Комиссия за оплату услуг ЖКХ
Подборка наиболее важных документов по запросу Комиссия за оплату услуг ЖКХ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 04.05.2023 по делу N 88-10524/2023 (УИД 44RS0001-01-2022-003968-39)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании вознаграждения.
Обстоятельства: Выплата вознаграждения за оказание таких услуг установлена локальными правовыми актами работодателя, об изменении условий оплаты работник своевременно ответчиком не предупреждался.
Решение: Удовлетворено.На основании служебных записок заместителя директора по финансовому бизнесу АО "Почта России" судами установлено, что в связи с изменением тарифного регулирования на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и введением запрета на включение в тарифы, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг, расходов организаций по оплате сторонним организациям услуг по сбору платежей, такие организации, состоящие в договорных отношениях в АО "Почта России" стали переходить на внешнюю комиссию, уплачиваемую непосредственно плательщиками, которая в первом полугодии 2022 г. не взималась АО "Почта России", несмотря на фактическое оказание подобных услуг.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании вознаграждения.
Обстоятельства: Выплата вознаграждения за оказание таких услуг установлена локальными правовыми актами работодателя, об изменении условий оплаты работник своевременно ответчиком не предупреждался.
Решение: Удовлетворено.На основании служебных записок заместителя директора по финансовому бизнесу АО "Почта России" судами установлено, что в связи с изменением тарифного регулирования на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и введением запрета на включение в тарифы, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг, расходов организаций по оплате сторонним организациям услуг по сбору платежей, такие организации, состоящие в договорных отношениях в АО "Почта России" стали переходить на внешнюю комиссию, уплачиваемую непосредственно плательщиками, которая в первом полугодии 2022 г. не взималась АО "Почта России", несмотря на фактическое оказание подобных услуг.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Является ли взимание банками комиссии при оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства основанием для обращения в антимонопольный орган?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
Статья: Преобразования в ЖКХ 2024
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2024, N 3)- банковские комиссии при оплате услуг ЖКХ;
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2024, N 3)- банковские комиссии при оплате услуг ЖКХ;
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)С. ссылался на то, что при обращении в центр социальной поддержки для назначения ему единовременной материальной помощи им были представлены все необходимые документы, подтверждающие его трудную жизненную ситуацию, нарушение условий жизнедеятельности, он является безработным предпенсионного возраста, состоит на учете в центре занятости населения, с 1 октября 2020 г. не получает минимального пособия по безработице, у него отсутствуют какой-либо доход и средства к существованию, а также имеются системные, возрастные, хронические заболевания, в связи с чем он периодически обращается за медицинской помощью, потенциальные работодатели отказывают ему в трудоустройстве или предлагают работу, которая не подходит ему по состоянию здоровья. Вступившим в законную силу решением суда С. отказано в иске к энергосбытовой компании о реструктуризации долга по оплате жилищно-коммунальных услуг, что лишило его права на оформление субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)С. ссылался на то, что при обращении в центр социальной поддержки для назначения ему единовременной материальной помощи им были представлены все необходимые документы, подтверждающие его трудную жизненную ситуацию, нарушение условий жизнедеятельности, он является безработным предпенсионного возраста, состоит на учете в центре занятости населения, с 1 октября 2020 г. не получает минимального пособия по безработице, у него отсутствуют какой-либо доход и средства к существованию, а также имеются системные, возрастные, хронические заболевания, в связи с чем он периодически обращается за медицинской помощью, потенциальные работодатели отказывают ему в трудоустройстве или предлагают работу, которая не подходит ему по состоянию здоровья. Вступившим в законную силу решением суда С. отказано в иске к энергосбытовой компании о реструктуризации долга по оплате жилищно-коммунальных услуг, что лишило его права на оформление субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Вопрос: О запрете на взимание комиссионного вознаграждения (вознаграждения) за перечисление платы за ЖКУ с физлиц, нуждающихся в социальной поддержке.
(Письмо Банка России от 13.09.2024 N 45-17/6024)Поставленный в обращении вопрос затрагивает нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), устанавливающие обязанность по внесению платы за жилищные и коммунальные услуги (далее - ЖКУ), в соответствии с которым функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляются Минстроем России.
(Письмо Банка России от 13.09.2024 N 45-17/6024)Поставленный в обращении вопрос затрагивает нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), устанавливающие обязанность по внесению платы за жилищные и коммунальные услуги (далее - ЖКУ), в соответствии с которым функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляются Минстроем России.
