрел, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может - по сути, вынужденно - как покинуть прежнюю СРО вовсе, так и перейти в другую СРО (по месту своего нахождения). В первом случае такое лицо имело право по прошествии четырех лет потребовать от прежней СРО вернуть ему ранее внесенный взнос в компенсационный фонд в полном объеме, за исключением лишь случая, если по вине такого лица эта СРО будет привлечена к ответственности (ч. 14 ст. 3.3). Во втором случае лицо могло потребовать перечисления в новую СРО внесенного им ранее взноса в компенсационный фонд, однако в этом случае взнос мог быть перечислен в меньшем размере с учетом как отрицательного финансового результата инвестирования средств фонда, так и произведенных из него выплат по вине любого участника прежней СРО (ч. 13 - 13.2 этой же статьи). При этом следует отметить, что в силу указанных норм прежняя СРО продолжает нести солидарную ответственность за вред, причиненный ее бывшим членом, вплоть до самого момента возврата (перечисления) его взноса.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Реформа градостроительного законодательства также затронула вопросы перечисления средств взноса в компенсационный фонд из одного СРО в другое. Суть реформы заключалась в том, что строительные организации должны быть членами СРО по месту своего нахождения. Это повлекло необходимость перехода многих организаций из одного СРО в другое (по месту своего нахождения). Учитывая, что взнос в компенсационный фонд уже был уплачен, организация должна была направить в свое прошлое СРО требование о перечислении взноса в другое СРО. Однако казавшаяся простой на бумаге система была сложна для исполнения. Так, во многих случаях средства компенсационного фонда были утрачены в результате отзыва лицензий и банкротства банков. Организациям для продолжения работы и вступления в новое СРО приходилось выплачивать взнос заново, а затем уже обращаться в суд с иском о взыскании убытков. Возможность привлечения СРО к гражданско-правовой ответственности подтверждена Н.С. Чучуновой в Определении Верховного Суда РФ от 18.06.2018 N 310-ЭС18-7022 по делу N А36-4263/2017: "...исходя из того, что Общество воспользовалось правом на вхождение в состав Ассоциации, а следовательно, перечисление денежных средств в компенсационный фонд нового СРО должно быть осуществлено из компенсационного фонда Партнерства, чего не было произведено, в связи с чем усматривается необходимая совокупность условий для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков".
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Реформа градостроительного законодательства также затронула вопросы перечисления средств взноса в компенсационный фонд из одного СРО в другое. Суть реформы заключалась в том, что строительные организации должны быть членами СРО по месту своего нахождения. Это повлекло необходимость перехода многих организаций из одного СРО в другое (по месту своего нахождения). Учитывая, что взнос в компенсационный фонд уже был уплачен, организация должна была направить в свое прошлое СРО требование о перечислении взноса в другое СРО. Однако казавшаяся простой на бумаге система была сложна для исполнения. Так, во многих случаях средства компенсационного фонда были утрачены в результате отзыва лицензий и банкротства банков. Организациям для продолжения работы и вступления в новое СРО приходилось выплачивать взнос заново, а затем уже обращаться в суд с иском о взыскании убытков. Возможность привлечения СРО к гражданско-правовой ответственности подтверждена Н.С. Чучуновой в Определении Верховного Суда РФ от 18.06.2018 N 310-ЭС18-7022 по делу N А36-4263/2017: "...исходя из того, что Общество воспользовалось правом на вхождение в состав Ассоциации, а следовательно, перечисление денежных средств в компенсационный фонд нового СРО должно быть осуществлено из компенсационного фонда Партнерства, чего не было произведено, в связи с чем усматривается необходимая совокупность условий для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков".
Готовое решение: Управленческие расходы в налоговом учете по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)9.1. Как учесть взносы в СРО при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)9.1. Как учесть взносы в СРО при расчете налога на прибыль
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (август 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С учетом изложенного Победитель должен соответствовать четвертому уровню ответственности членов саморегулируемой организации в части осуществления взносов в компенсационный фонд возмещения вреда.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С учетом изложенного Победитель должен соответствовать четвертому уровню ответственности членов саморегулируемой организации в части осуществления взносов в компенсационный фонд возмещения вреда.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Учитывая изложенное, СРО самостоятельно отслеживает в установленном законодательством порядке соотношение размера компенсационного взноса и принятых участником закупки обязательств.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Учитывая изложенное, СРО самостоятельно отслеживает в установленном законодательством порядке соотношение размера компенсационного взноса и принятых участником закупки обязательств.
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Так, например, если организация, занимающаяся оценочной деятельностью, уплачивает за своих сотрудников ежегодные членские взносы в компенсационный фонд саморегулируемых организаций оценщиков, такие платежи не могут быть учтены в составе расходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (Письмо Минфина России от 20.02.2015 N 03-11-06/2/8437).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Так, например, если организация, занимающаяся оценочной деятельностью, уплачивает за своих сотрудников ежегодные членские взносы в компенсационный фонд саморегулируемых организаций оценщиков, такие платежи не могут быть учтены в составе расходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (Письмо Минфина России от 20.02.2015 N 03-11-06/2/8437).