Комфортная городская среда Череповец
Подборка наиболее важных документов по запросу Комфортная городская среда Череповец (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Градостроительное законодательство в обеспечении обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)Наличие (и главное - использование) типовых решений в историческом поселении позволяет обеспечить охрану базовых градоформирующих составляющих (композиция, природный ландшафт, археологический слой, объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие и др.). Типовые архитектурные решения объектов капитального строительства утверждены, например, на территории исторического поселения регионального значения в Оренбургской области <21> (города Бугуруслан, Бузулук, Оренбург), в Вологодской области <22> (города Череповец, Грязовец). Внедрение таких проектов должно стать одним из важных методов регулирования нового строительства на территории исторических поселений, позволяющих исключить (минимизировать) диссонирующее воздействие нового строительства на историческую городскую среду.
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)Наличие (и главное - использование) типовых решений в историческом поселении позволяет обеспечить охрану базовых градоформирующих составляющих (композиция, природный ландшафт, археологический слой, объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие и др.). Типовые архитектурные решения объектов капитального строительства утверждены, например, на территории исторического поселения регионального значения в Оренбургской области <21> (города Бугуруслан, Бузулук, Оренбург), в Вологодской области <22> (города Череповец, Грязовец). Внедрение таких проектов должно стать одним из важных методов регулирования нового строительства на территории исторических поселений, позволяющих исключить (минимизировать) диссонирующее воздействие нового строительства на историческую городскую среду.
Статья: Документы стратегического планирования в сфере регулирования миграционной деятельности Российской Федерации по экологическим причинам
(Шпаковский Ю.Г., Евтушенко В.И.)
("Lex russica", 2017, N 10)- в городах с наиболее загрязненной окружающей средой, с катастрофической, зачастую невозвратной деградацией природных ресурсов, неадекватным превалированием техногенных нагрузок на природную среду, приводящих к резкому возрастанию неблагоприятности среды для проживания человека. К таким зонам относятся в первую очередь города: Норильск, Новокузнецк, Череповец и др.;
(Шпаковский Ю.Г., Евтушенко В.И.)
("Lex russica", 2017, N 10)- в городах с наиболее загрязненной окружающей средой, с катастрофической, зачастую невозвратной деградацией природных ресурсов, неадекватным превалированием техногенных нагрузок на природную среду, приводящих к резкому возрастанию неблагоприятности среды для проживания человека. К таким зонам относятся в первую очередь города: Норильск, Новокузнецк, Череповец и др.;
Статья: Проблемы развития экологического законодательства в контексте задач национального проекта "Экология"
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2019, N 1)Накопленные нерешенные проблемы развития экологического законодательства приобретают повышенную остроту в аспекте необходимости решения ряда поставленных национальным проектом задач. Много лет в ст. 57 Федерального закона "Об охране окружающей среды" присутствует отсылка к несформированному законодательству о зонах экологического бедствия. Но именно это законодательство и должно было бы послужить нормативной базой для намеченных федеральным проектом "Чистый воздух" в составе национального проекта "Экология" мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах (города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита).
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2019, N 1)Накопленные нерешенные проблемы развития экологического законодательства приобретают повышенную остроту в аспекте необходимости решения ряда поставленных национальным проектом задач. Много лет в ст. 57 Федерального закона "Об охране окружающей среды" присутствует отсылка к несформированному законодательству о зонах экологического бедствия. Но именно это законодательство и должно было бы послужить нормативной базой для намеченных федеральным проектом "Чистый воздух" в составе национального проекта "Экология" мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах (города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита).
