Комитет по внутреннему аудиту
Подборка наиболее важных документов по запросу Комитет по внутреннему аудиту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организовать систему управления рисками, внутреннего контроля и аудита в публичном обществе
(КонсультантПлюс, 2025)Организовать внутренний аудит должен совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества. Для этого требуется сформировать комитет по аудиту, утвердить внутренние документы, касающиеся его организации и осуществления, а также назначить ответственное структурное подразделение или должностное лицо либо уполномочить иное юрлицо (абз. 2 п. 3. ст. 64, п. 2 ст. 87.1 Закона об АО, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Организовать внутренний аудит должен совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества. Для этого требуется сформировать комитет по аудиту, утвердить внутренние документы, касающиеся его организации и осуществления, а также назначить ответственное структурное подразделение или должностное лицо либо уполномочить иное юрлицо (абз. 2 п. 3. ст. 64, п. 2 ст. 87.1 Закона об АО, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ).
Статья: Политика риск-ориентированного внутреннего аудита предприятий реального сектора экономики
(Терюхов В.В.)
("Аудитор", 2024, N 2)19. Рекомендации по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах (письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143).
(Терюхов В.В.)
("Аудитор", 2024, N 2)19. Рекомендации по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах (письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143).
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"12. По результатам проведенных проверок служба внутреннего аудита составляет квартальные отчеты и годовые отчеты, которые представляются генеральному директору публично-правовой компании, в наблюдательный совет публично-правовой компании и в правление публично-правовой компании, если создание правления публично-правовой компании предусмотрено решением о создании публично-правовой компании, а также в комитет по аудиту. Годовой отчет службы внутреннего аудита направляется председателем наблюдательного совета публично-правовой компании в Правительство Российской Федерации.
(ред. от 28.12.2024)
"О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"12. По результатам проведенных проверок служба внутреннего аудита составляет квартальные отчеты и годовые отчеты, которые представляются генеральному директору публично-правовой компании, в наблюдательный совет публично-правовой компании и в правление публично-правовой компании, если создание правления публично-правовой компании предусмотрено решением о создании публично-правовой компании, а также в комитет по аудиту. Годовой отчет службы внутреннего аудита направляется председателем наблюдательного совета публично-правовой компании в Правительство Российской Федерации.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)<8> См.: информационное письмо Банка России от 28 февраля 2019 г. N ИН-06-28/18 "О руководстве для членов совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации", информационное письмо Банка России от 1 октября 2020 г. N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах".
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)<8> См.: информационное письмо Банка России от 28 февраля 2019 г. N ИН-06-28/18 "О руководстве для членов совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации", информационное письмо Банка России от 1 октября 2020 г. N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах".
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)<*> Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах" (далее - Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143) // Вестник Банка России. 2020. N 79. 7 октября.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)<*> Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах" (далее - Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143) // Вестник Банка России. 2020. N 79. 7 октября.
Статья: Раскрытие информации публичными акционерными обществами: основные положения
(Ломакин Д.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 5)<15> Информационное письмо Банка России от 1 октября 2020 г. N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах" // Вестник Банка России. 2020. N 79.
(Ломакин Д.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 5)<15> Информационное письмо Банка России от 1 октября 2020 г. N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах" // Вестник Банка России. 2020. N 79.
Статья: К проблеме обоснования критериев "пределов обычного делового риска". Уроки арбитражной практики
(Осипенко О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, NN 2, 3)- приложение к письму Банка России от 1 октября 2020 года N ИН-06-28/143 "Рекомендации по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах";
(Осипенко О.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, NN 2, 3)- приложение к письму Банка России от 1 октября 2020 года N ИН-06-28/143 "Рекомендации по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах";
Статья: Как выстроить систему внутреннего контроля, чтобы обеспечить полноту и достоверность учета и отчетности
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)<4> Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах".
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)<4> Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах".
Статья: Роль совета директоров публичного акционерного общества в управлении антимонопольными рисками
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)<7> См.: ст. 87.1 Закона об АО; Письмо Банка России от 15.04.2019 N ИН-06-28/35 "О некоторых вопросах применения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"; Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах". Впервые упоминание об управлении рисками появилось именно применительно к фондовому рынку как наиболее интегрированному в мировую экономику, регулятор которого (Банк России) издал Указание от 07.07.1999 N 603-У "О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях". В этом документе впервые упоминается заимствованное из иностранной профессиональной терминологии слово "комплаенс". Полномочия по формированию методологии управления рисками и внутреннего контроля закреплены за Банком России Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке (Банке России)".
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)<7> См.: ст. 87.1 Закона об АО; Письмо Банка России от 15.04.2019 N ИН-06-28/35 "О некоторых вопросах применения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"; Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах". Впервые упоминание об управлении рисками появилось именно применительно к фондовому рынку как наиболее интегрированному в мировую экономику, регулятор которого (Банк России) издал Указание от 07.07.1999 N 603-У "О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях". В этом документе впервые упоминается заимствованное из иностранной профессиональной терминологии слово "комплаенс". Полномочия по формированию методологии управления рисками и внутреннего контроля закреплены за Банком России Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке (Банке России)".
Статья: Индекс WIG-ESG как инструмент оценки инвестиционной привлекательности корпораций
(Шальнева М.С., Шкляева В.С.)
("Финансы", 2022, N 12)Управленческие критерии касаются таких аспектов финансово-хозяйственной деятельности компании, как модель и система управления компанией, включающая порядок администрирования и контроля, учитывающая позиционирование роли акционеров, независимости совета директоров, в том числе высшего руководства, а также подразумевающая прозрачность оплаты труда руководителей и принятие антикоррупционных мер, наличие в структуре управления комитета по внутреннему аудиту [1].
(Шальнева М.С., Шкляева В.С.)
("Финансы", 2022, N 12)Управленческие критерии касаются таких аспектов финансово-хозяйственной деятельности компании, как модель и система управления компанией, включающая порядок администрирования и контроля, учитывающая позиционирование роли акционеров, независимости совета директоров, в том числе высшего руководства, а также подразумевающая прозрачность оплаты труда руководителей и принятие антикоррупционных мер, наличие в структуре управления комитета по внутреннему аудиту [1].
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 <186> содержит базовые принципы организации внутреннего контроля, управления рисками, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров по аудиту. Их рекомендуют применять не только для ПАО, но и для любых иных организаций. Введение Банком России таких понятий, как "риск-аппетит", представляющий собой приемлемую величину риска; "портфель рисков", включающий в себя систематизацию всей совокупности рисков; "профиль рисков" - систематизация рисков по отдельным критериям, указывает на то, что регулирование системы управления рисками и внутреннего контроля существенно усложнилось. Указанные термины введены для систематизации и анализа ситуации в обществе.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 <186> содержит базовые принципы организации внутреннего контроля, управления рисками, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров по аудиту. Их рекомендуют применять не только для ПАО, но и для любых иных организаций. Введение Банком России таких понятий, как "риск-аппетит", представляющий собой приемлемую величину риска; "портфель рисков", включающий в себя систематизацию всей совокупности рисков; "профиль рисков" - систематизация рисков по отдельным критериям, указывает на то, что регулирование системы управления рисками и внутреннего контроля существенно усложнилось. Указанные термины введены для систематизации и анализа ситуации в обществе.