Комиссия по разработке территориальной программы
Подборка наиболее важных документов по запросу Комиссия по разработке территориальной программы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проверки, проводимые казначейством (внутренний государственный (муниципальный) контроль)
(КонсультантПлюс, 2025)...Законодательством Российской Федерации об ОМС предусмотрено финансирование медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по программе ОМС, из федерального и территориального фондов ОМС (которые в свою очередь имеют одним из источников финансирования средства федерального бюджета) путем заключения предусмотренных статьями 37 и 39 Закона об ОМС договоров. Договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств ОМС, в том числе и средств федерального бюджета, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС (часть 1 статьи 39 Закона об ОМС).
(КонсультантПлюс, 2025)...Законодательством Российской Федерации об ОМС предусмотрено финансирование медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по программе ОМС, из федерального и территориального фондов ОМС (которые в свою очередь имеют одним из источников финансирования средства федерального бюджета) путем заключения предусмотренных статьями 37 и 39 Закона об ОМС договоров. Договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств ОМС, в том числе и средств федерального бюджета, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС (часть 1 статьи 39 Закона об ОМС).
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 266.1 "Объекты государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФ"Законодательством Российской Федерации об ОМС предусмотрено финансирование медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по программе ОМС, из федерального и территориального фондов ОМС (которые в свою очередь имеют одним из источников финансирования средства федерального бюджета) путем заключения предусмотренных статьями 36 и 39 Закона об ОМС договоров. Договор заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств ОМС, в том числе и средств федерального бюджета, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС (пункт 1 статьи 39 Закона об ОМС).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неправомочность состава субъекта публичной администрации при принятии коллегиального административного акта
(Андреев Д.С.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Анализ законодательства и судебной практики показывает, что коллегиальное принятие правовых актов получило широкое распространение не только в деятельности представительных и судебных органов, но и в практике функционирования публичной администрации <4>. Верховный Суд РФ отмечает, что в суде могут быть оспорены коллегиальные административные акты, принятые межведомственными и призывными комиссиями, Высшей аттестационной комиссией, комиссиями по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования, апелляционными комиссиями высших учебных заведений <5>.
(Андреев Д.С.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Анализ законодательства и судебной практики показывает, что коллегиальное принятие правовых актов получило широкое распространение не только в деятельности представительных и судебных органов, но и в практике функционирования публичной администрации <4>. Верховный Суд РФ отмечает, что в суде могут быть оспорены коллегиальные административные акты, принятые межведомственными и призывными комиссиями, Высшей аттестационной комиссией, комиссиями по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования, апелляционными комиссиями высших учебных заведений <5>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме приведенных выше органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации к числу таких органов Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 7 Постановления от 28.06.2022 N 21 относит, например, межведомственные комиссии, экзаменационные, призывные комиссии, Высшую аттестационную комиссию, комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования. Все эти органы созданы для осуществления публично значимой деятельности, в связи с чем их акты (решения, действия, бездействие) могут нарушать права, свободы и законные интересы граждан и организаций путем создания им препятствий в реализации своих прав либо возложения на них обязанностей.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме приведенных выше органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации к числу таких органов Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 7 Постановления от 28.06.2022 N 21 относит, например, межведомственные комиссии, экзаменационные, призывные комиссии, Высшую аттестационную комиссию, комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования. Все эти органы созданы для осуществления публично значимой деятельности, в связи с чем их акты (решения, действия, бездействие) могут нарушать права, свободы и законные интересы граждан и организаций путем создания им препятствий в реализации своих прав либо возложения на них обязанностей.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с применением законодательства об обязательном медицинском страховании"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)II. Споры, возникающие между Комиссией по разработке
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)II. Споры, возникающие между Комиссией по разработке
Статья: Реализация принципов обязательного медицинского страхования в контексте финансового обеспечения предоставления бесплатной медицинской помощи: тенденции судебной практики
(Малышева А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Так, Конституционный Суд РФ отказал в рассмотрении жалобы, связанной с неоплатой сверхпланового оказания помощи, о проверке конституционности положений закона, в соответствии с которыми в случае, если установленный объем денежных средств на оплату медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно, медицинской организацией был превышен, то территориальный фонд ОМС обладает полномочиями по принятию решения о том, необходимо ли предоставить денежные средства из нормированного страхового запаса для оплаты медицинской организации объемов помощи, оказанной сверх нормы, или же нет необходимости в осуществлении указанных действий. В обоснование своего решения Конституционный Суд РФ указал, что нормы законодательства не нарушают конституционные права. Субъект, предоставляющий медицинскую помощь, выразил согласие относительно условий деятельности в сфере обязательного медицинского страхования и в установленном законодательством порядке не оспаривал распределенные объемы оказания медицинской помощи, установленные решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС (далее - Комиссия). Указана также позиция о том, что медицинская помощь, которая оказывается бесплатно, может предоставляться не только непосредственно в момент обращения лица, но и в порядке очередности, и это не является отказом. Предоставление медицинской помощи в данном случае формально соответствует программе государственных гарантий.
