Комитет по управлению рисками
Подборка наиболее важных документов по запросу Комитет по управлению рисками (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Приказом Банка России от 31 июля 2017 г. N ОД-2162 "Об утверждении Положения о Комитете по управлению рисками в платежной системе Банка России" <231> в целях реализации положений комментируемой статьи и Политики управления платежной системой Банка России утверждено Положение о Комитете по управлению рисками в платежной системе Банка России.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Приказом Банка России от 31 июля 2017 г. N ОД-2162 "Об утверждении Положения о Комитете по управлению рисками в платежной системе Банка России" <231> в целях реализации положений комментируемой статьи и Политики управления платежной системой Банка России утверждено Положение о Комитете по управлению рисками в платежной системе Банка России.
Статья: Особенности китайского подхода к безопасности искусственного интеллекта. Стратегия развития в отношении права и стандартизации
(Володина Н.В.)
("Современное право", 2024, N 9)Китайские механизмы стандартизации искусственного интеллекта. В Китайском институте стандартизации в сфере электроники существует Национальный технический комитет Китая по стандартизации информационных технологий (), отвечающий за разработку национальных стандартов для ИИ, новых технологий, а также за управление рисками. Указанным комитетом выработаны требования к технологиям искусственного интеллекта, предусматривающие, что конечная цель ИИ - это благополучие человека. В связи с этим установлены необходимость соблюдения прозрачности и подотчетности при разработке систем ИИ, а также обязательность защиты интеллектуальной собственности. Так, в стандартах требований к безопасности персональных данных () отражены вопросы кибербезопасности, защиты персональных данных, системы управления государственными и промышленными объектами и т.д.
(Володина Н.В.)
("Современное право", 2024, N 9)Китайские механизмы стандартизации искусственного интеллекта. В Китайском институте стандартизации в сфере электроники существует Национальный технический комитет Китая по стандартизации информационных технологий (), отвечающий за разработку национальных стандартов для ИИ, новых технологий, а также за управление рисками. Указанным комитетом выработаны требования к технологиям искусственного интеллекта, предусматривающие, что конечная цель ИИ - это благополучие человека. В связи с этим установлены необходимость соблюдения прозрачности и подотчетности при разработке систем ИИ, а также обязательность защиты интеллектуальной собственности. Так, в стандартах требований к безопасности персональных данных () отражены вопросы кибербезопасности, защиты персональных данных, системы управления государственными и промышленными объектами и т.д.
Нормативные акты
"Международный отчет о практике аудита 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)16. Закон или нормативный акт может предписывать некоторым организациям, например крупным финансовым организациям, осуществляющим операции с финансовыми инструментами в большом объеме, создать отдельную службу управления рисками, либо они могут создать такую службу по собственному желанию. Эта служба должна функционировать отдельно от подразделений, отвечающих за проведение операций с финансовыми инструментами и за управление этими инструментами. Эта служба отвечает за подготовку отчетности по операциям с финансовыми инструментами и за мониторинг этих операций. В рамках службы лицами, отвечающими за корпоративное управление, может быть создан официальный комитет по управлению рисками. Примеры основных обязанностей в этой области могут включать следующее:
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)16. Закон или нормативный акт может предписывать некоторым организациям, например крупным финансовым организациям, осуществляющим операции с финансовыми инструментами в большом объеме, создать отдельную службу управления рисками, либо они могут создать такую службу по собственному желанию. Эта служба должна функционировать отдельно от подразделений, отвечающих за проведение операций с финансовыми инструментами и за управление этими инструментами. Эта служба отвечает за подготовку отчетности по операциям с финансовыми инструментами и за мониторинг этих операций. В рамках службы лицами, отвечающими за корпоративное управление, может быть создан официальный комитет по управлению рисками. Примеры основных обязанностей в этой области могут включать следующее:
<Письмо> Банка России от 29.06.2011 N 96-Т
"О Методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала"4. Перечень функций, выполняемых подразделениями (комитетами) кредитной организации в сфере управления рисками и внутреннего контроля:
"О Методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала"4. Перечень функций, выполняемых подразделениями (комитетами) кредитной организации в сфере управления рисками и внутреннего контроля:
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)<*> Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах" (далее - Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143) // Вестник Банка России. 2020. N 79. 7 октября.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)<*> Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах" (далее - Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143) // Вестник Банка России. 2020. N 79. 7 октября.
