Комиссия по урегулированию задолженности
Подборка наиболее важных документов по запросу Комиссия по урегулированию задолженности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Возмещение убытков при нарушении договора
(КонсультантПлюс, 2025)"...Если к моменту расторжения договора, исполняемого по частям, поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в том числе по ведению чужого дела (по договору комиссии, доверительного управления и т.п.), не были оплачены, то взыскание задолженности осуществляется согласно условиям расторгнутого договора и положениям закона, регулирующим соответствующие обязательства. При этом сторона сохраняет право на взыскание долга на условиях, установленных договором или законом, регулирующим соответствующие договорные обязательства, а также права, возникшие из обеспечительных сделок, равно как и право требовать возмещения убытков и взыскания неустойки по день фактического исполнения обязательства (пункты 3 и 4 статьи 425 ГК РФ)..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Если к моменту расторжения договора, исполняемого по частям, поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в том числе по ведению чужого дела (по договору комиссии, доверительного управления и т.п.), не были оплачены, то взыскание задолженности осуществляется согласно условиям расторгнутого договора и положениям закона, регулирующим соответствующие обязательства. При этом сторона сохраняет право на взыскание долга на условиях, установленных договором или законом, регулирующим соответствующие договорные обязательства, а также права, возникшие из обеспечительных сделок, равно как и право требовать возмещения убытков и взыскания неустойки по день фактического исполнения обязательства (пункты 3 и 4 статьи 425 ГК РФ)..."
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023 N 19АП-2076/2022 по делу N А08-10185/2021
Требование: О взыскании задолженности по договору на водоснабжение и водоотведение за потребленную холодную воду на содержание общего имущества многоквартирных домов.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.При этом, суд области исходил из того, что доводы ответчика о применении истцом недействующих тарифов основаны на неверном толковании норм материального права. Судебные акты, которыми приказ N 33/40 (в оспоренных редакциях) признан недействующим в части, не содержит выводов о том, что тариф, по которому истец произвел расчет задолженности в спорном периоде, является завышенным. Как следует из судебных актов, основанием для признания недействующим в части приказа N 33/40 (в оспоренных редакциях) послужило исключительно нарушение Комиссией порядка его согласования с федеральным органом регулирования тарифов. Расчет задолженности за спорный период произведен истцом в соответствии с договором ресурсоснабжения, отсутствуют доказательства того, что примененный в расчете тариф является завышенным, в связи с чем оснований для применения иного тарифа по настоящему делу не имеется. Установив наличие спорной задолженности, суд первой инстанции удовлетворил заявленный иск в полном размере.
Требование: О взыскании задолженности по договору на водоснабжение и водоотведение за потребленную холодную воду на содержание общего имущества многоквартирных домов.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.При этом, суд области исходил из того, что доводы ответчика о применении истцом недействующих тарифов основаны на неверном толковании норм материального права. Судебные акты, которыми приказ N 33/40 (в оспоренных редакциях) признан недействующим в части, не содержит выводов о том, что тариф, по которому истец произвел расчет задолженности в спорном периоде, является завышенным. Как следует из судебных актов, основанием для признания недействующим в части приказа N 33/40 (в оспоренных редакциях) послужило исключительно нарушение Комиссией порядка его согласования с федеральным органом регулирования тарифов. Расчет задолженности за спорный период произведен истцом в соответствии с договором ресурсоснабжения, отсутствуют доказательства того, что примененный в расчете тариф является завышенным, в связи с чем оснований для применения иного тарифа по настоящему делу не имеется. Установив наличие спорной задолженности, суд первой инстанции удовлетворил заявленный иск в полном размере.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как получить решение о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки по страховым взносам?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)По итогам заседания утвержденной комиссии оформляется протокол, не позднее следующего рабочего дня после проведения заседания комиссии налоговым органом готовится решение о признании безнадежными к взысканию и списании указанных недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам. Указанное решение подписывается руководителем (исполняющим обязанности руководителя) налогового органа не позднее следующего рабочего дня после его оформления и передается секретарем комиссии в структурное подразделение налогового органа, к функциям которого отнесены вопросы урегулирования задолженности, для отражения в информационных ресурсах налогового органа (п. п. 2 - 3, 7 - 9 Порядка).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)По итогам заседания утвержденной комиссии оформляется протокол, не позднее следующего рабочего дня после проведения заседания комиссии налоговым органом готовится решение о признании безнадежными к взысканию и списании указанных недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам. Указанное решение подписывается руководителем (исполняющим обязанности руководителя) налогового органа не позднее следующего рабочего дня после его оформления и передается секретарем комиссии в структурное подразделение налогового органа, к функциям которого отнесены вопросы урегулирования задолженности, для отражения в информационных ресурсах налогового органа (п. п. 2 - 3, 7 - 9 Порядка).