Статья: Правовая охрана окружающей среды на местном уровне
(Кичигин Н.В., Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2011, N 1)Данные различия находят отражение и в статистических данных. Если проанализировать выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников по городам Российской Федерации с численностью населения 100 тыс. человек и более, выяснится, что в г. Ангарске в 2007 г. было выброшено 165,6 тыс. т таких веществ, в г. Братске 124,3 тыс. т, в г. Магнитогорске - 260 тыс. т, в г. Новокузнецке - 396,9 тыс. т, а в г. Норильске - 1990,5 тыс. т, в г. Арзамасе всего лишь 1,3 тыс. т, а в г. Новошахтинске - 0,9 тыс. т <1>. На одного жителя г. Норильска в 2007 г. приходилось 9643,8 кг загрязняющих выбросов в атмосферу, в г. Череповце - 1139,5 кг, в г. Сочи - 8,5 кг, а в г. Ставрополе - 11,4 кг <2>.
(Кичигин Н.В., Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2011, N 1)Данные различия находят отражение и в статистических данных. Если проанализировать выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников по городам Российской Федерации с численностью населения 100 тыс. человек и более, выяснится, что в г. Ангарске в 2007 г. было выброшено 165,6 тыс. т таких веществ, в г. Братске 124,3 тыс. т, в г. Магнитогорске - 260 тыс. т, в г. Новокузнецке - 396,9 тыс. т, а в г. Норильске - 1990,5 тыс. т, в г. Арзамасе всего лишь 1,3 тыс. т, а в г. Новошахтинске - 0,9 тыс. т <1>. На одного жителя г. Норильска в 2007 г. приходилось 9643,8 кг загрязняющих выбросов в атмосферу, в г. Череповце - 1139,5 кг, в г. Сочи - 8,5 кг, а в г. Ставрополе - 11,4 кг <2>.
Статья: О концепции "жилища" в практике Европейского суда по правам человека
(Халдеев А.В.)
("Жилищное право", 2007, NN 5, 6, 7)По делу Фадеева против Российской Федерации <26> заявительница пострадала в результате загрязнения воздуха крупным металлургическим комбинатом ОАО "Северсталь", расположенным в г. Череповце. По этому делу проверке со стороны Европейского суда подверглись меры, принятые национальными властями для защиты права заявительницы на уважение ее жилища. Европейский суд установил, что государство разрешило хозяйственную деятельность загрязняющего окружающую среду предприятия в центре плотно заселенного города. Поскольку токсичные выбросы предприятия превышали безопасные уровни и подвергали опасности людей, проживающих в окрестностях предприятия, государство установило, что на некоторой территории вокруг предприятия не должно быть жилых помещений. Однако эти законодательные акты на практике не исполнялись. По данному делу Европейский суд не счел возможным осуществить серьезный анализ государственной политики в отношении ОАО "Северсталь", поскольку власти Российской Федерации не сумели ясно продемонстрировать, что эта политика представляет собой. В такой ситуации Европейский суд пришел к выводу, что, несмотря на имеющиеся в распоряжения государства пределы усмотрения, оно не сумело найти справедливый баланс между интересами общества и правами заявителя на уважение ее дома и частной жизни.
(Халдеев А.В.)
("Жилищное право", 2007, NN 5, 6, 7)По делу Фадеева против Российской Федерации <26> заявительница пострадала в результате загрязнения воздуха крупным металлургическим комбинатом ОАО "Северсталь", расположенным в г. Череповце. По этому делу проверке со стороны Европейского суда подверглись меры, принятые национальными властями для защиты права заявительницы на уважение ее жилища. Европейский суд установил, что государство разрешило хозяйственную деятельность загрязняющего окружающую среду предприятия в центре плотно заселенного города. Поскольку токсичные выбросы предприятия превышали безопасные уровни и подвергали опасности людей, проживающих в окрестностях предприятия, государство установило, что на некоторой территории вокруг предприятия не должно быть жилых помещений. Однако эти законодательные акты на практике не исполнялись. По данному делу Европейский суд не счел возможным осуществить серьезный анализ государственной политики в отношении ОАО "Северсталь", поскольку власти Российской Федерации не сумели ясно продемонстрировать, что эта политика представляет собой. В такой ситуации Европейский суд пришел к выводу, что, несмотря на имеющиеся в распоряжения государства пределы усмотрения, оно не сумело найти справедливый баланс между интересами общества и правами заявителя на уважение ее дома и частной жизни.
