Коммерческое обозначение это
Подборка наиболее важных документов по запросу Коммерческое обозначение это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Купля-продажа сайта
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как... установлено судами... предприниматель в обоснование заявленных требований [об обязании общества прекратить использовать коммерческое обозначение, изменить фирменное наименование - ред.] ссылается на то, что сайт... на котором размещен интернет-магазин... создан для общества... одновременно с созданием этого сайта было создано коммерческое обозначение...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как... установлено судами... предприниматель в обоснование заявленных требований [об обязании общества прекратить использовать коммерческое обозначение, изменить фирменное наименование - ред.] ссылается на то, что сайт... на котором размещен интернет-магазин... создан для общества... одновременно с созданием этого сайта было создано коммерческое обозначение...
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)" Закона РФ "О защите прав потребителей""В Постановлении Пленума ВАС от 25.12.1998 N 37 разъяснено, что не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. При этом, то обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота приведена не в полном объеме само по себе не влечет признания этой информации рекламой, в связи с чем судом отклоняется довод администрации о том, что спорная конструкция не содержит в себе сведений, указанных в ст. 9 Закона N 2300-1."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что понимается под средствами индивидуализации
(КонсультантПлюс, 2025)Коммерческое обозначение представляет собой обозначение, которое индивидуализирует торговые, промышленные и другие предприятия (например, магазин, ресторан), принадлежащие юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, или индивидуальным предпринимателям. Коммерческое обозначение не является фирменным наименованием (п. 1 ст. 1538 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Коммерческое обозначение представляет собой обозначение, которое индивидуализирует торговые, промышленные и другие предприятия (например, магазин, ресторан), принадлежащие юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, или индивидуальным предпринимателям. Коммерческое обозначение не является фирменным наименованием (п. 1 ст. 1538 ГК РФ).
Статья: Правовая защита коммерческих обозначений в фокусе критики
(Волоскова И.Э.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5)- географию целевой аудитории - анализ данных о покупателях, включая адреса доставки, биллинговые адреса, IP-адреса, что позволяет определить, в каких регионах сосредоточена основная часть клиентов. Если значительная доля заказов поступает из определенного региона, это может свидетельствовать о фактическом использовании коммерческого обозначения на этой территории;
(Волоскова И.Э.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5)- географию целевой аудитории - анализ данных о покупателях, включая адреса доставки, биллинговые адреса, IP-адреса, что позволяет определить, в каких регионах сосредоточена основная часть клиентов. Если значительная доля заказов поступает из определенного региона, это может свидетельствовать о фактическом использовании коммерческого обозначения на этой территории;
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1538. Коммерческое обозначение
(ред. от 23.07.2025)Статья 1538. Коммерческое обозначение
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"По смыслу статьи 1538 ГК РФ в качестве коммерческих обозначений подлежат охране как словесные, так и изобразительные или комбинированные обозначения.
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"По смыслу статьи 1538 ГК РФ в качестве коммерческих обозначений подлежат охране как словесные, так и изобразительные или комбинированные обозначения.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.
Статья: О наследовании исключительных прав на средства индивидуализации
(Опря М.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 3)Упоминавшаяся ранее неразрывная связь товарного знака с предпринимательской деятельностью верна и для коммерческих обозначений. Эта связь прежде всего определяет легальный перечень способов использования средств индивидуализации (п. 2 ст. 1484 ГК РФ, п. 1 ст. 1539 ГК РФ) и, как уже указывалось, требование к обладателям исключительных прав "осуществлять предпринимательскую деятельность" (до 2008 г.) или приобретать статус индивидуального предпринимателя.
(Опря М.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 3)Упоминавшаяся ранее неразрывная связь товарного знака с предпринимательской деятельностью верна и для коммерческих обозначений. Эта связь прежде всего определяет легальный перечень способов использования средств индивидуализации (п. 2 ст. 1484 ГК РФ, п. 1 ст. 1539 ГК РФ) и, как уже указывалось, требование к обладателям исключительных прав "осуществлять предпринимательскую деятельность" (до 2008 г.) или приобретать статус индивидуального предпринимателя.
Статья: Некоторые вопросы охраны товарных знаков и незарегистрированных обозначений, получивших широкую известность в Китае
(Костенко О.С.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)В Законе Китая о товарных знаках также не было учтено положение относительно коммерческих обозначений. В этой связи некоторые ученые поясняют, что цель системы регистрации товарных знаков - зафиксировать и обозначить объект, содержание и границы прав на товарный знак с целью решения проблемы противоречивости деловой репутации как таковой. И определение требований об известности обозначения в определенных пределах может привести к противоречивым результатам [7].
(Костенко О.С.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)В Законе Китая о товарных знаках также не было учтено положение относительно коммерческих обозначений. В этой связи некоторые ученые поясняют, что цель системы регистрации товарных знаков - зафиксировать и обозначить объект, содержание и границы прав на товарный знак с целью решения проблемы противоречивости деловой репутации как таковой. И определение требований об известности обозначения в определенных пределах может привести к противоречивым результатам [7].