Статья: Роль совета директоров публичного акционерного общества в управлении антимонопольными рисками
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)<7> См.: ст. 87.1 Закона об АО; Письмо Банка России от 15.04.2019 N ИН-06-28/35 "О некоторых вопросах применения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"; Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах". Впервые упоминание об управлении рисками появилось именно применительно к фондовому рынку как наиболее интегрированному в мировую экономику, регулятор которого (Банк России) издал Указание от 07.07.1999 N 603-У "О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях". В этом документе впервые упоминается заимствованное из иностранной профессиональной терминологии слово "комплаенс". Полномочия по формированию методологии управления рисками и внутреннего контроля закреплены за Банком России Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке (Банке России)".
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)<7> См.: ст. 87.1 Закона об АО; Письмо Банка России от 15.04.2019 N ИН-06-28/35 "О некоторых вопросах применения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"; Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах". Впервые упоминание об управлении рисками появилось именно применительно к фондовому рынку как наиболее интегрированному в мировую экономику, регулятор которого (Банк России) издал Указание от 07.07.1999 N 603-У "О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях". В этом документе впервые упоминается заимствованное из иностранной профессиональной терминологии слово "комплаенс". Полномочия по формированию методологии управления рисками и внутреннего контроля закреплены за Банком России Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке (Банке России)".
Готовое решение: Как назначить ревизионную комиссию в АО
(КонсультантПлюс, 2025)публичные АО обязаны избирать ревизионную комиссию, только если в уставе есть положение о ее создании в обществе. При этом если в ПАО созданы специализированные комитеты совета директоров по аудиту, а также по управлению рисками и внутреннему контролю, то Банк России рекомендует самостоятельно оценить необходимость создания ревизионной комиссии с точки зрения организационных, контрольных и финансовых целей и принять взвешенное решение по данному вопросу. Это позволит исключить дублирование функционала в части осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью в публичных обществах, а также сократить расходы, связанные с деятельностью ревизионной комиссии (п. 7 Письма Банка России от 15.04.2019 N ИН-06-28/35).
(КонсультантПлюс, 2025)публичные АО обязаны избирать ревизионную комиссию, только если в уставе есть положение о ее создании в обществе. При этом если в ПАО созданы специализированные комитеты совета директоров по аудиту, а также по управлению рисками и внутреннему контролю, то Банк России рекомендует самостоятельно оценить необходимость создания ревизионной комиссии с точки зрения организационных, контрольных и финансовых целей и принять взвешенное решение по данному вопросу. Это позволит исключить дублирование функционала в части осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью в публичных обществах, а также сократить расходы, связанные с деятельностью ревизионной комиссии (п. 7 Письма Банка России от 15.04.2019 N ИН-06-28/35).
Статья: Как выстроить систему внутреннего контроля, чтобы обеспечить полноту и достоверность учета и отчетности
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)<4> Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах".
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)<4> Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143 "О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах".
Статья: Концепция "SAA" как неоподход в обеспечении непрерывности деятельности фирмы
(Кучеренко С.А., Сериков В.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 10)<1> COSO ERM 2004 - Стандарт управления рисками предприятий, разработанный Комитетом организаций-спонсоров Комиссии Тредвея (англ. The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO).
(Кучеренко С.А., Сериков В.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 10)<1> COSO ERM 2004 - Стандарт управления рисками предприятий, разработанный Комитетом организаций-спонсоров Комиссии Тредвея (англ. The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO).
Статья: Анализ системы внутреннего контроля ПАО "МТС"
(Маслова Т.С., Питизина Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 1)Совет директоров ПАО "МТС" определяет политику в отношении внутреннего контроля и аудита и два раза в год рассматривает отчет Комитета по аудиту по итогам работы функций внутреннего аудита, управления рисками, деловой этики и внутреннего контроля с анализом действующих систем контроля и выявленных нарушений.
(Маслова Т.С., Питизина Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 1)Совет директоров ПАО "МТС" определяет политику в отношении внутреннего контроля и аудита и два раза в год рассматривает отчет Комитета по аудиту по итогам работы функций внутреннего аудита, управления рисками, деловой этики и внутреннего контроля с анализом действующих систем контроля и выявленных нарушений.