"Правовое обеспечение экологической безопасности Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография"
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)Существующие цифровые технологии в этой сфере представлены известными информационными фондами: государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); информационная система мониторинга качества воздуха в пилотных регионах (городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита), "созданная для обеспечения органов государственной власти, организаций и населения информацией о состоянии, загрязнении атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также для оценки вредного воздействия на человека факторов среды обитания" <201>.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)Существующие цифровые технологии в этой сфере представлены известными информационными фондами: государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); информационная система мониторинга качества воздуха в пилотных регионах (городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита), "созданная для обеспечения органов государственной власти, организаций и населения информацией о состоянии, загрязнении атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также для оценки вредного воздействия на человека факторов среды обитания" <201>.
Статья: Европейский суд на защите прав человека от негативного воздействия экологических факторов
(Лукьянченко В.В.)
("Прецеденты Европейского суда по правам человека", 2017, N 5)В 1990 году Правительство РСФСР приняло программу "Улучшение состояния окружающей среды в г. Череповце", откуда следовало, что "концентрация токсичных веществ в воздухе города многократно превышает допустимые нормы" и что заболеваемость жителей г. Череповца превышает средние показатели. Было отмечено, что многие жители проживают в пределах санитарно-защитной зоны металлургического предприятия. Программа предписывала сокращение металлургическим комбинатам токсичных выбросов до безопасных норм к 1998 году. Металлургическому комбинату было указано профинансировать ежегодное строительство 20 тысяч квадратных метров жилой площади для переселения людей, проживающих в пределах его санитарно-защитной зоны.
(Лукьянченко В.В.)
("Прецеденты Европейского суда по правам человека", 2017, N 5)В 1990 году Правительство РСФСР приняло программу "Улучшение состояния окружающей среды в г. Череповце", откуда следовало, что "концентрация токсичных веществ в воздухе города многократно превышает допустимые нормы" и что заболеваемость жителей г. Череповца превышает средние показатели. Было отмечено, что многие жители проживают в пределах санитарно-защитной зоны металлургического предприятия. Программа предписывала сокращение металлургическим комбинатам токсичных выбросов до безопасных норм к 1998 году. Металлургическому комбинату было указано профинансировать ежегодное строительство 20 тысяч квадратных метров жилой площади для переселения людей, проживающих в пределах его санитарно-защитной зоны.
Статья: Правовой режим зон экологического бедствия
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2014, N 7)1) принятие ряда федеральных целевых программ по восстановлению определенной территории с экологически неблагополучной обстановкой (например, в городе Братске) или установлению перечня первоочередных мероприятий (город Череповец). Сейчас они прекратили свое действие;
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2014, N 7)1) принятие ряда федеральных целевых программ по восстановлению определенной территории с экологически неблагополучной обстановкой (например, в городе Братске) или установлению перечня первоочередных мероприятий (город Череповец). Сейчас они прекратили свое действие;
Статья: К вопросу о совершенствовании правового механизма предотвращения загрязнения атмосферного воздуха
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)Законом N 195-ФЗ, вступившим в силу с 1 ноября 2019 г. (за исключением некоторых положений, для которых устанавливались иные сроки), был дан старт эксперименту по квотированию выбросов ЗВ в атмосферный воздух, территория которого изначально охватывала 12 городов с наиболее высоким уровнем загрязнения: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. С 1 сентября 2023 г. к ним присоединились еще 29 городов, где по итогам многолетних наблюдений фиксировался высокий или очень высокий уровень загрязнения воздуха <15>. Для них проводятся сводные расчеты загрязнений, определяются приоритетные ЗВ, устанавливаются квоты на выбросы для объектов, негативное воздействие на окружающую среду со стороны