Статья: Гражданско-правовая регламентация соотношения коммерческого обозначения и других средств индивидуализации
(Яковлев В.И., Чалова А.А., Чалов И.А.)
("Юрист", 2024, N 1)Максимально близкий по причине направленности на индивидуализацию не продукции, а производственного комплекса правовой режим у коммерческого обозначения и фирменного наименования. При этом идентификация коммерческим обозначением, по нашему мнению, позволяет обеспечить более широкое включение в хозяйственный оборот различных товаропроизводителей.
(Яковлев В.И., Чалова А.А., Чалов И.А.)
("Юрист", 2024, N 1)Максимально близкий по причине направленности на индивидуализацию не продукции, а производственного комплекса правовой режим у коммерческого обозначения и фирменного наименования. При этом идентификация коммерческим обозначением, по нашему мнению, позволяет обеспечить более широкое включение в хозяйственный оборот различных товаропроизводителей.
Готовое решение: Как учитывать товары, приобретенные в качестве образцов
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если на автомобиле, предоставляемом для тест-драйва, автосалон размещает собственную информацию рекламного характера, то амортизационные отчисления и расходы на эксплуатацию автомобиля налоговые органы могут квалифицировать как расходы на рекламу. При этом размещение на транспортном средстве организации ее наименования, коммерческого обозначения (в том числе совпадающего с товарным знаком) является знаком, указывающим на принадлежность данного транспортного средства организации, и рекламой не является (ч. 4 ст. 20 Закона о рекламе). Однако иная информация, размещенная на транспортном средстве, не относящаяся к индивидуализации определенного лица (например, адрес сайта или номер телефона автосалона), может признаваться рекламой.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если на автомобиле, предоставляемом для тест-драйва, автосалон размещает собственную информацию рекламного характера, то амортизационные отчисления и расходы на эксплуатацию автомобиля налоговые органы могут квалифицировать как расходы на рекламу. При этом размещение на транспортном средстве организации ее наименования, коммерческого обозначения (в том числе совпадающего с товарным знаком) является знаком, указывающим на принадлежность данного транспортного средства организации, и рекламой не является (ч. 4 ст. 20 Закона о рекламе). Однако иная информация, размещенная на транспортном средстве, не относящаяся к индивидуализации определенного лица (например, адрес сайта или номер телефона автосалона), может признаваться рекламой.
Статья: Перспективы защиты права на коммерческое обозначение в конкурентных стратегиях хозяйствующих субъектов
(Харитонова Ю.С.)
("Гражданское право", 2024, N 6)Понятие коммерческого обозначения согласно ст. 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) призвано индивидуализировать в обороте предприятие как объект, принадлежащий коммерсанту. Не самого предпринимателя, у которого есть фирменное наименование, например, и не товар (услугу, работу), им производимый (для которого есть товарный знак, наименование места происхождения товара, географическое указание), а нечто совсем иное. В.И. Еременко констатирует, что "российский законодатель для индивидуализации юридического лица определил фирменное наименование, которое в этой функции совпадает с собственно наименованием юридического лица, а для индивидуализации предприятия как объекта права - коммерческое обозначение, которое в этой функции замещает фирменное наименование" <1>. Опираясь на такой подход законодателя, Суд по интеллектуальным правам (далее - СИП) придерживается позиции, что коммерческое обозначение можно определить как "символ... не требующий регистрации..." <2>, который обладает достаточными различительными признаками, стал известным в связи с деятельностью предприятия на определенной территории. В практике Палаты по патентным спорам Роспатента указывается также на связь коммерческого обозначения с предприятием (ст. 1538 - 1540 ГК РФ) <3>.
(Харитонова Ю.С.)
("Гражданское право", 2024, N 6)Понятие коммерческого обозначения согласно ст. 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) призвано индивидуализировать в обороте предприятие как объект, принадлежащий коммерсанту. Не самого предпринимателя, у которого есть фирменное наименование, например, и не товар (услугу, работу), им производимый (для которого есть товарный знак, наименование места происхождения товара, географическое указание), а нечто совсем иное. В.И. Еременко констатирует, что "российский законодатель для индивидуализации юридического лица определил фирменное наименование, которое в этой функции совпадает с собственно наименованием юридического лица, а для индивидуализации предприятия как объекта права - коммерческое обозначение, которое в этой функции замещает фирменное наименование" <1>. Опираясь на такой подход законодателя, Суд по интеллектуальным правам (далее - СИП) придерживается позиции, что коммерческое обозначение можно определить как "символ... не требующий регистрации..." <2>, который обладает достаточными различительными признаками, стал известным в связи с деятельностью предприятия на определенной территории. В практике Палаты по патентным спорам Роспатента указывается также на связь коммерческого обозначения с предприятием (ст. 1538 - 1540 ГК РФ) <3>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Коммерческое обозначение - это средство индивидуализации предприятий как имущественных комплексов (см. ст. 132 ГК РФ). При этом коммерческие обозначения не являются фирменными наименованиями и не подлежат обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц. В Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 27.10.2015 N С01-843/2015 по делу N А60-934/2015 суд приходит к выводу, что "под коммерческим обозначением понимается символ, не являющийся фирменным наименованием, используемый субъектом предпринимательской деятельности в целях индивидуализации своего торгового, промышленного или иного предприятия как имущественного комплекса, подлежащий правовой охране в силу известности на определенной территории, не требующий регистрации в специальном реестре".
