Командировка питание в самолете
Подборка наиболее важных документов по запросу Командировка питание в самолете (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ различные виды выплат
(КонсультантПлюс, 2025)Облагается ли НДФЛ стоимость питания в самолете при командировке
(КонсультантПлюс, 2025)Облагается ли НДФЛ стоимость питания в самолете при командировке
Статья: Длительные командировки - анализ практик и споров
(Дружинина И.)
("Трудовое право", 2023, N 5)В Письме N 03-03-07/11901 указано, что расходы на питание в командировке не подлежат возмещению при проезде к месту командирования и обратно согласно законодательству РФ. Да, возможно, в данном Письме речь идет лишь о питании при проезде к месту командировки и обратно (в поезде, самолете и т.п.), но судебная практика делает иные выводы. Согласно Определению Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 августа 2020 г. по делу N 8Г-4378/2020 с работника были взысканы понесенные работодателем расходы на оплату его ужинов в гостинице. Суд решил, что эти расходы не относятся к расходам по найму жилого помещения и должны оплачиваться командированным работником за счет выплачиваемых ему суточных.
(Дружинина И.)
("Трудовое право", 2023, N 5)В Письме N 03-03-07/11901 указано, что расходы на питание в командировке не подлежат возмещению при проезде к месту командирования и обратно согласно законодательству РФ. Да, возможно, в данном Письме речь идет лишь о питании при проезде к месту командировки и обратно (в поезде, самолете и т.п.), но судебная практика делает иные выводы. Согласно Определению Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 августа 2020 г. по делу N 8Г-4378/2020 с работника были взысканы понесенные работодателем расходы на оплату его ужинов в гостинице. Суд решил, что эти расходы не относятся к расходам по найму жилого помещения и должны оплачиваться командированным работником за счет выплачиваемых ему суточных.
Нормативные акты
"Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по виду спорта "самолетный спорт" на 2025 год. Номер-код вида спорта: 1600001411Л"
(утв. Минспортом России 15.11.2024, Общероссийской общественной организацией "Федерация самолетного спорта России")
(ред. от 21.08.2025)3. Расходы по командированию (проезд, питание, размещение, аренда авиатехники и страхование) участников соревнований обеспечивают командирующие организации.
(утв. Минспортом России 15.11.2024, Общероссийской общественной организацией "Федерация самолетного спорта России")
(ред. от 21.08.2025)3. Расходы по командированию (проезд, питание, размещение, аренда авиатехники и страхование) участников соревнований обеспечивают командирующие организации.
Письмо Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2010 N 2538-19
<О начислении страховых взносов>Учитывая, что в настоящее время, как правило, цена номера за сутки в гостинице включает стоимость завтрака (подтверждается данными прайс-листа гостиницы), а также стоимость проезда в поезде или перелета в самолете включает стоимость питания на борту самолета или в поезде, то согласно вышеупомянутой норме статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ документально подтвержденная стоимость проезда и проживания в командировке работника не облагается страховыми взносами.
<О начислении страховых взносов>Учитывая, что в настоящее время, как правило, цена номера за сутки в гостинице включает стоимость завтрака (подтверждается данными прайс-листа гостиницы), а также стоимость проезда в поезде или перелета в самолете включает стоимость питания на борту самолета или в поезде, то согласно вышеупомянутой норме статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ документально подтвержденная стоимость проезда и проживания в командировке работника не облагается страховыми взносами.
Статья: Что учесть при организации служебной командировки
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)С каждым днем все больше и больше рабочих вопросов можно решить на расстоянии. Электронная цифровая подпись, множество платформ для онлайн-общения и обучения, заключения договоров и ведения бизнеса... Такие возможности позволяют рационально использовать рабочее время сотрудников и руководителей. Между тем командировки еще не скоро исчезнут из кадровой практики: без личного присутствия мастер не заменит перегоревший блок питания, харизматичный и опытный продажник на форуме будет эффективнее видеопрезентации. Поэтому работники садятся в автомобили (самолеты, поезда) и отправляются выполнять задания в офлайн-режиме. Рассмотрим вопросы, которые чаще всего возникают на практике при направлении работников в командировку.
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)С каждым днем все больше и больше рабочих вопросов можно решить на расстоянии. Электронная цифровая подпись, множество платформ для онлайн-общения и обучения, заключения договоров и ведения бизнеса... Такие возможности позволяют рационально использовать рабочее время сотрудников и руководителей. Между тем командировки еще не скоро исчезнут из кадровой практики: без личного присутствия мастер не заменит перегоревший блок питания, харизматичный и опытный продажник на форуме будет эффективнее видеопрезентации. Поэтому работники садятся в автомобили (самолеты, поезда) и отправляются выполнять задания в офлайн-режиме. Рассмотрим вопросы, которые чаще всего возникают на практике при направлении работников в командировку.