Статья: Цифровой рубль: дискуссия о правовой природе и перспективах внедрения
(Лаутс Е.Б.)
("Закон", 2024, N 9)Безусловно, внедрение цифрового рубля в перспективе может способствовать развитию конкуренции на банковском рынке. В любом случае конкурентные условия на платежном и банковском рынке с внедрением цифрового рубля изменятся. Усиление конкуренции на рынке банковских услуг ожидаемо за счет отмеченных выше свойств операций с цифровым рублем. Так, отсутствие привязки счета цифрового рубля к одной кредитной организации (доступ к цифровому рублю возможен через приложение любого банка) и, как следствие, отсутствие у клиента банка опасения, что такой банк может потерять финансовую устойчивость и обанкротиться, значительно увеличит и сделает для ряда клиентов привлекательным осуществление операций с цифровым рублем через мелкие и средние региональные банки. Однако можно отметить и факторы, которые могут негативно влиять на конкуренцию на банковском рынке, поскольку де-факто кредитные организации будут конкурировать с Банком России. Такие негативные для банков последствия могут быть связаны, подобно системе быстрых платежей, с тарифами на операции с цифровым рублем, которые предполагаются более привлекательными по сравнению с принятыми комиссиями за банковский эквайринг. Так, в настоящее время совет директоров Банка России установил тарифы для операций с цифровыми рублями, согласно которым платежи и переводы цифровых рублей для граждан предполагаются бесплатными, тариф для бизнеса за прием оплаты товаров и услуг цифровыми рублями составит 0,3% от суммы платежа (но не более 1,5 тыс. руб.). Тариф для компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, будет 0,2%, но не более 10 руб. Комиссия за переводы между юридическими лицами составит 15 руб. за операцию. Эти тарифы начнут действовать с 1 января 2025 года. До этого момента установлен льготный период, когда все операции с цифровыми рублями на платформе Банка России будут проводиться бесплатно <28>. Деформации конкуренции на банковском рынке будет способствовать и установление обязанности для торговых предприятий по приему и осуществлению операций с цифровым рублем как законным средством платежа.
(Лаутс Е.Б.)
("Закон", 2024, N 9)Безусловно, внедрение цифрового рубля в перспективе может способствовать развитию конкуренции на банковском рынке. В любом случае конкурентные условия на платежном и банковском рынке с внедрением цифрового рубля изменятся. Усиление конкуренции на рынке банковских услуг ожидаемо за счет отмеченных выше свойств операций с цифровым рублем. Так, отсутствие привязки счета цифрового рубля к одной кредитной организации (доступ к цифровому рублю возможен через приложение любого банка) и, как следствие, отсутствие у клиента банка опасения, что такой банк может потерять финансовую устойчивость и обанкротиться, значительно увеличит и сделает для ряда клиентов привлекательным осуществление операций с цифровым рублем через мелкие и средние региональные банки. Однако можно отметить и факторы, которые могут негативно влиять на конкуренцию на банковском рынке, поскольку де-факто кредитные организации будут конкурировать с Банком России. Такие негативные для банков последствия могут быть связаны, подобно системе быстрых платежей, с тарифами на операции с цифровым рублем, которые предполагаются более привлекательными по сравнению с принятыми комиссиями за банковский эквайринг. Так, в настоящее время совет директоров Банка России установил тарифы для операций с цифровыми рублями, согласно которым платежи и переводы цифровых рублей для граждан предполагаются бесплатными, тариф для бизнеса за прием оплаты товаров и услуг цифровыми рублями составит 0,3% от суммы платежа (но не более 1,5 тыс. руб.). Тариф для компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, будет 0,2%, но не более 10 руб. Комиссия за переводы между юридическими лицами составит 15 руб. за операцию. Эти тарифы начнут действовать с 1 января 2025 года. До этого момента установлен льготный период, когда все операции с цифровыми рублями на платформе Банка России будут проводиться бесплатно <28>. Деформации конкуренции на банковском рынке будет способствовать и установление обязанности для торговых предприятий по приему и осуществлению операций с цифровым рублем как законным средством платежа.
