Компенсационные меры
Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсационные меры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 15 ГК РФ "Возмещение убытков"1.4.10. Чтобы взыскать убытки, вызванные тарифным регулированием, оспаривание акта об утверждении тарифа не требуется, если тариф на пассажирские железнодорожные перевозки установлен на уровне ниже экономически обоснованного и публично-правовым образованием не приняты меры, направленные на компенсацию потерь субъекта естественной монополии (позиция ВС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 71 Конституции РФ"Суды правильно указали, что применение максимального коэффициента 100 направлено на стимулирование хозяйствующих субъектов к минимизации каких-либо нарушений в области использования природных ресурсов. В данном случае правовая природа повышающего коэффициента раскрывает его как компенсационную, восстановительную меру за противоправное негативное воздействие на окружающую природную среду. При этом объем имущественной ответственности, применяемой к лицу, пренебрегающему требованиями закона и не принимавшему действий к оформлению разрешительной документации, не может быть менее объема ответственности лица, оформившего разрешительную документацию, но допустившего превышение указанных в ней нормативов. Такой подход, прежде всего, направлен на недопущение неразрешенного и бесконтрольного негативного загрязнения окружающей среды."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взыскание убытков, неустойки и компенсации в системе мер ответственности за нарушение корпоративного договора
(Добрачев Д.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)"Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1
(Добрачев Д.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)"Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 27. Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 27. Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ выплаты иностранцам, работающим по патенту
(КонсультантПлюс, 2025)Компенсация, выплачиваемая при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, не является составной частью оплаты труда (Письмо Роструда от 14.06.2024 N ПГ/10868-6-1). Компенсация является мерой материальной ответственности работодателя за нарушение им своих обязанностей (ст. 236 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Компенсация, выплачиваемая при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, не является составной частью оплаты труда (Письмо Роструда от 14.06.2024 N ПГ/10868-6-1). Компенсация является мерой материальной ответственности работодателя за нарушение им своих обязанностей (ст. 236 ТК РФ).
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)3.2. Меры поддержки иностранцев, имеющих право на компенсацию НДС по системе tax free
(КонсультантПлюс, 2025)3.2. Меры поддержки иностранцев, имеющих право на компенсацию НДС по системе tax free
Готовое решение: Является ли организация доставки сотрудников к месту работы и обратно обязанностью работодателя
(КонсультантПлюс, 2025)Обычно вопрос об организации доставки возникает, если работникам сложно или невозможно самостоятельно организовать свою поездку к месту фактического выполнения работы, недостаточно других мер, в частности компенсации расходов работника на проезд к месту работы. Например, когда они выполняют работу на значительном удалении от места нахождения работодателя, а график движения общественного транспорта не позволяет работникам соблюдать режим рабочего времени или такого транспорта вовсе нет. О случаях, когда доставку нужно организовать, расскажем далее.
(КонсультантПлюс, 2025)Обычно вопрос об организации доставки возникает, если работникам сложно или невозможно самостоятельно организовать свою поездку к месту фактического выполнения работы, недостаточно других мер, в частности компенсации расходов работника на проезд к месту работы. Например, когда они выполняют работу на значительном удалении от места нахождения работодателя, а график движения общественного транспорта не позволяет работникам соблюдать режим рабочего времени или такого транспорта вовсе нет. О случаях, когда доставку нужно организовать, расскажем далее.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Досрочное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, занятых на работах во вредных и опасных условиях труда. Досрочное назначение страховых пенсий по старости (льготные пенсии или досрочные пенсии по старости) рассматривается как компенсационная мера, призванная сгладить преждевременное снижение трудоспособности граждан из-за работы в особых условиях труда, отклоняющихся от нормальных. При этом реализация пенсионных прав зависит от соответствия установленным законодательством условиям назначения таких пенсий. Эти условия неодинаковы для различных оснований, по которым у застрахованного лица может возникнуть право на досрочное пенсионное обеспечение.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Досрочное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, занятых на работах во вредных и опасных условиях труда. Досрочное назначение страховых пенсий по старости (льготные пенсии или досрочные пенсии по старости) рассматривается как компенсационная мера, призванная сгладить преждевременное снижение трудоспособности граждан из-за работы в особых условиях труда, отклоняющихся от нормальных. При этом реализация пенсионных прав зависит от соответствия установленным законодательством условиям назначения таких пенсий. Эти условия неодинаковы для различных оснований, по которым у застрахованного лица может возникнуть право на досрочное пенсионное обеспечение.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02.06.2015 N 12-П отмечает, что отсутствие в системе действующего правового регулирования четкого и непротиворечивого правового механизма возмещения вреда порождает неопределенность в вопросе о соотношении размера подлежащего возмещению вреда, исчисленного в соответствии с таксами и методиками, и понесенными причинителем вреда расходами на устранение своими силами допущенного правонарушения. Возмещение вреда в подобных случаях может превращаться из компенсационной меры, стимулирующей скорейшую минимизацию правонарушителем негативных последствий, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, а в конечном итоге - приводить к умалению права граждан на благоприятную окружающую среду, что недопустимо в силу ст. ст. 19 (ч. 1 и 2), 34 (ч. 1), 35 (ч. 1 - 3), 42 и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02.06.2015 N 12-П отмечает, что отсутствие в системе действующего правового регулирования четкого и непротиворечивого правового механизма возмещения вреда порождает неопределенность в вопросе о соотношении размера подлежащего возмещению вреда, исчисленного в соответствии с таксами и методиками, и понесенными причинителем вреда расходами на устранение своими силами допущенного правонарушения. Возмещение вреда в подобных случаях может превращаться из компенсационной меры, стимулирующей скорейшую минимизацию правонарушителем негативных последствий, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, а в конечном итоге - приводить к умалению права граждан на благоприятную окружающую среду, что недопустимо в силу ст. ст. 19 (ч. 1 и 2), 34 (ч. 1), 35 (ч. 1 - 3), 42 и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.