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)В выписке из вышеуказанного протокола заседания комиссии, указано, что в соответствии с п. 21 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Приказом ФНС России от 30 марта 2011 г. N ММВ-7-4/235@ и по итогам рассмотрения данного вопроса Комиссия единогласно приняла решение: государственный гражданский служащий специалист 1 разряда отдела урегулирования задолженности ИФНС России по г. Курску истица не соблюдала требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов и рекомендовать начальнику ИФНС России по г. Курску применить в отношении истицы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе".
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)В выписке из вышеуказанного протокола заседания комиссии, указано, что в соответствии с п. 21 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Приказом ФНС России от 30 марта 2011 г. N ММВ-7-4/235@ и по итогам рассмотрения данного вопроса Комиссия единогласно приняла решение: государственный гражданский служащий специалист 1 разряда отдела урегулирования задолженности ИФНС России по г. Курску истица не соблюдала требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов и рекомендовать начальнику ИФНС России по г. Курску применить в отношении истицы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе".
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 14.05.2018 N ММВ-7-8/256@
"Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2018 N 51201)9. Подписанное руководителем (исполняющим обязанности руководителя) налогового органа Решение о признании безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам и их списании передается секретарем комиссии в структурное подразделение налогового органа, к функциям которого отнесены вопросы урегулирования задолженности, для отражения в информационных ресурсах налогового органа.
"Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2018 N 51201)9. Подписанное руководителем (исполняющим обязанности руководителя) налогового органа Решение о признании безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам и их списании передается секретарем комиссии в структурное подразделение налогового органа, к функциям которого отнесены вопросы урегулирования задолженности, для отражения в информационных ресурсах налогового органа.
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Порядок формирования и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию формированию просроченной задолженности по заработной плате и порядок принятия ими решений определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(ред. от 29.09.2025)Порядок формирования и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию формированию просроченной задолженности по заработной плате и порядок принятия ими решений определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Статья: Особенности налоговых проверок при ликвидации юридического лица
(Шабанова И.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Одновременно с результатом анализа деклараций предыдущего периода районная налоговая инспекция направляет юридическому лицу требование о необходимости представления пояснений по бухгалтерскому балансу за последний завершенный год по строкам: дебиторская задолженность, запасы, основные средства, особенно интересует кредиторская задолженность, с предоставлением перечня кредиторов, обязательства перед которыми не урегулированы (с указанием размера и момента возникновения задолженности), формы и сроки расчетов с иными кредиторами.
(Шабанова И.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Одновременно с результатом анализа деклараций предыдущего периода районная налоговая инспекция направляет юридическому лицу требование о необходимости представления пояснений по бухгалтерскому балансу за последний завершенный год по строкам: дебиторская задолженность, запасы, основные средства, особенно интересует кредиторская задолженность, с предоставлением перечня кредиторов, обязательства перед которыми не урегулированы (с указанием размера и момента возникновения задолженности), формы и сроки расчетов с иными кредиторами.
Вопрос: Вправе ли органы местного самоуправления (администрация района) вызывать на комиссию по неуплате налогов?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Вправе ли органы местного самоуправления (администрация района) вызывать на комиссию по неуплате налогов?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Вправе ли органы местного самоуправления (администрация района) вызывать на комиссию по неуплате налогов?