которых особенно критично. Перечень квотируемых объектов, согласно положениям Закона N 195-ФЗ, формируется Росприроднадзором при участии Роспотребнадзора и уполномоченного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)Законом N 195-ФЗ, вступившим в силу с 1 ноября 2019 г. (за исключением некоторых положений, для которых устанавливались иные сроки), был дан старт эксперименту по квотированию выбросов ЗВ в атмосферный воздух, территория которого изначально охватывала 12 городов с наиболее высоким уровнем загрязнения: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. С 1 сентября 2023 г. к ним присоединились еще 29 городов, где по итогам многолетних наблюдений фиксировался высокий или очень высокий уровень загрязнения воздуха <15>. Для них проводятся сводные расчеты загрязнений, определяются приоритетные ЗВ, устанавливаются квоты на выбросы для объектов, негативное воздействие на окружающую среду со стороны которых особенно критично. Перечень квотируемых объектов, согласно положениям Закона N 195-ФЗ, формируется Росприроднадзором при участии Роспотребнадзора и уполномоченного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об охране окружающей среды"
(постатейный)
(под ред. А.П. Анисимова)
("Деловой двор", 2010)б) дело Ледяева и другие против России. Европейским судом было установлено, что отсутствие защиты от загрязнения окружающей среды является нарушением права на уважение частной жизни. Заявители - жители города Череповца, проживающие около металлургического завода, - жаловались на нарушение их прав в связи с отсутствием защиты от производимого заводом загрязнения окружающей среды.
(постатейный)
(под ред. А.П. Анисимова)
("Деловой двор", 2010)б) дело Ледяева и другие против России. Европейским судом было установлено, что отсутствие защиты от загрязнения окружающей среды является нарушением права на уважение частной жизни. Заявители - жители города Череповца, проживающие около металлургического завода, - жаловались на нарушение их прав в связи с отсутствием защиты от производимого заводом загрязнения окружающей среды.
Статья: Актуальные проблемы судебной защиты конституционных экологических прав граждан
(Ястребов А.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2007, N 12)Современная российская действительность знает многочисленные случаи нарушения данных прав граждан со стороны различных государственных органов и должностных лиц. Нередко принимаемые ими административные решения не учитывают неблагоприятных экологических последствий, выносятся без учета мнения жителей, чьи права могут быть затронуты. При этом во многих случаях игнорировались нормы законодательства, предусматривающие проведение Государственной экологической экспертизы. В итоге при проектировании и строительстве тех или иных объектов грубо нарушается конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. Зачастую единственным выходом для граждан является обращение в суд, но, как показывает практика, здесь все происходит далеко не просто.
(Ястребов А.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2007, N 12)Современная российская действительность знает многочисленные случаи нарушения данных прав граждан со стороны различных государственных органов и должностных лиц. Нередко принимаемые ими административные решения не учитывают неблагоприятных экологических последствий, выносятся без учета мнения жителей, чьи права могут быть затронуты. При этом во многих случаях игнорировались нормы законодательства, предусматривающие проведение Государственной экологической экспертизы. В итоге при проектировании и строительстве тех или иных объектов грубо нарушается конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. Зачастую единственным выходом для граждан является обращение в суд, но, как показывает практика, здесь все происходит далеко не просто.
"Комментарий к Закону РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"
(постатейный)
(Леонтьев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)- оздоровление экологической обстановки в регионах и городах с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей среды, в том числе в Тульской, Самарской областях, г. г. Братск, Нижний Тагил, Череповец, в Уральском регионе, бассейнах озера Байкал и реки Волги и др.;
(постатейный)
(Леонтьев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)- оздоровление экологической обстановки в регионах и городах с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей среды, в том числе в Тульской, Самарской областях, г. г. Братск, Нижний Тагил, Череповец, в Уральском регионе, бассейнах озера Байкал и реки Волги и др.;