Статья: Обзор разъяснений ведомств об учете командировочных расходов
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)Во время командировки у работника возникают самые разные траты. Кроме очевидных, как, например, приобретение билета на самолет или поезд, могут быть и другие расходы. Например, некоторые работодатели готовы оплатить питание сотруднику во время служебной поездки или предложить работнику арендовать автомобиль, чтобы ему было удобнее перемещаться в месте, где он выполняет служебное задание. Некоторые из возможных расходов облагаются НДФЛ. В статье рассмотрим несколько писем Минфина России с разъяснениями относительно налогообложения неочевидных расходов в командировке.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)Во время командировки у работника возникают самые разные траты. Кроме очевидных, как, например, приобретение билета на самолет или поезд, могут быть и другие расходы. Например, некоторые работодатели готовы оплатить питание сотруднику во время служебной поездки или предложить работнику арендовать автомобиль, чтобы ему было удобнее перемещаться в месте, где он выполняет служебное задание. Некоторые из возможных расходов облагаются НДФЛ. В статье рассмотрим несколько писем Минфина России с разъяснениями относительно налогообложения неочевидных расходов в командировке.
Готовое решение: Как учреждению возместить и отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете командировочные расходы
(КонсультантПлюс, 2025)Как в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить оплату питания командированных работников
(КонсультантПлюс, 2025)Как в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить оплату питания командированных работников
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)2. Если постановлением Правительства РФ (для организации, финансируемой из бюджета) или коллективным договором, локальным нормативным актом организации, не относящейся к бюджетной сфере, установлены ограничения видов транспорта, который должен использовать работник при проезде в командировку, а также возможный уровень комфортности проезда (салона самолета и т.д.), то работнику возмещаются:
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)2. Если постановлением Правительства РФ (для организации, финансируемой из бюджета) или коллективным договором, локальным нормативным актом организации, не относящейся к бюджетной сфере, установлены ограничения видов транспорта, который должен использовать работник при проезде в командировку, а также возможный уровень комфортности проезда (салона самолета и т.д.), то работнику возмещаются:
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Расходы по проезду к месту командировки и обратно, возмещаемые командированному работнику, включают:
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Расходы по проезду к месту командировки и обратно, возмещаемые командированному работнику, включают:
Вопрос: Вправе ли организация учесть в расходах по налогу на прибыль выделенную в авиабилете отдельной строкой стоимость услуги "гарантия возврата авиабилета", оплаченной командированным работником при приобретении авиабилетов?
(Консультация эксперта, 2025)Некоторые авиакомпании при приобретении авиабилетов предлагают дополнительные платные услуги (выбор определенного места в самолете, страхование, плата за гарантию возврата билета, дополнительное питание), которые не входят в состав провозной платы. Так, услуга "гарантия возврата авиабилета" позволяет, например, в случае отмены командировки вернуть полную стоимость авиабилета.
(Консультация эксперта, 2025)Некоторые авиакомпании при приобретении авиабилетов предлагают дополнительные платные услуги (выбор определенного места в самолете, страхование, плата за гарантию возврата билета, дополнительное питание), которые не входят в состав провозной платы. Так, услуга "гарантия возврата авиабилета" позволяет, например, в случае отмены командировки вернуть полную стоимость авиабилета.
Готовое решение: Как облагаются страховыми взносами командировочные расходы, суточные, полевое довольствие
(КонсультантПлюс, 2025)Как облагается страховыми взносами стоимость питания сотрудников в командировке
(КонсультантПлюс, 2025)Как облагается страховыми взносами стоимость питания сотрудников в командировке
Готовое решение: Как принять к вычету НДС с командировочных расходов
(КонсультантПлюс, 2025)Если питание предоставляется в поезде или самолете и его стоимость выделена в билете отдельной позицией, то НДС со стоимости питания к вычету принять нельзя (Письма Минфина России от 19.06.2017 N 03-03-06/1/37945, от 16.06.2017 N 03-03-РЗ/37488, от 06.10.2016 N 03-07-11/58108).
(КонсультантПлюс, 2025)Если питание предоставляется в поезде или самолете и его стоимость выделена в билете отдельной позицией, то НДС со стоимости питания к вычету принять нельзя (Письма Минфина России от 19.06.2017 N 03-03-06/1/37945, от 16.06.2017 N 03-03-РЗ/37488, от 06.10.2016 N 03-07-11/58108).