Статья: Поправки к ТК РФ: дополнительные гарантии трудовых прав граждан
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 9)Порядок формирования и деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию формированию просроченной задолженности по заработной плате и порядок принятия ими решений определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 9)Порядок формирования и деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию формированию просроченной задолженности по заработной плате и порядок принятия ими решений определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Статья: Проблемы защиты прав граждан, пострадавших от деятельности лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности
(Перемит Н.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 2)Первый и самый распространенный - обращение в ФССП России с жалобой на противозаконные действия "коллекторов". Так, по данным Правительственной комиссии по профилактике правонарушений (решение от 28 декабря 2020 г.), за 2019 г. в Службе было принято к рассмотрению 28,4 тыс. обращений, связанных с истребованием просроченной задолженности. При этом большинство жалоб касалось деятельности микрофинансовых организаций, что подтверждает недостаточность регулирования в этой области. К такому же выводу приходит и Правительственная комиссия, указывая на необходимость установления контроля ФССП России за соответствующей деятельностью МФО <8>.
(Перемит Н.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 2)Первый и самый распространенный - обращение в ФССП России с жалобой на противозаконные действия "коллекторов". Так, по данным Правительственной комиссии по профилактике правонарушений (решение от 28 декабря 2020 г.), за 2019 г. в Службе было принято к рассмотрению 28,4 тыс. обращений, связанных с истребованием просроченной задолженности. При этом большинство жалоб касалось деятельности микрофинансовых организаций, что подтверждает недостаточность регулирования в этой области. К такому же выводу приходит и Правительственная комиссия, указывая на необходимость установления контроля ФССП России за соответствующей деятельностью МФО <8>.
Статья: Взыскание задолженности с учредителя (учредителей) некоммерческой организации
(Казгериева Э.В., Шапсигов А.М.)
("Гражданское право", 2021, N 1)<7> См., например: Галкин А.В. Правовое регулирование взыскания налоговой задолженности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 20 с.; Суховеев Е.М. Правовое регулирование взыскания задолженности по налогам и сборам в судебном порядке // "Черные дыры" в российском законодательстве. М., 2011. N 2. С. 154 - 156.
(Казгериева Э.В., Шапсигов А.М.)
("Гражданское право", 2021, N 1)<7> См., например: Галкин А.В. Правовое регулирование взыскания налоговой задолженности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 20 с.; Суховеев Е.М. Правовое регулирование взыскания задолженности по налогам и сборам в судебном порядке // "Черные дыры" в российском законодательстве. М., 2011. N 2. С. 154 - 156.
Статья: Проблемы защиты прав граждан, пострадавших от деятельности лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности
(Вишнякова А.К.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 1)За рубежом подходы к защите прав граждан при взыскании долгов варьируются в зависимости от страны. Например, в США существует Федеральная торговая комиссия, которая регулирует деятельность коллекторов и защищает права потребителей. В странах Европейского союза действуют директивы ЕС, направленные на обеспечение справедливого и прозрачного процесса взыскания долгов.
(Вишнякова А.К.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 1)За рубежом подходы к защите прав граждан при взыскании долгов варьируются в зависимости от страны. Например, в США существует Федеральная торговая комиссия, которая регулирует деятельность коллекторов и защищает права потребителей. В странах Европейского союза действуют директивы ЕС, направленные на обеспечение справедливого и прозрачного процесса взыскания долгов.
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 5)4. Дополнение ТК РФ статьей 158.1 об основных направлениях противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате в РФ.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 5)4. Дополнение ТК РФ статьей 158.1 об основных направлениях противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате в РФ.
Вопрос: В каких случаях и в каком порядке в МСФО определяется справедливая стоимость?
(Консультация эксперта, 2025)Затраты на сделку включают в себя вознаграждения и комиссионные, уплаченные агентам, консультантам, брокерам и дилерам, сборы регулирующих органов и фондовых бирж, а также налоги и сборы за перевод средств. Затраты на сделку не включают в себя премии и скидки по долговым инструментам, затраты на финансирование, внутренние административные расходы или затраты на хранение (п. B5.4.8 МСФО (IFRS) 9).
(Консультация эксперта, 2025)Затраты на сделку включают в себя вознаграждения и комиссионные, уплаченные агентам, консультантам, брокерам и дилерам, сборы регулирующих органов и фондовых бирж, а также налоги и сборы за перевод средств. Затраты на сделку не включают в себя премии и скидки по долговым инструментам, затраты на финансирование, внутренние административные расходы или затраты на хранение (п. B5.4.8 МСФО (IFRS) 9).