Информация: Утверждены тарифы по операциям с цифровыми рублями
("Официальный сайт Банка России", 2023)Тариф для бизнеса за прием оплаты товаров и услуг цифровыми рублями составит 0,3% от суммы платежа (но не более 1,5 тыс. рублей). При этом тариф для компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, будет 0,2%, но не более 10 рублей. Комиссия за переводы между юридическими лицами составит 15 рублей за операцию. Эти тарифы начнут действовать с 1 января 2025 года. До этого момента установлен льготный период, когда все операции с цифровыми рублями на платформе Банка России будут проводиться бесплатно.
("Официальный сайт Банка России", 2023)Тариф для бизнеса за прием оплаты товаров и услуг цифровыми рублями составит 0,3% от суммы платежа (но не более 1,5 тыс. рублей). При этом тариф для компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, будет 0,2%, но не более 10 рублей. Комиссия за переводы между юридическими лицами составит 15 рублей за операцию. Эти тарифы начнут действовать с 1 января 2025 года. До этого момента установлен льготный период, когда все операции с цифровыми рублями на платформе Банка России будут проводиться бесплатно.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Банк России рассматривал законопроект N 905546-7 в редакции, устанавливающей запрет на взимание комиссионного вознаграждения при внесении платы за услуги ЖКХ со всех граждан независимо от их принадлежности к определенным категориям, в частности к пенсионерам или получателям субсидий на оплату услуг ЖКХ.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Банк России рассматривал законопроект N 905546-7 в редакции, устанавливающей запрет на взимание комиссионного вознаграждения при внесении платы за услуги ЖКХ со всех граждан независимо от их принадлежности к определенным категориям, в частности к пенсионерам или получателям субсидий на оплату услуг ЖКХ.
Вопрос: Почему при оплате стоимости поставленного газа с физических лиц взимается банковская комиссия? Как произвести оплату за поставленный газ физическому лицу без комиссии?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)В соответствии с законодательством Российской Федерации при оплате гражданами услуг жилищно-коммунального хозяйства кредитные организации, платежные агенты, банковские платежные агенты и операторы почтовой связи, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)В соответствии с законодательством Российской Федерации при оплате гражданами услуг жилищно-коммунального хозяйства кредитные организации, платежные агенты, банковские платежные агенты и операторы почтовой связи, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.
Статья: Преимущества и недостатки прямых договоров ресурсоснабжения в многоквартирных домах
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)<13> Токарев В.Б. Взыскание коммунальных услуг // Жилищное право. 2017. N 2. С. 83 - 92.
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)<13> Токарев В.Б. Взыскание коммунальных услуг // Жилищное право. 2017. N 2. С. 83 - 92.
Вопрос: О вопросах и предложениях, касающихся регулирования и развития платежной сферы.
(Письмо Банка России от 27.05.2024 N 45-17/2778)Платежи за жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ) не относятся к категории указанных выше платежей.
(Письмо Банка России от 27.05.2024 N 45-17/2778)Платежи за жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ) не относятся к категории указанных выше платежей.
Готовое решение: Как при УСН учесть коммунальные платежи
(КонсультантПлюс, 2025)Документально подтвердить ваши расходы могут, например, счет арендодателя на оплату вместе с актом потребления коммунальных услуг и расчетом коммунальных платежей, а также платежное поручение на перечисление такой оплаты.
(КонсультантПлюс, 2025)Документально подтвердить ваши расходы могут, например, счет арендодателя на оплату вместе с актом потребления коммунальных услуг и расчетом коммунальных платежей, а также платежное поручение на перечисление такой оплаты.
Вопрос: О взимании кредитными организациями комиссионного вознаграждения при перечислении физлицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
(Письмо Минфина России от 14.03.2024 N 05-06-11/22773)Кроме того, пунктом 1 статьи 851 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитным организациям предоставлено право в случаях, предусмотренных договором банковского счета, взимать плату за услуги по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. Договорами, заключенными банками с поставщиками жилищно-коммунальных услуг - получателями средств, обязанность по оплате комиссионного вознаграждения может быть возложена на получателя средств. В таких случаях плательщик осуществляет оплату жилищно-коммунальных услуг без взимания банковской комиссии.
(Письмо Минфина России от 14.03.2024 N 05-06-11/22773)Кроме того, пунктом 1 статьи 851 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитным организациям предоставлено право в случаях, предусмотренных договором банковского счета, взимать плату за услуги по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. Договорами, заключенными банками с поставщиками жилищно-коммунальных услуг - получателями средств, обязанность по оплате комиссионного вознаграждения может быть возложена на получателя средств. В таких случаях плательщик осуществляет оплату жилищно-коммунальных услуг без взимания банковской комиссии.