Готовое решение: По каким статьям КОСГУ отражаются командировочные расходы
(КонсультантПлюс, 2025)По какой статье (подстатье) КОСГУ отражаются расходы на питание сотрудника в поезде в командировке
(КонсультантПлюс, 2025)По какой статье (подстатье) КОСГУ отражаются расходы на питание сотрудника в поезде в командировке
Статья: Правовое обеспечение межрегионального межгосударственного интеграционного сотрудничества в Дальневосточном регионе
(Шульга С.В.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 3)В 1962 г. в столице Финляндии городе Хельсинки было заключено Хельсинкское Соглашение <6> пяти североевропейских государств: Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии и Исландии, в соответствии с положениями которого, касающимися участия указанных стран в экономическом сотрудничестве, на них возлагалось обязательство всегда и там, где это возможно, планировать, разрабатывать и осуществлять совместно или по отдельности проекты оказания экономической помощи развивающимся странам с целью защищать экономические интересы государств Северной Европы, а также пропагандировать модель их социального экономического развития в регионах расположения развивающихся государств. В качестве приоритетных рассматривались интеграционные формы и методы их сотрудничества с развивающимися странами. Следуя логике нормативного содержания и целям Хельсинкского соглашения 1962 г., его положения в равной степени распространялись и на государства Дальневосточного региона, представлявшие для североевропейских государств весьма привлекательный объект такого сотрудничества в силу изложенных ранее причин <7>. Для координации внешнеэкономической интеграционной деятельности государств Северной Европы, прежде всего в регионах расположения развивающихся стран, включая дальневосточные, в тот же период Швецией, Данией, Исландией, Финляндией и Норвегией был создан специальный коммунитарный орган - Комитет экономического сотрудничества северных стран (далее - Комитет) <8>. Продолжая свою деятельность, Комитет инициировал и реализовал проекты строительства на территории Республики Кореи нескольких многофункциональных центров, так называемых Северных домов (Nordic Houses), что было предусмотрено соответствующими договорами, заключенными в 1957 г. "Северные дома" предназначались для достижения двух целей: а) создания комфортных условий шаговой доступности для получения услуг по системе одного окна официальными лицами и специалистами, командированными из североевропейских государств в Дальневосточный регион и, в частности, в Республику Корею, так как в них располагались дипломатические, консульские учреждения скандинавских стран, гостиницы, библиотеки, конференц-залы, справочные агентства и туристические бюро, информационные центры, выставки, комнаты отдыха транзитных пассажиров, пункты питания и отдыха для экипажей воздушных и водных судов и т.п.; и б) популяризации образа и уровня жизни населения североевропейских государств, привлечения возможных инвесторов, демонстрации экономических, прежде всего социальных, достижений скандинавских государств. "Северные дома" являлись двигателями интеграционных проектов межрегионального сотрудничества с участием государств Северной Европы и Дальнего Востока. Успешная деятельность "Северных домов" послужила основанием учреждения двух профессиональных общественных организаций служащих и членов экипажей морского пассажирского и торгового флотов государств Северной Европы <9>, чьи филиалы и представительства расположены и в Дальневосточном регионе, экономика государств которого в большой степени ориентирована на промышленный лов, переработку и экспорт рыбы, а также морепродуктов.
(Шульга С.В.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 3)В 1962 г. в столице Финляндии городе Хельсинки было заключено Хельсинкское Соглашение <6> пяти североевропейских государств: Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии и Исландии, в соответствии с положениями которого, касающимися участия указанных стран в экономическом сотрудничестве, на них возлагалось обязательство всегда и там, где это возможно, планировать, разрабатывать и осуществлять совместно или по отдельности проекты оказания экономической помощи развивающимся странам с целью защищать экономические интересы государств Северной Европы, а также пропагандировать модель их социального экономического развития в регионах расположения развивающихся государств. В качестве приоритетных рассматривались интеграционные формы и методы их сотрудничества с развивающимися странами. Следуя логике нормативного содержания и целям Хельсинкского соглашения 1962 г., его положения в равной степени распространялись и на государства Дальневосточного региона, представлявшие для североевропейских государств весьма привлекательный объект такого сотрудничества в силу изложенных ранее причин <7>. Для координации внешнеэкономической интеграционной деятельности государств Северной Европы, прежде всего в регионах расположения развивающихся стран, включая дальневосточные, в тот же период Швецией, Данией, Исландией, Финляндией и Норвегией был создан специальный коммунитарный орган - Комитет экономического сотрудничества северных стран (далее - Комитет) <8>. Продолжая свою деятельность, Комитет инициировал и реализовал проекты строительства на территории Республики Кореи нескольких многофункциональных центров, так называемых Северных домов (Nordic Houses), что было предусмотрено соответствующими договорами, заключенными в 1957 г. "Северные дома" предназначались для достижения двух целей: а) создания комфортных условий шаговой доступности для получения услуг по системе одного окна официальными лицами и специалистами, командированными из североевропейских государств в Дальневосточный регион и, в частности, в Республику Корею, так как в них располагались дипломатические, консульские учреждения скандинавских стран, гостиницы, библиотеки, конференц-залы, справочные агентства и туристические бюро, информационные центры, выставки, комнаты отдыха транзитных пассажиров, пункты питания и отдыха для экипажей воздушных и водных судов и т.п.; и б) популяризации образа и уровня жизни населения североевропейских государств, привлечения возможных инвесторов, демонстрации экономических, прежде всего социальных, достижений скандинавских государств. "Северные дома" являлись двигателями интеграционных проектов межрегионального сотрудничества с участием государств Северной Европы и Дальнего Востока. Успешная деятельность "Северных домов" послужила основанием учреждения двух профессиональных общественных организаций служащих и членов экипажей морского пассажирского и торгового флотов государств Северной Европы <9>, чьи филиалы и представительства расположены и в Дальневосточном регионе, экономика государств которого в большой степени ориентирована на промышленный лов, переработку и экспорт рыбы, а также морепродуктов.