Статья: Получение взятки руководителем выпускной квалификационной работы
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Предметом статьи являются проблемы квалификации получения взятки руководителем выпускной квалификационной работы. Рассматриваются характерные для судебной практики виды поведения субъекта, за которые он получает материальное вознаграждение: изготовление квалификационной работы, предоставление положительного отзыва, обещание руководителя - члена государственной аттестационной комиссии обеспечить успешную защиту, а также способствование такой защите со стороны других должностных лиц. Цель работы заключается в определении уголовно-правового статуса руководителя выпускной квалификационной работы, разработке рекомендаций по квалификации получения им материального вознаграждения от обучающихся. Обоснована спорность признания взяточничеством получения руководителем денежных средств от студента за изготовление диплома и положительного отзыва о работе над ним. Показано, что позитивное регулирование образовательных отношений не предполагает иных оснований допуска к защите письменной работы, кроме отсутствия академической задолженности. Поэтому получение материального вознаграждения научным руководителем или заведующим кафедрой за допуск диплома к защите содержит признаки мошенничества. Автор приходит к выводу о том, что взятка может быть получена руководителем за способствование в силу своего должностного положения действиям в интересах выпускника членов государственной аттестационной комиссии и, если руководитель сам является таковым, свое положительное решение о защите квалификационной работы.
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Предметом статьи являются проблемы квалификации получения взятки руководителем выпускной квалификационной работы. Рассматриваются характерные для судебной практики виды поведения субъекта, за которые он получает материальное вознаграждение: изготовление квалификационной работы, предоставление положительного отзыва, обещание руководителя - члена государственной аттестационной комиссии обеспечить успешную защиту, а также способствование такой защите со стороны других должностных лиц. Цель работы заключается в определении уголовно-правового статуса руководителя выпускной квалификационной работы, разработке рекомендаций по квалификации получения им материального вознаграждения от обучающихся. Обоснована спорность признания взяточничеством получения руководителем денежных средств от студента за изготовление диплома и положительного отзыва о работе над ним. Показано, что позитивное регулирование образовательных отношений не предполагает иных оснований допуска к защите письменной работы, кроме отсутствия академической задолженности. Поэтому получение материального вознаграждения научным руководителем или заведующим кафедрой за допуск диплома к защите содержит признаки мошенничества. Автор приходит к выводу о том, что взятка может быть получена руководителем за способствование в силу своего должностного положения действиям в интересах выпускника членов государственной аттестационной комиссии и, если руководитель сам является таковым, свое положительное решение о защите квалификационной работы.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Унификация права, направленного не регулирование уступки требований по платежным обязательствам, проводилась Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Результатом явилась Конвенция об уступке дебиторской задолженности в международной торговле 2001 г. <1>. В правовой литературе Конвенция характеризуется как первое универсальное международное соглашение, полностью посвященное институту цессии и направленное в равной степени на регулирование всех известных видов уступок, таких как классическая цессия с ее собственными подвидами, факторинг, форфейтинг, а также форм, которые "возможно, появятся в будущем на их основе". Отмечалось также, что унификация правового регулирования института цессии в Конвенции была обусловлена не только увеличением оборота обязательственных требований в международной торговле, но и тенденцией использования цессии в международной торговой практике в качестве способа обеспечения обязательств, что, в свою очередь, "приводит к расширению возможностей для удешевления международных кредитов" <2>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Унификация права, направленного не регулирование уступки требований по платежным обязательствам, проводилась Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Результатом явилась Конвенция об уступке дебиторской задолженности в международной торговле 2001 г. <1>. В правовой литературе Конвенция характеризуется как первое универсальное международное соглашение, полностью посвященное институту цессии и направленное в равной степени на регулирование всех известных видов уступок, таких как классическая цессия с ее собственными подвидами, факторинг, форфейтинг, а также форм, которые "возможно, появятся в будущем на их основе". Отмечалось также, что унификация правового регулирования института цессии в Конвенции была обусловлена не только увеличением оборота обязательственных требований в международной торговле, но и тенденцией использования цессии в международной торговой практике в качестве способа обеспечения обязательств, что, в свою очередь, "приводит к расширению возможностей для удешевления международных кредитов" <2>.