(Малышева А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Так, Конституционный Суд РФ отказал в рассмотрении жалобы, связанной с неоплатой сверхпланового оказания помощи, о проверке конституционности положений закона, в соответствии с которыми в случае, если установленный объем денежных средств на оплату медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно, медицинской организацией был превышен, то территориальный фонд ОМС обладает полномочиями по принятию решения о том, необходимо ли предоставить денежные средства из нормированного страхового запаса для оплаты медицинской организации объемов помощи, оказанной сверх нормы, или же нет необходимости в осуществлении указанных действий. В обоснование своего решения Конституционный Суд РФ указал, что нормы законодательства не нарушают конституционные права. Субъект, предоставляющий медицинскую помощь, выразил согласие относительно условий деятельности в сфере обязательного медицинского страхования и в установленном законодательством порядке не оспаривал распределенные объемы оказания медицинской помощи, установленные решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС (далее - Комиссия). Указана также позиция о том, что медицинская помощь, которая оказывается бесплатно, может предоставляться не только непосредственно в момент обращения лица, но и в порядке очередности, и это не является отказом. Предоставление медицинской помощи в данном случае формально соответствует программе государственных гарантий.
Статья: Актуальные вопросы применения законодательства об обязательном медицинском страховании
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В статье приведен анализ судебной практики Арбитражного суда Северо-Западного округа за 2022 - 2023 годы по делам об оспаривании медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) должностных лиц территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также решений комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в каждом субъекте Российской Федерации, связанных с распределением и перераспределением объемов предоставления медицинской помощи и финансового обеспечения между медицинскими организациями, целевым использованием денежных средств обязательного медицинского страхования, а также со снижением страховых выплат медицинским организациям и привлечением их к ответственности по результатам повторных проверок территориальных фондов обязательного медицинского страхования, проводимых в порядке статьи 42 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" на основании претензий медицинских организаций, обжалующих в территориальный фонд решения страховых медицинских организаций, принятые в порядке контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В статье приведен анализ судебной практики Арбитражного суда Северо-Западного округа за 2022 - 2023 годы по делам об оспаривании медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) должностных лиц территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также решений комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в каждом субъекте Российской Федерации, связанных с распределением и перераспределением объемов предоставления медицинской помощи и финансового обеспечения между медицинскими организациями, целевым использованием денежных средств обязательного медицинского страхования, а также со снижением страховых выплат медицинским организациям и привлечением их к ответственности по результатам повторных проверок территориальных фондов обязательного медицинского страхования, проводимых в порядке статьи 42 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" на основании претензий медицинских организаций, обжалующих в территориальный фонд решения страховых медицинских организаций, принятые в порядке контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Так, согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Постановлением Правительства от 28.12.2021 N 2505, тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой при заболеваниях, состояниях (группах заболеваний, состояний) в стационарных условиях и условиях дневного стационара в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования федеральными медицинскими организациями, устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включаются в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в субъекте в установленном порядке;
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Так, согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Постановлением Правительства от 28.12.2021 N 2505, тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой при заболеваниях, состояниях (группах заболеваний, состояний) в стационарных условиях и условиях дневного стационара в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования федеральными медицинскими организациями, устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включаются в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в субъекте в установленном порядке;
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<3> Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 за 2022 г. содержит следующую правовую позицию: "В оплате медицинской помощи сверх распределенного объема ее предоставления, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, может быть отказано, если в установленном порядке объем медицинской помощи не был перераспределен" (п. 21).
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<3> Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 за 2022 г. содержит следующую правовую позицию: "В оплате медицинской помощи сверх распределенного объема ее предоставления, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, может быть отказано, если в установленном порядке объем медицинской помощи не был перераспределен" (п. 21).
Статья: Публичная администрация и административно-публичная деятельность в Российской Федерации
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В отдельных случаях организации осуществляют свою деятельность без образования юридического лица, но также имеют статус органа применительно к административным и административно-процессуальным правоотношениям. Например, в соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" выделяются организации, которые функционируют в форме комиссий, имеющих статус органа, наделенного публичными полномочиями, но не имеющего статуса юридического лица (например, межведомственные комиссии, экзаменационные, призывные комиссии, Высшая аттестационная комиссия, комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования). В силу ст. 29 АПК РФ очевидно, что организации, осуществляющие свою деятельность в форме комиссии, являются участниками в административных правоотношениях, в которых имеют статус органа, наделенного публичными полномочиями, но не имеющего статуса юридического лица.
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В отдельных случаях организации осуществляют свою деятельность без образования юридического лица, но также имеют статус органа применительно к административным и административно-процессуальным правоотношениям. Например, в соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" выделяются организации, которые функционируют в форме комиссий, имеющих статус органа, наделенного публичными полномочиями, но не имеющего статуса юридического лица (например, межведомственные комиссии, экзаменационные, призывные комиссии, Высшая аттестационная комиссия, комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования). В силу ст. 29 АПК РФ очевидно, что организации, осуществляющие свою деятельность в форме комиссии, являются участниками в административных правоотношениях, в которых имеют статус органа, наделенного публичными полномочиями, но не имеющего статуса юридического лица.