Статья: Законодательные проблемы обеспечения конституционных прав граждан при рассмотрении уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести в условиях отсутствия подсудимого
(Буланова О.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Однако норма, изложенная в ч. 4 ст. 247 УПК РФ, ограничивающая возможность рассмотрения уголовного дела категорией преступления и волеизъявлением лица, привлеченного к ответственности, создает дисбаланс между правами подсудимого и потерпевшего. Ведь без приговора, вступившего в законную силу, потерпевший не может рассчитывать ни на компенсацию материального и морального вреда, ни на возвращение вещей, изъятых в качестве вещественных доказательств, ни на восстановление социальной справедливости. Даже в случае, если приговор все-таки будет вынесен, то сколько времени пройдет, пока скрывшееся лицо будет установлено и предано суду? Не потеряют ли актуальность все компенсационные меры, например, ввиду смерти потерпевшего? То есть автоматически возникает вопрос разумности сроков уголовного судопроизводства.
(Буланова О.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Однако норма, изложенная в ч. 4 ст. 247 УПК РФ, ограничивающая возможность рассмотрения уголовного дела категорией преступления и волеизъявлением лица, привлеченного к ответственности, создает дисбаланс между правами подсудимого и потерпевшего. Ведь без приговора, вступившего в законную силу, потерпевший не может рассчитывать ни на компенсацию материального и морального вреда, ни на возвращение вещей, изъятых в качестве вещественных доказательств, ни на восстановление социальной справедливости. Даже в случае, если приговор все-таки будет вынесен, то сколько времени пройдет, пока скрывшееся лицо будет установлено и предано суду? Не потеряют ли актуальность все компенсационные меры, например, ввиду смерти потерпевшего? То есть автоматически возникает вопрос разумности сроков уголовного судопроизводства.
Статья: Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан в системе социально-обеспечительного законодательства
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Относительно второй из компенсационных мер социальной поддержки следует отметить, что согласно порядку, утвержденному органом исполнительной власти Омской области в сфере социальной защиты населения, перечень дополнительных социальных услуг определяется приказом соответствующей организации социального обслуживания, находящейся в ведении Омской области <50>. Следовательно, предоставление меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% стоимости дополнительных социальных услуг, предоставляемых в соответствии с законодательством организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Омской области, обусловливается наличием утвержденного соответствующей организацией социального обслуживания перечня. При этом, учитывая предусмотренное ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" <51> право данных организаций, а не их обязанность по утверждению этого перечня, последний может быть вовсе не утвержден.
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Относительно второй из компенсационных мер социальной поддержки следует отметить, что согласно порядку, утвержденному органом исполнительной власти Омской области в сфере социальной защиты населения, перечень дополнительных социальных услуг определяется приказом соответствующей организации социального обслуживания, находящейся в ведении Омской области <50>. Следовательно, предоставление меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% стоимости дополнительных социальных услуг, предоставляемых в соответствии с законодательством организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Омской области, обусловливается наличием утвержденного соответствующей организацией социального обслуживания перечня. При этом, учитывая предусмотренное ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" <51> право данных организаций, а не их обязанность по утверждению этого перечня, последний может быть вовсе не утвержден.
Готовое решение: Какие существуют требования к системам автоматического пожаротушения
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению учреждения МЧС России, руководство объекта в этот период должно провести компенсационные меры по защите объекта от пожара (инструктаж сотрудников, назначение ответственных лиц по контролю за состоянием помещений с периодичностью их осмотра, постоянное присутствие дежурных и пр.).
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению учреждения МЧС России, руководство объекта в этот период должно провести компенсационные меры по защите объекта от пожара (инструктаж сотрудников, назначение ответственных лиц по контролю за состоянием помещений с периодичностью их осмотра, постоянное присутствие дежурных и пр.).
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Согласно праву Всемирной торговой организации (ВТО) субсидии представляют собой финансовые взносы правительства и публичных органов, предоставляющие льготы отдельным физическим и юридическим лицам (ст. 1 Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам <2>). Здесь стоит оговориться, что положения обозначенного Соглашения распространяются на промышленную продукцию, притом что порядок субсидирования сельскохозяйственной продукции установлен в Соглашении по сельскому хозяйству.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Согласно праву Всемирной торговой организации (ВТО) субсидии представляют собой финансовые взносы правительства и публичных органов, предоставляющие льготы отдельным физическим и юридическим лицам (ст. 1 Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам <2>). Здесь стоит оговориться, что положения обозначенного Соглашения распространяются на промышленную продукцию, притом что порядок субсидирования сельскохозяйственной продукции установлен в Соглашении по сельскому хозяйству.
Вопрос: О выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС членам семьи умерших участников ликвидации последствий катастрофы для получения мер социальной поддержки и компенсаций.
(Письмо Минтруда России от 27.03.2024 N 13-7/10/В-4933)Вопрос: О выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС членам семьи умерших участников ликвидации последствий катастрофы для получения мер социальной поддержки и компенсаций.
(Письмо Минтруда России от 27.03.2024 N 13-7/10/В-4933)Вопрос: О выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС членам семьи умерших участников ликвидации последствий катастрофы для получения мер социальной поддержки и компенсаций.