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Коммерческое обозначение - это средство индивидуализации предприятий как имущественных комплексов (см. ст. 132 ГК РФ). При этом коммерческие обозначения не являются фирменными наименованиями и не подлежат обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц. В Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 27.10.2015 N С01-843/2015 по делу N А60-934/2015 суд приходит к выводу, что "под коммерческим обозначением понимается символ, не являющийся фирменным наименованием, используемый субъектом предпринимательской деятельности в целях индивидуализации своего торгового, промышленного или иного предприятия как имущественного комплекса, подлежащий правовой охране в силу известности на определенной территории, не требующий регистрации в специальном реестре".
Статья: Судебное усмотрение при назначении лингвистической экспертизы в арбитражном судопроизводстве
(Потеева А.В., Петряшова А.А., Сурова А.С.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Вопросы о сходстве обозначений возникают при регистрации товарного знака, при оспаривании в судебном порядке отказа в его регистрации, при предъявлении иска о защите нарушенного права на уже зарегистрированный товарный знак, фирменное наименование, коммерческое обозначение. В этом случае проводится исследование по установлению сходства обозначений до степени смешения.
(Потеева А.В., Петряшова А.А., Сурова А.С.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Вопросы о сходстве обозначений возникают при регистрации товарного знака, при оспаривании в судебном порядке отказа в его регистрации, при предъявлении иска о защите нарушенного права на уже зарегистрированный товарный знак, фирменное наименование, коммерческое обозначение. В этом случае проводится исследование по установлению сходства обозначений до степени смешения.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)текст для отображения на пользовательском (оконечном) оборудовании, включающий ваше полное или сокращенное наименование (указание на статус ИП и ваши фамилию и инициалы) либо ваше коммерческое обозначение, а также категорию телефонных вызовов. Размер текста должен быть не более 32 символов. Этот текст, будет передаваться на устройство пользователя в момент вашего вызова (п. п. 2 - 4 указанных Правил);
(КонсультантПлюс, 2025)текст для отображения на пользовательском (оконечном) оборудовании, включающий ваше полное или сокращенное наименование (указание на статус ИП и ваши фамилию и инициалы) либо ваше коммерческое обозначение, а также категорию телефонных вызовов. Размер текста должен быть не более 32 символов. Этот текст, будет передаваться на устройство пользователя в момент вашего вызова (п. п. 2 - 4 указанных Правил);
Статья: Правовой режим предприятия по российскому гражданскому законодательству
(Елфимова Е.В., Свалова Н.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Исходя из изложенного, возникает вопрос об охраноспособности коммерческих обозначений, которые сейчас используются магазинами, ресторанами и т.п. в качестве вывесок. Достаточно ли доказать, что торговое предприятие представляет собой имущественный комплекс в соответствии с требованиями ст. 132 ГК РФ, либо необходимо предоставить выписку из ЕГРН о регистрации прав на данное предприятие? Анализируя судебную практику, приходим к выводу, что если нужно защитить свое исключительное право на коммерческое обозначение предприятия, то достаточно доказать факт создания имущественного комплекса. При этом следует отличать этот комплекс от сложной вещи (ст. 134 ГК РФ) и единого недвижимого комплекса (ст. 133.1 ГК РФ). Если правообладатель решит передать свое исключительное право на коммерческое обозначение, то это возможно только в составе предприятия как имущественного комплекса; по закону такую передачу без регистрации прав на данное предприятие осуществить нельзя.
(Елфимова Е.В., Свалова Н.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Исходя из изложенного, возникает вопрос об охраноспособности коммерческих обозначений, которые сейчас используются магазинами, ресторанами и т.п. в качестве вывесок. Достаточно ли доказать, что торговое предприятие представляет собой имущественный комплекс в соответствии с требованиями ст. 132 ГК РФ, либо необходимо предоставить выписку из ЕГРН о регистрации прав на данное предприятие? Анализируя судебную практику, приходим к выводу, что если нужно защитить свое исключительное право на коммерческое обозначение предприятия, то достаточно доказать факт создания имущественного комплекса. При этом следует отличать этот комплекс от сложной вещи (ст. 134 ГК РФ) и единого недвижимого комплекса (ст. 133.1 ГК РФ). Если правообладатель решит передать свое исключительное право на коммерческое обозначение, то это возможно только в составе предприятия как имущественного комплекса; по закону такую передачу без регистрации прав на данное предприятие осуществить нельзя.